Внеклассное занятие по технологии "Ажурные вытынанки"
план-конспект занятия по технологии (4 класс) по теме

Внеклассное занятие по технологии с историей возникновения вытынанок и шаблонамик 8 марта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azhurnye_vytynanki.docx509.26 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по технологии

«АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»

Цель:

дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Оборудование: ММУ, презентация «Вытынанки», образцы вытынанок, выполненных учащимися; инструменты (канцелярские ножи (резаки), ножницы), шаблоны бабочек, коробочки для обрезков, бумага для акварели, картон.

Ход занятия.

I. Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые гости! Очень рада видеть Вас на своём занятии.

III. Сообщение темы и целей мастер-класса.

- Сегодня я научу Вас делать вытынанки.

IV. Основная часть.

1. Рассказ учителя о технике «вытынанки».

    Вытынанки… какое необычное слово!

    Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

    Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

    В Белорусии  называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше –выцинанка.

      Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться  «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

     Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи,  дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».

2. Виды вытынанок.

Вытынанки бывают: одинарные , сложные, ажурные, силуэтные

 Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить  2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

 Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

  •  составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,
  • накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные украшения возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами. Этим искусством занимались и Н.В.Гоголь, и И.Репин.

Киригами - – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Киригами и вытынанки имеют общее – прорези.

 Город из бумаги.

Молодой японец Ватару Ито увлёкся киригами во время вступительных экзаменов в университет. Затея с поступлением не удалась, но вырезание фигурок из бумаги продвигалось весьма успешно. Увлечённый японец начал работу над проектом «Замок на океане» 4 года назад. Для этого ему понадобилась бумага, клей и нож, и работа закипела.

   В течение 3-х лет Ватару Ито продолжал безуспешно поступал в университет, а бумажный замок увеличивался в размерах, занимал всё свободное пространство небольшой квартиры. По словам молодого чпонца, из-за недостатка места спать ему приходилось под столом. И это немудрено!!! Размеры бумажной композиции 2,41,8 м и 1 м в высоту. Основной элемент компмозиции – замок, который окружен собором, школой, тематическим парком, фабрикой и аэропортом.Теперь «Замок на океане» находится в выставочном павильоне вблизи Токио. По окончании выставка Ито намерен сжечь своё произведение и говорит: «Я очень увлечён творчеством во время работы, но когда она закончена, я полностью теряю к ней интерес».

3. Использование вытынанок в жизни. 

-  Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

   С помощью  вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

   В декабре 2011 года в нашей школе проходил конкурс на лучшее оформление классной комнаты «Морозные узоры». С учащимися мы изготовили много красивых вытынанок и ими украсили окна. Посмотрите, какая красота!

  Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели.

  На уроках СБО в 7-м классе при изучении темы «Подарки. Правила приёма и вручения подарков» учащиеся сделали открытки своим мамам на 8 марта. При изучении темы «Интерьер. Подбор деталей интерьера» в 9 классе вместе с учащимися мы изготовили самодельное декорете в виде бабочек и украсили ими гостиную зону кабинета.

4. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

   Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги для пастели - одно удовольствие. Белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный. мне очень нравится работать с бумагой для акварели.

   Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

5. Последовательность выполнения вытынанки.

   Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.

   Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

V. Практическая часть.

1. Показ изделия.

2. План работы.

3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).

4. Изготовление вытынанок (бабочки) гостями. (Во время практической работы можно использовать доп.материал о бабочках, см. Приложение).

VI. Обсуждение техники.   Впечатления присутствовавших.

      Ответы учителя на вопросы гостей.

VII. Итог мастер-класса.

   У меня есть уже достаточно большая коллекция образцов, шаблонов вытынанок, которыми я хочу поделиться с Вами.

 Желаю успехов!

При подготовке мастер-класса использовались материалы сайтов: