Внеклассное занятие по технологии в 1 классе "Появление бумаги. Сколько у бумаги родственников".
план-конспект занятия по технологии (1 класс) на тему

Степочкина Татьяна Валентиновна

Предлагаемый материал внеклассного занятия по технологии содержит очень обширный материал, позволяющий максимально раскрыть тему младшим школьникам. Занятие формирует у детей познаваетльные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. Дети практически изучают процесс получения бумаги в бытовых условиях. Предлагаемые материалы помогут в подготовке запоминающегося и интересного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по технологии в 1 классе.

Тема: Появление бумаги. Сколько у бумаги родственников.

Цели:

  • Формировать познавательные универсальные учебные действия: познакомить детей с историей происхождения бумаги; познакомить детей с видами бумаги; обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Развивать коммуникативные универсальные учебные действия: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Формировать личностные универсальные учебные действия: учить умению бережно и экономно использовать материал; формировать экологическое сознание, формировать основные принципы и правила отношения к природе: бережное отношение к деревьям, экономное отношение к бумаге.

Оборудование

Учебная коллекция  «Виды бумаги и картона», образцы изделий из бумаги: тетрадь, книга, туалетная бумага, бумажная салфетка, картонная коробка, бумажный пакет или сумочка, шпагат, обои, сухая штукатурка, бумажный стаканчик для мороженого, бумажный пакет для молока, изолента на бумажной основе.

Для практической работы по получению бумаги в домашних условиях: 2 стакана измельченной бумаги и 4 стакана воды, блендер с емкостью, ёмкость большого размера, решётка для просушки полученной бумаги.

Ход занятия

I.Организационный момент

Загадка о лесах.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой?

- Кто скажет, какое отношение лес имеет к материалу, о котором сегодня пойдет у нас речь на внеклассном занятии – бумаге?

II. Постановка познавательной задачи.

Создание эвристической беседы.

- Что бы мы делали, если б не было на свете бумаги? (Всевозможные ответы детей: Исчезнут все книги из всех библиотек, ученикам не на чем будет писать, они не смогут самостоятельно получать знания из учебников, люди из дальних стран не смогут получать информацию в виде письма, квартиры станут голыми и неуютными без обоев и картин, негде было бы писать, не было бы газет, не стало бы денег, мы бы писали на ткани, а когда-то писали на бересте, на глиняных табличках.)

- Совершенно верно. Раньше, давным-давно, люди писали и на бересте, и на глиняных дощечках, на тонких шкурах – пергаменте, на тростнике, даже на золотых табличках. Да и деньгами, средством расчета, служили и овцы, и ценные шкурки зверей…

Презентация  №1. «Что было до бумаги?»

- Бумага (от итал. bambagia - хлопок) -  материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.

III. Как родилась бумага?

- А где появилась первая бумага? Как хранили секрет ее изготовления?

Презентация №2. «Как родилась бумага?»

 - Скажите, кто слышал, как изготавливают бумагу сейчас?

Рассматривание иллюстраций детской энциклопедии «Что такое? Кто такой» часть 1 с.96. Чтение учителем отрывка о технологии получения бумаги.

Схема 1 «Получение бумаги»

… В лесу звенят электропилы. С шумом падают на землю старые мохнатые ели. Трактор подтаскивает бревна к реке. И вот уже тяжелые плоты плывут к бумажной фабрике. И достается же здесь стволам! С них сдирают кору, разрезают на короткие кругляки-балансы, рубят их в мелкую щепу, размалывают в рыхлую волокнистую массу, варят в кислотах, добавляют клей и белую глину – каолин.

   И вот, наконец, жидкая кашица, в которую превратились еловые бревна, попадает в огромный цех. Если стать в одном его конце, люди на другом покажутся совсем маленькими, такой он длинный. И во всю его стометровую длину – одна машина. Эта машина и превращает кашицу в бумажный лист.

   Сначала нужно избавиться от воды. И бумажная масса ровным тонким слоем движется по бронзовой сетке, сквозь которую стекает вода. Потом воду выжимают огромные чугунные валы – прессы. Остальную воду отбирают горячие сушильные барабаны, которые, как утюги, проглаживают бумажный лист. Этот лист еще очень некрасив. Лишь после полировочных валов бумага получается гладкой и блестящей. Можно сматывать ее в рулоны и отправлять, куда нужно.

IV. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише –

Деревцо всё выше, выше.

