Технологическая карта урока технологии "Салфетка из ткани" 1 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Тема урока: «Салфетка из ткани»

Тип урока: урок творчество

Цель: научить учащихся делать салфетку и выполнять шов «вперед иголку»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить с исторической  информацией о салфетке и игле;
  • научить организовывать рабочее место при работе с тканью и иглами;
  • научить отмеривать длину нитки и изготавливать салфетку из ткани;
  • дать представление о конструкции изделия и его формы;
  • учить правилам безопасного пользования инструментами (игла, ножницы)

Развивающие:

Развивать:

  • моторику мелких мышц;
  • глазомер;
  • эстетический вкус.

Личностные:

  • воспитывать аккуратность;
  • развивать внимательность;
  • воспитывать уважение к своему и чужому труду;
  • учить бережливости, терпеливости, экономности.

Оборудование урока для учителя: приспособление для показа шва, белая хлопчатобумажная ткань, нитки «Ирис», ножницы, игла для вышивания, презентация.

Оборудование для учащихся: белая хлопчатобумажная ткань, нитки «Ирис», ножницы, игла для вышивания, нитковдеватель, наперсток, коробочка для отходов.

Словарная работа: игла, ткань, салфетка, бахрома, шов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: МБОУ НОШ № 95                                                                                    Студентка 33 группы: Хурамжина Екатерина

Класс: 1 – 2                                                                                                              Методист: Жир Н. А.

Кабинет: 304                                                                                                            Учитель: Варавва Е. В.

Тема урока: «Салфетка из ткани»

Тип урока: урок творчество

Цель: научить учащихся делать салфетку и выполнять шов «вперед иголку»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить с исторической  информацией о салфетке и игле;
  • научить организовывать рабочее место при работе с тканью и иглами;
  • научить отмеривать длину нитки и изготавливать салфетку из ткани;
  • дать представление о конструкции изделия и его формы;
  • учить правилам безопасного пользования инструментами (игла, ножницы)

Развивающие:

Развивать:

  • моторику мелких мышц;
  • глазомер;
  • эстетический вкус.

Личностные:

  • воспитывать аккуратность;
  • развивать внимательность;
  • воспитывать уважение к своему и чужому труду;
  • учить бережливости, терпеливости, экономности.

Оборудование урока для учителя: приспособление для показа шва, белая хлопчатобумажная ткань, нитки «Ирис», ножницы, игла для вышивания, презентация.

Оборудование для учащихся: белая хлопчатобумажная ткань, нитки «Ирис», ножницы, игла для вышивания, нитковдеватель, наперсток, коробочка для отходов.

Словарная работа: игла, ткань, салфетка, бахрома, шов.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. момент

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок технологии.

Приветству -ют учителя

Личностные:

самостоятельно созданная ситуация общения и сотрудничества

2.

Мотивационный этап

Ребята, посмотрите все на экран. У меня запутались слова, и я не могу их разгадать, пожалуйста, помогите мне. Попробуйте составить слова, и у вас получится тема сегодняшнего урока.

- Какие у вас получились слова?

- Правильно! Тема нашего урока: «Салфетка из ткани».

- А какая цели сегодняшнего урока? (Ответы детей)

- Ребята, а какая  проблема сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

- Отлично! Посмотрите на слайд. А я поставила вот такую проблему: Какие существуют виды салфеток? И получится ли у нас аккуратно и красиво сделать салфетку.

- Правильно! А я поставила вот такие цели:.

1. Узнать, историю возникновения салфетки;

2. Научиться выполнять шов «вперед иголку» на  салфетке из ткани.

3. Научиться отмеривать длину нитки;

4. Узнать, какая сторона лицевая, какая изнаночная.

3.

Актуализация знаний

Подготовительная работа

- Ребята, а вы знаете историю возникновения салфетки?

- Хорошо, тогда внимательно слушайте.

 Первые салфетки изобрел Леонардо да Винчи почти 200 лет назад.  В те времена не было возможности зарегистрировать изобретение и поэтому официальным днем рождения современной салфетки стало 9 июля 1887 года.

В этот день в Англии официальный банкетный стол был украшен всевозможными композициями из полотняных салфеток.

- Как вы думаете, где используются салфетки?

(На столах дома, чтобы вытирать руки и рот, после еды. Еще их делали для красоты.).

- Намного позже чем после создания салфетки, когда началась Первая мировая война, вместо салфетки из ткани, появилась бумажная салфетка.

В наше время существует множество разновидностей салфеток. Салфетки, сшитые из ткани, кружевные, бумажные, вязаные. Посмотрите на слайд и запомните. У каждой из них разное предназначение. Например, салфетки из ткани используют для обеденного стола. Вязанные салфетки, вяжутся спицами их делают для красоты, ну и т.д.

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, что это?

(Игла)

- Правильно! Поднимите руку те, кто знает историю возникновения иглы?

- Отлично! Теперь  послушайте историю возникновения иглы. Первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тыс. лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Первые железные иглы были найдены в Манчинге Бавария. Больше чем 2000 лет назад до н.э. Первую же стальную иглу нашли в Китае, примерно 1000 лет назад в н.э. Считается, что в Европу иглы были завезены почти 700 лет назад  н.э. арабскими купцами.

4.

Словарная работа

2 мин.

- Новые слова, с которыми вы сегодня познакомитесь, будут: ткань, салфетка, игла, бахрома.

- Посмотрите на слайд. На нем определение каждого из слов. Запомните их.

- Ткань – это изделие,  изготовленное на ткацком станке.

- Шов – это место соединения деталей нитками с помощью иголки. Выполняется в ручную – шов «вперед иголку» или на швейной машинке.

- Игла – это заостренный металлический стержень с ушком для выдергивания нитей, используемый при шитье. Различают иглы ручные и машинные.

