Рабочая программа по технологии, 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по технологии, 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века" с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
г. Балаково Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______ /Н.А. Видманкина/ ФИО Протокол № __ от «___ » августа 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора УВР МАОУ СОШ №22 __________ /Н.А. Гуськова/ ФИО «__» сентября 2014г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №22 ____________/Г.Д. Потапкина/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для учащихся 1 В класса общеобразовательного уровня,
обучающихся по системе «Начальная школа IXX века»
учителя высшей квалификационной категории
Тарасовой Натальи Владимировны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«___»_______20___ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Технология» для 1 класса составлена на Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.
Задачи курса:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно - логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».
Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры
Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
УМК
• рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень
• сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
• представлен следующими учебными пособиями:
Учебник:
Е. А. Лутцева Технология, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
Из истории технологии
Раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса. В первом классе пропедевтические знания.
Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Курс реализуется, прежде всего в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова).
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).
В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.
- Степень самостоятельности.
- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Описание места учебного предмета
На изучение технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю или 33 часа в год. Из них 16 часов на 1 полугодие,
17 часов на 2 полугодие.
В 1 классе обучение ведётся без отметок.
1 четверть – 8 ч
2 четверть – 8 ч
3 четверть – 9 ч
4 четверть - 8 ч
Содержание курса.
№ | Тема раздела | Кол -во часов | Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные деятельности | Предметные задания | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. | Что нас окружает | 3 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Нравственно-этическая ориентация |
сравнивать, делать простейшие обобщения; |
смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение | |
2. | Кто где живет | 6 | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
|
человека в окружающем ребенка мире;
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
деятельности утилитарного и эстетического характера;
профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред; | самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное
свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами | |
3. | Азбука мастерства | 7 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация |
природными материалами.
несъедобными семенами растений
деталей пластилином. |
аппликацию из засушенных растений
мозаику из семян.
сказочных героев из природного материала | |
4. | Работаем с бумагой | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
аппликации
мозаики.
складыванием.
из бумажных полос. |
мозаику из мятой бумаги.
мозаику из рваной бумаги
симметричное вырезание
аппликацию из бумажных полос. | |
5 | Помощники мастерства | 2 | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
|
работы с иглами и ножницами. |
общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | |
6 | Сначала рисуем | 5 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
складыванием. |
развёртку. Выполнять технику «гармошка». Выполнять аппликацию из геометрических фигур. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- Что такое деталь (составная часть изделия);
- Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- Какое соединение деталей называют неподвижным;
- Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
- Прогнозировать получение практических результатов;
Под контролем учителя:
- Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
- Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Материально – техническое обеспечение
Учебные презентации
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Проектор
Экран
Дидактические материалы:
Учебник:Е. А. Лутцева Технология, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Москва Издательский Центр «Вентана-Граф», 2011 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю (33 часа)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.