V. Практическая работа по получению бумаги в домашних условиях.

      - А вы знаете, что бумагу можно получить в домашних условиях? Вам интересно, как это сделать?

     - Нам понадобится 2 стакана измельченной бумаги (только не газетной), 4 стакана воды, блендер для измельчения бумаги, потом еще 2 стакана воды и большая емкость, а также форма для просушки полученной «новой» бумаги. (Учитель демонстрирует опыт из Приложения «Занятие № 2»  «Как сделать бумагу дома»).

     - Подобным образом получают бумагу из макулатуры. А кто знает, что такое МАКУЛАТУРА? Для чего люди собирают и сдают макулатуру? Что из нее можно получить?

VI. Сколько у бумаги родственников?

Практическая работа с учебной коллекцией «Виды бумаги и картона». Изучение свойств бумаги.

- Назовите «родственников» бумаги. (Беседа учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий.)

- Книги и тетради изготовлены с добавлением клея. Их поверхность гладкая и блестящая. А если клей не добавлять, то получится туалетная бумага или бумажная салфетка. В магазине вам завернут покупки в плотную оберточную бумагу и завяжут бумажной веревкой – шпагатом. А чем оклеены стены вашей комнаты? Красивыми бумажными обоями. А под обоями сухая штукатурка, которая сделана из гипса и толстой  бумаги – картона. Если обработать бумагу разными веществами, из нее можно сделать стаканчики, пакеты для молока и даже изоляцию для электропроводов.(Демонстрация образцов изделий из бумаги).

VII. Бережное и рациональное использование бумаги.

- Мы настолько привыкли к тому, что у нас есть бумага, что просто не замечаем, как часто мы ею пользуемся. Что является сырьем для получения бумаги? (Древесина хвойных и лиственных пород деревьев, старая использованная бумага).

- Как вы думаете, а если каждый день люди будут выпиливать леса, к чему это может привести? (Лесов не станет, не из чего будет получать бумагу).

- Что можем сделать мы с вами для сохранения лесов? (сажать деревья, беречь леса, собирать макулатуру.)

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Дары дерева. (Презентация  3)

Д. Кайгородов

Божье создание,

Земли, нашей матушки,

Детище милое!

Зыбью зеленою,

Листом кудрявым, ты

Кроешь нас в непогодь,

Греешь в морозный день,

Кормишь в бескормицу.


Презентация №3. «Значение деревьев в жизни человека»

Всякий, конечно, согласится, что дерево — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего-чего только не дает оно нам, людям!

Бревна и доски для постройки наших жилищ, дрова для их отопления — дает нам дерево. Столы, за которыми мы работаем, едим, стулья и скамейки, на которых сидим, кровать, на которой спим,— все это из дерева. Из дерева же делаются лодки и корабли, в которых плаваем по воде, — словом, всюду и везде, большая часть из самых необходимых для человека предметов сделана из дерева. Из дерева же получаем смолу, древесный уксус и древесный спирт. В последние годы редкая книга и газета не печатается на такой бумаге, в которой не было бы дерева.

А кора дерева?.. Древесной корой кожевники обрабатывают (дубят) ежегодно миллионы кож; из древесной же коры гонят деготь. Одно из самых употребительных лекарств, которым лечатся от лихорадки, получается также из древесной коры (хинного дерева). Ветви и листья дерева также употребляются на многие надобности человека. Так, например, они часто служат подстилкой для скота в стойлах. Из ветвей же вяжут веники и метлы. В бескормицу листьями кормят домашний скот.

А древесные плоды! Вспомним только о разных сортах яблок, груш, слив и вишен; о различных орехах: лесных, кедровых, грецких и других. Ведь все это вырастает на деревьях — все это дает нам дерево!

А, наконец, само живое дерево, в его красивом зеленом убранстве, широко раскинувшее свои красивые ветви и укрывающее нас от зноя и непогоды!..

И стоит оно, — питаясь от матери-земли и умываясь Божьей росой, — стоит красивое, спокойное, величавое, вынося бури и непогоды, и одаряя нас своими незаменимыми, разнообразными дарами.

- Перечислите все, чем полезно дерево.

- Перечислите все предметы, которые сделаны из дерева. Перечислите все, что делают из коры, ветвей и листьев дерева.

- Как вы думаете, может ли человек обойтись без дерева?

- Какую роль дерево играет в вашей жизни.

- Как сэкономить бумагу? (Бережно использовать тетради, собирать использованную бумагу и сдавать макулатуру). Правильно. Люди научились перерабатывать использованную бумагу и получать из нее новую.