- Салфетка – это кусок ткани, прямоугольной или другой формы. Применяется в хозяйстве для разных целей.

- Бахрома – это гладкая тесьма с весящими с одной стороны нитями. Служит украшением в одежде, салфетках и др.

Слушают объяснение учителя.

Читают про себя определения.

5.

Анализ образца.

3 мин.

- Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде салфетка из ткани). Как вы думаете, каково назначение изделия?

(Салфетка применяется в хозяйстве для разных целей)

- Это простое изделие или сложное? Почему? (Это простое изделие, т.к. ее легко изготовить). Какова форма изделия? (Прямоугольная). Из какого материала выполнено изделие? (Изделие выполнено из ткани и ниток). Каким образом оформлено изделие? (Изделие оформлено швом вперед уголку и бахромой). Как по-другому можно оформить изделие? (Ответы детей).

6.

Планирование работы.

- Посмотрите на слайд. Это материалы, которые, нам понадобятся для выполнения салфетки из ткани:

Ткань, шаблон, нитки, игла, простой карандаш, линейка, ножницы.

- Мы начнем работу с этапа разметка.

1) Возьмем ткань с хорошим полотняным переплетением нитей. От большого количества ткани отрезать кусок 20 х 20. Запомните, что для выполнения изделия необходима экономия материала.  Нельзя отрезать лишнюю ткань!

Поэтому для экономии времени и ткани, я вам нарезала куски ткани для будущей салфетки.

2) Определить какая сторона будет лицевая, а какая изнаночная. 

У всех тканей она есть. Лицевая  - яркая, а изнаночная - бледная.

3) Отступить от края ткани 1,5 см и очертить с 4 сторон карандашом, держа его перпендикулярно.

- 2 и 3 пункты плана вам делать не надо. У вас все уж готово.

Теперь посмотрите на слайд, как вы думаете, какой следующий пункт? (Ответы детей)

4) Нужно приложить шаблон к прочерченной линии и поставить точки верху зубчика шаблона и между зубчиками.

Таким образом, вы проставите точки по всей линии салфетки. Посмотрите на слайд.

Следующий этап – заготовка.

1) Сделаем по краям салфетки бахрому: выдернем нити до черты . начиная с крайних, чтобы получилась бахрома шириной 1,5 см. (Учитель показывает).

Для чего она? (Для красоты)

  1. Нитка вдевается в иголку.

Иголку правильнее всего держать в левой руке, а вдевать нитку правой рукой. У иголки на кончике есть дырочка, в нее  нужно просовывать нитку. Быть внимательным и сосредоточенным.

  1. Завязывание узелка:

Смотрите внимательно, как нужно это делать правильно.

  • конец нити взять большим и указательным пальцами левой руки;
  •  обвести нитью указательный палец на полтора оборота, прижимая большим пальцем;
  • сбросить витки ниток с пальца, одновременно скручивая скользящими движениями кончиков остальных пальцев;
  • затянуть узел, удерживая его ногтями среднего и большого пальца.

- Ребята, кто знает технику безопасности с ножницами, поднимите руку.

Отлично! А я нашла вот такую технику безопасности с ножницами:

  1. держать острыми концами только вниз;
  2. оставлять на столе с закрытыми лезвиями;
  3. передавать закрытыми кольцами вперед;
  4. пальцы левой руки держать в стороне от лезвия;
  5. хранить после работы в футляре.

- Посмотрите внимательно на слайд и послушайте технику безопасности с иглой:

1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице);

2. Запрещается брать иглу в рот,  вкалывать ее  в одежду;

3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

4. Нельзя шить ржавой иглой;

5. Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в плотную бумагу и выбросить в безопасное место.

Следующий этап сборка.

Выполнить шов вперед иголку по намеченным точкам.

Шов вперед иголку представляет собой ряд стежков одинакового размера и напоминает пунктир. Выполняется этот шов справа налево. Закрепив рабочую нить на изнанке, т.е. там где было прочерчено карандашом, игла выводится на лицевую сторону.  Стежки и расстояние между ними должны быть одинаковыми. На иглу следует набирать и пропускать через нее по 5-6 нитей ткани. По изнаночной стороне ткани стежки той же длины будут располагаться между лицевыми стежками.

-Как закрепить нить на ткани? (В петлю и с помощью узелка)

 В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелков, чтобы изнаночная сторона изделия была чистой и красивой. Рабочую нить в этом случае закрепляют в петлю. Для этого берут нить, соединяют ее концы и вдевают их в ушко иглы. Иглой с ниткой делается  маленький стежок и вытягивается нитка из ткани до тех пор, пока на изнаночной стороне не остается маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей нитью и затягивают ее.

Последний этап оформление.

- Оформление может быть разнообразным. Посмотрите на слайд. Посмотрите, и скажите, чем отличаются эти салфетки? (Ответы детей)

- Бантики, животные, цветы, шов вперед иголку можно разместить по-разному.

7.

Физ.минутка

8.

Закрепление нового материала

- Давайте с вами ещё раз вспомним, какие материалы нам необходимы. (1 человек отвечает)

- Молодец! А из чего состоит план работы? (разметка, сборка, заготовка, оформление)

- Кто хочет рассказать, что входит в разметку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

 - А что идет после разметки в нашем плане работы? (Заготовка)

-  Кто хочет рассказать, что входит в заготовку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

- Что идет после заготовки? (Сборка)

- Кто хочет рассказать, что входит в сборку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

- И последний какой этап?

(с разметки и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе Тема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного) УМК: Перспектива и презентация к уроку

Технологическая карта урока  математики в 4 классеТема: Нахождение дроби от числа (урок повторения ранее изученного), УМК "Перспектива"К уроку прилагается презентация. Цель урока: ...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...