Главные вкладки

    Мастер - класс для детей по фитодизайну в интерьере
    план-конспект по технологии на тему

    Гундарева Людмила Ивановна, учитель биологии, предлагает данный мастер-класс по фитодизайну в интерьере. Данный мастер - класс необходимо проводить уже на более высоком уровне освоения этого курса. Можно видеть, что дети, успешно организуют проект по предложенным темам, отлично ориентируются в разнообразии комнатных растений и их возможностях при оформлении. Считаю удачным работу по цветоведению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_fitodizayn_v_interere.docx26.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс "Фитодизайн интерьера"

    Цель: расширить знания учащихся по вопросу цветочного и ландшафтного дизайна, и использования цветов в озеленении, научить детей любить, внимательно и бережно относиться к природе, вызвать интерес к биологии, к миру растений.

    Для оформления использованы фотографии, изображающие различные цветы.

    В ходе мероприятия демонстрируются слайды цветов, о которых идет речь на встрече, при помощи проектора на большом экране, диск «Цветочная фантазия».

    Начинается встреча с приятной мелодии и вступительного слова учителя о цели встречи. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

    1. Заходят ученики, рассаживаются по группам. Группы формируются  по тому цвету карточки, который учащиеся выбрали на входе в класс. Рассматривается  психологический настрой ученика (цветотест). Карточки выбраны трех цветов: розовый, голубой, желтый. (1 мин.)

    “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. (Приложение 1)

    Учитель:  Дорогие ребята, уважаемые гости!

    К нам в школу пришло письмо от менеджера проекта “Экология и фитодизайн интерьера”, в котором  предлагается разработать дизайн помещений, т.е. озеленить их так, чтобы это было эстетично, уютно для нахождения в данном помещении и были соблюдены условия для содержания растений. Но я хочу, чтобы Вы мне помогли.

    Вы согласны с таким предложением?

    Ответьте мне на вопрос: Как расположены растения в данном помещении? Есть ли в этом какая – то закономерность?

    Я рада, что Вы очень грамотно отвечаете на мои вопросы!

    Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: «Слон похож на змею. Он длинный и гибкий». Другой ощупал слоновий бок и сказал: «Слон похож на стену – он большой и плоский». А третий, ухватив слона за хвост, закричал: «Вы все ошибаетесь! Слон – это длинная веревка!» И никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый из них знал только часть.

    Рождение идеи дизайна для интерьера может быть основано как на собственных чувствах и эмоциях, так и полностью на идеях Заказчика. Возможность взглянуть на мир глазами другого человека и увидеть прекрасное там, где раньше видел только пустоту – это шанс превратить любительское занятие в многогранный опыт, который, приобретая с годами, мы используем для создания интересных объектов.

    Чтобы Вам интереснее было работать, предлагаю не только создать данный проект на бумаге, но и исполнить его в компьютерной программе «Цветочная Фантазия», как это делают профессиональные дизайнеры.

    Наша задача: предложить проект по озеленению помещения с учетом классических канонов фитодизайна и ограниченности финансовых средств, выделенных для реализации этого проекта. Каждая группа получила задания по выполнению проекта, связанные с изучением условий существования растений в помещениях, определения наиболее популярных растений в школьном озеленении, изучением правил и способов размещения растений в помещениях.

    1 группа получает задание создать фитодизайн школьного зимнего сада;

    2 группа – фитодизайн детской комнаты;

    3 группа – фитодизайн столовой. (5-7 мин.)

    2. Предлагаю Вашему вниманию фрагмент работы, которую представляют Гвоздкова София и Богомолова Кристина (5 мин.)

    «Отдельно стоящее крупное декоративно-лиственное растение или удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату, холл или офис в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

    Иногда в школах, да и в жилых помещениях, горшки с растениями ставят рядами на подоконнике или по обе стороны окна сооружают ступенчатые “лесенки”. Такое размещение нельзя признать удачным. Если расставлять все растения на подоконнике, они будут забирать слишком много света. Кроме того, батареи центрального отопления иссушают воздух. Поэтому на подоконнике можно поставить одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной – папоротник, аспарагус, сансевьеру, толстянку.

    Очень эффектны в интерьере различные вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо из веревки, шнура или лозы. Своей зеленью и цветами ампельные растения заполняют пустующее вертикальное пространство, зрительно уменьшая его. Несложную, но красивую подставку для ампельных растений можно изготовить используя спилы деревьев. Очень декоративны здесь плющ, циссус, сциндапсус и другие лианы. При размещении ампельных растений можно воспользоваться специальными полками и вертикальными стенками. Желательно, чтобы одно из растений было ампельное, другое – с вертикальным характером роста. Наиболее подходящие для этого растения – сансевьера, диффенбахия, нефролепис, традесканция, зебрина. Полка может быть снабжена решеткой для вьющихся растений.

    Наиболее благоприятна для развития растений специальная цветочная витрина (флорариум) – замкнутое пространство с повышенной влажностью, более высокой температурой, нередко с дополнительным освещением. В таком пространстве можно выращивать самые разнообразные экзотические тропические растения (бромелиевые, папоротники и даже орхидеи). Очень эффектно они выглядят, если высадить их на разветвленный сухой ствол дерева, обернутый мхом. Такое “эпифитное дерево” помогает создать в тепличке атмосферу тропического леса.