VIII. Рефлексия.

- Как люди жили без бумаги?

- Сколько родственников у обычной бумаги?

- Почему бумагу нужно беречь?

- Что сегодня порадовало вас? Что огорчило? Почему?

IX.Список источников

Д.Кайгородов moral-educ.narod.ruBooks/Book7/exemp7-stor1.html

Детская энциклопедия  Что такое? Кто такой?

Полезные советы: Как сделать лист бумаги в домашних условиях http://uznay-kak.by/svoimi-rukami/kak-sdelat-list-bumagi-v-domashnix-usloviyax.html



Предварительный просмотр:

Как сделать лист бумаги в домашних условиях

Как сделать лист бумаги в домашних условиях

Хочу рассказать Вам о простом способе изготовления бумаги в домашних условиях. Детишкам этот процесс будет интересен – они сами сделают бумажный лист. Да и многим взрослым не откажутся попробовать это сделать. Хороший способ с пользой провести выходной с ребенком за интересным занятием. Итак, начнем: Необходимо мелко нарвать любой бумаги два стакана (только не газетной – ее уже успели переработать до вас). Аккуратно разрываем на мелкие кусочки и заполняем граненый стакан. Высыпаем бумагу в емкость и добавляем 1 к 2 воды. То есть если 2 стакана бумаги, то потребуется 4 стакана воды. Отправляем получившуюся массу в обычный блендер и перемешиваем очень тщательно. Должна получиться кашеобразная масса из волокон бумаги. Данную массу выливаем в большую емкость и добавляем еще пару стаканов воды. Тщательно перемешиваем. Делаем две деревянные одинаковые рамки. К одной из них прикрепляем металлическую сетку. Совмещаем две рамки – одна на другую и опускаем в емкость с кашицей из блендера. Хорошо там как бы просеиваем рамки. Масса должна заполнить всю сетку. Вынимаем рамки и даем стечь воде. После этого оставляем сохнуть. Снимаем рамки и у нас готовый лист нашей бумаги!!!!! При этом заливать можно абсолютно любые формы и бумага будет приобретать их форму . Попробуйте использовать обычный дуршлаг – будет интересно)))) удачи Вам и Вашим детям в экспериментах!!!!

Источники информации:

Полезные советы: Как сделать лист бумаги в домашних условиях http://uznay-kak.by/svoimi-rukami/kak-sdelat-list-bumagi-v-domashnix-usloviyax.html



Предварительный просмотр:

БУМАГА

Когда ты был совсем маленьким, мама прочитала тебе первую книжку. А книжка сделана из бумаги. Ты вырос, пошёл в школу, написал своё первое слово на бумажном тетрадном листе. Бумага вошла в твою жизнь, стала такой привычной, что ты, наверное, даже не задумываешься, откуда она к тебе пришла.

...В лесу звенят электропилы. С шумом падают на землю старые мохнатые ели. Трактор подтаскивает брёвна к реке. И вот уже тяжёлые плоты плывут к бумажной фабрике. И достаётся же здесь стволам! С них сдирают кору, разрезают на короткие кругляки-балансы, рубят их в мелкую щепу, размалывают в рыхлую волокнистую массу, варят в кислотах, добавляют клей и белую глину — каолин.

Длинный путь должна пройти ёлка, прежде чем она превратится в рулон газетной бумаги.

И вот наконец жидкая кашица, в которую превратились еловые брёвна, попадает в огромный цех. Если стать в одном его конце, люди на другом покажутся совсем маленькими, такой он длинный. И во всю его стометровую длину — одна машина. Эта машина и превращает кашицу в бумажный лист.

Сначала нужно избавиться от воды. И бумажная масса ровным тонким слоем движется по бронзовой сетке, сквозь которую стекает вода. Потом воду выжимают огромные чугунные валы — прессы. Остальную воду отбирают горячие сушильные барабаны, которые, как утюги, проглаживают бумажный лист. Этот лист ещё очень некрасив. Лишь после полировочных валов бумага получается гладкой и блестящей. Можно сматывать её в рулоны и отправлять, куда нужно.

А где нужна бумага?

О книгах и тетрадях мы уже говорили. В тетрадке чернила не расплываются, потому что в бумажную массу добавили клей. А если клей не добавлять? Получится промокательная бумага или бумажная салфетка. Они очень быстро впитывают воду и чернила.