(11 часов)
Рукотворный мир как результат труда человека. | Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; традиции и творчество мастеров родного края. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Ремёсла. Мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда. | |
Природа в художественно-практической деятельности человека. | Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | |
Природа и техническая среда. | Машины и механизмы – помощники человека. Проблемы экологии. Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевой гармонии) | |
Дом и семья. Самообслуживание. | Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т.п.). Животные в доме (уход за животными). |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (15 часов)
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов. | Исследовать (наблюдать, сравнивать) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, отделка, формообразование, сборка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы), чертежных инструментов(линейка), приемы работы приспособлениями (шаблон, трафарет) Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный и практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. | |
Общее представление о технологическом процессе. | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций. | |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, копированием). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) | |
Графические изображения в технике и технологии | Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Разметка с опорой на доступные графические изображения. |
3. Конструирование и моделирование. (7 часов)
Изделие и его конструкция | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия. | Конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. |
Элементарные представления о конструкции | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная), соединение подвижное. | |
Конструирование и моделирование несложных объектов | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликация из геометрических фигур и пр.) |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню деятельности учащихся | |
план | факт | |||||
1 | Что нас окружает? Что ты видишь вокруг | экскурсия | Классификация предметов по признакам | Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные | ||
2 | Мир природы | комбинированный | Природа в жизни человека | Знать, какое значение имеет природа в жизни человека | ||
3 | Мир рукотворный | экскурсия | Что сделано руками человека. Особенности разных профессий | Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой | ||
4 | Окружающий мир надо беречь | экскурсия | Охрана природы. Зависимость природного мира от человека | Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе. | ||
5 | Кто где живёт? Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? | экскурсия | Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище | Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища | ||
6 | Если захочешь - сделаешь | экскурсия | Экскурсия на пришкольный участок | Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города | ||
7-8 | Подари сказку «Колобок» | комбинированный | Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок». Разыгрывание сказки «Колобок» | Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место | ||
9 | Готовим праздник | урок - праздник | Классный праздник «День именинника» | Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе | ||
10 | Из чего сделан рукотворный мир? | экскурсия | Что сделано руками человека | Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала | ||
11 | Азбука мастерства Подсказывает природа | комбинированный | Понятие «материал». Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?» | Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов | ||
12 | Как устроены разные изделия? | комбинированный | Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей | Знать термин «конструкция». Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания | ||
13 | Целое и части. Изделие и его детали | комбинированный | Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия» | Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам | ||
14 | Как соединить детали | комбинированный | Способы соединения деталей | Знать, с помощью чего можно соединить детали | ||
15 | Шаг за шагом «Пластилин- волшебник» | комбинированный | Планирование своей работы | Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы | ||
16 | Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани? | комбинированный | Классификация материалов | Уметь классифицировать материалы по видам | ||
17 | Работаем с бумагой и картоном Что можно сделать из бумаги | комбинированный | Свойства бумаги | Знать свойства бумаги. Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку | ||
18 | Учимся наклеивать детали | комбинированный | Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации | Знать способы наклеивания. Уметь выполнять обрывочную аппликацию. | ||
19 - 20 | Помощники мастера Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | комбинированный | Понятия: «машины» и «инструменты» | Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами. | ||
21 | Фантазия из бумаги | комбинированный | Вырезание деталей различной конфигурации | Знать технику безопасности при работе с ножницами. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу. | ||
22 | Сначала рисуем Какие бывают линии | комбинированный | Черчение линий различной конфигурации | Уметь различать и чертить линии различной конфигурации | ||
23 | Из ниток и верёвочек | комбинированный | Плетение ниток. Аппликация из ниток | Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе. Уметь выполнять аппликацию из ниток | ||
24 | Много и ровно Размечаем круги | комбинированный | Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания. | Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания. Уметь выполнять разметку по шаблону. | ||
25 | Размечаем прямоугольники | комбинированный | Обсуждение. Разметка прямоугольников для последующего наклеивания. | Уметь размечать прямоугольники и наклеивать их. | ||
26 | Размечаем треугольники | комбинированный | Обсуждение. Разметка треугольников для последующего наклеивания. | Уметь размечать и наклеивать треугольники. | ||
27 | Без инструментов | комбинированный | Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами». | Знать приём сгибания как способ разметки. Уметь работать в технике «оригами». | ||
28 | Научись несложным приёмам сгибания | комбинированный | ||||
29 | Работаем с тканью Свойства ткани | комбинированный | Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани. | Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами. | ||
30 | Иглы и булавки | комбинированный | Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания. | Знать различные виды игл, их строение. Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. | ||
31 | Прямая строчка и её дочка Учимся красиво вышивать | комбинированный | Выполнение прямой строчки Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру. | Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку. Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру. | ||
32 33 | Повторение изученного. Резервные часы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336909-1383836644.jpg)
Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".
Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/06/picture-554028-1470501572.jpg)
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по технологии 1-4 Школа XXI века...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....