В магазине тебе завернут покупки в плотную обёрточную бумагу и завяжут бумажной верёвкой.

Чем оклеены стены твоей комнаты? Красивыми бумажными обоями. А под обоями, вероятно, сухая штукатурка, которая сделана из гипса и толстой бумаги — картона.

Если обработать бумагу разными веществами, из неё можно сделать либо стаканчики для лимонада, либо пакеты для молока, а можно изготовить и изоляцию для электропроводов.

Вот и получается, что без бумаги в наше время никак не обойдёшься.

Статья «Бумага» из энциклопедии «Что такое? Кто такой?»



Подписи к слайдам:

Задолго до появления бумаги…
В древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
Глиняные дощечки.
Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой.
Более лёгкие и прочные материалы для письма:
деревянные дощечки
бамбуковые планки
берестяные грамоты
В Древнем Египте широко использовался папирус. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию.
Папирус.
Как же его изобрели? В Египте на берегах реки Нила было найдено растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Длина такой книги была 100 шагов.
Растение – папирус.
Пергамент
В Пергамии придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?(Его делали из шкур телят и овец)
Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа? Книга напоминала сундук.
Береста.
Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?Процарапывали костяным или железным писалом.
Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через тысячелетие Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем в следующий раз.


Подписи к слайдам:

Изготовление бумаги в
Древнем Китае
Бамбук расщепляли и замачивали с известью
Полученную массу вываривали
Бумагоделательная машина
Как родилась бумага?
.









Современный способ изготовления бумаги отличается от способа получения бумаги в Древнем Китае, т. к.

на протяжении веков бумажная промышленность претерпела кардинальные изменения в связи с научно – техническим прогрессом.
Из массы формовали лист
Готовые листы бумаги сушили


Подписи к слайдам:

В последние годы редкая книга и газета не печатается на такой бумаге, в которой не было бы дерева.
И стоит оно, — питаясь от матери-земли и умываясь Божьей росой, — стоит красивое, спокойное, величавое, вынося бури и непогоды, и одаряя нас своими незаменимыми, разнообразными дарами.
Всякий, конечно, согласится, что дерево — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Чего-чего только не дает оно нам, людям!
Из дерева же получаем смолу, древесный уксус и древесный спирт.
А, наконец, само живое дерево, в его красивом зеленом убранстве, широко раскинувшее свои красивые ветви и укрывающее нас от зноя и непогоды!..
Дары дерева.

Божье создание,
Земли, нашей матушки,
Детище милое!
Зыбью зеленою,
Листом кудрявым, ты
Кроешь нас в непогодь,
Греешь в морозный день,
Кормишь в бескормицу...
(
Д.Кайгородов
)
Из дерева же делаются лодки и корабли, в которых плаваем по воде
А древесные плоды! Вспомним только о разных сортах яблок, груш, слив и вишен; о различных орехах: лесных, кедровых, грецких и других. Ведь все это вырастает на деревьях — все это дает нам дерево!
Столы, за которыми мы работаем, едим, стулья и скамейки, на которых сидим, кровать, на которой спим,— все это из дерева.
Ветви и листья дерева также употребляются на многие надобности человека. Так, например, они часто служат подстилкой для скота в стойлах. Из ветвей же вяжут веники и метлы. В бескормицу листьями кормят домашний скот.
Бревна и доски для постройки наших жилищ, дрова для их отопления — дает нам дерево.
Древесной корой кожевники обрабатывают (дубят) ежегодно миллионы кож; из древесной же коры гонят деготь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по технологии

Занятие по технологии в 1 классе , УМК любой...

Презентация к учебному занятию по технологии. Тема "Гжельская майолика. Конструирование из бумаги"

Презентация к учебному занятию по технологии. Тема "Гжельская майолика. Конструирование из бумаги" содержит иллюстративный материал, демонстрацию последовательности выполнения работы (технологическую ...

Внеклассное занятие по технологии "Ажурные вытынанки"

Внеклассное занятие по технологии с историей возникновения вытынанок и шаблонамик 8 марта....

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

Внеклассное занятие по технологии на тему "Подарки маме"

Внеклассное занятие по технологии на тему "Подарки маме"...

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества

Внеклассное занятие на тему « История изобретения бумаги» в рамках проекта День науки и творчества...

Конспект по технологии : Работа с бумагой. Аппликация из бумаги

            Класс 1               Тема: «Работа с бумагой. Аппликация из бумаги»            ...