    Очень эффектны группы из высаженных вместе суккулентных или тропических растений, помещенных в стеклянную емкость типа аквариума. В последнее время во многих европейских странах (особенно в Англии) стало популярным создание своеобразных минипейзажей, высаженных в большой стеклянной банке или даже бутылке. Сюда помещают миниатюрные сорта растений, которые не сильно разрастаются- эписции, небольшие папоротники, карликовые сенполии, кактусы, очитки, маранту.

    Очень красивы маленькие сады на камнях. Ещё одним искусством выращивания растений, родина которого - Япония и Китай, является бонсай (дерево на подносе или в вазе). Садоводы создают уменьшенные в десятки раз копии взрослых деревьев. Бонсай может жить в комнатных условиях десятки лет (японский можжевельник, кипарис, фикусы, гибискус, молочай, араукария и др.). При подготовке проекта мы попытались создать разные варианты цветочных композиций с учетом требований растений.

    В озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам: декоративно-лиственные; красивоцветущие; ампельные или висячие; вьющиеся и цепляющиеся (лианы); луковичные и клубневые.

    Наиболее популярными растения первой группы являются пальмы, фикусы, алоэ, аспидистра, драцена, колеус, папоротники, монстера, толстянка, лимон, агава, гинура, сансевьера.

    Вторая группа – это бегонии, кактусы, бальзамин, олеандр, сенполии, розы, пеларгония, гортензия, глоксиния, кливия.

    Третья группа – хлорофитум, сеткреазия, сциндапсус, гинура, традесканции, зебрина, сингониум, филодендрон.

    Четвертая группа – плющ обыкновенный, монстера, хойя (плющ войсковой), циссус (комнатный виноград), аспарагус перистый.

    Пятая группа – гиппеаструм, кринум, цикламен, глоксиния, гимантус.

    В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, бальзамин, хлорофитум), легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды. Это примула, молочаи с ядовитым соком, олеандр, растения с яркими плодами – солянум (паслен), однолетний перец, аглаонема. Осторожность надо соблюдать при уходе за диффенбахией, особенно при ее размножении, когда на свежем срезе выступают капельки ядовитого сока.

    Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения, такме как сансевьера, колеус, хлорофитум. Особую группу составляют растения, которые могут служить живыми учебными пособиями при изучении ботаники и географии. Очень важно, чтобы они были снабжены правильно составленными “паспортами” с указанием родины и характеристикой местообитания растения, его русским и латинским названиями. Здесь особенно интересны тропические бегонии и ароидные, различные пальмы, разные луковичные и суккуленты. Для озеленения школьных вестибюлей применяют наиболее выносливые декоративные растения, чаще крупные кадочные. Для теплых помещений – это монстера, пальмы, фикус, сансевьера, аспидистра. Для прохладных – папоротник нефролепис, хвойные растения – кипарисовик, китайский розан, агавы, алоэ, циссус.

    Мы провели учет комнатных растений всех школьных кабинетов и определили пять самых популярных комнатных растений нашей школы:

    1 место – хлорофитум хохлатый;

    2 место – папоротник нефролепис;

    3 место – различные бегонии;

    4 место – сингониум;

    5 место – гибискус китайский.

    Также распространенными растениями являются монстера привлекательная, сансевьера (щучий хвост), аспидистра. Таким образом, выводы следующие:

    В озеленении помещений используют растения, относящиеся к пяти группам: лиственные, красивоцветущие, ампельные, лианы, луковичные. Наиболее популярными растениями нашей школы являются хлорофитум, нефролепис, бегонии, гибискус, монстера, аспидистра. В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения, легко и обильно цветущие, уход за которыми доступен детям».

    Давайте, скажем спасибо докладчикам и я предлагаю Вам приступить  к выполнению работы «Я – дизайнер»

    3. «Я – дизайнер»: выполнение проектов (10 мин.)

    Итак, Вы получили достаточно информации по данному вопросу, а теперь приступайте к выполнению Ваших проектов. Вы можете воспользоваться фотографиями комнатных растений, использовать приложение. На Вашу работу отводиться 10 минут, после чего вы должны будете защитить данный проект.

    4. Защита проектов (10 мин.)

    Предлагаю Вам рассказать, что у Вас получилось? Рассказ учащихся, беседа по вопросам (возможные варианты ответов учащихся)

    Как нужно расположить светлолюбивые растения?

    Для нормального развития растениям необходим свет. Условия освещенности зависят от размера оконных проемов, ориентации окон, степени затененности снаружи. Освещенность в помещении зависит также от расстояния от окна. Уже на расстоянии полуметра от окна интенсивность освещения составляет 30% наружного, двух метров – всего 7-8%.

    Назовите эти растения?

    По требованию к освещенности все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, кактусы, агавы); тенелюбивые (аспидистра, плющ, иглица); теневыносливые (бегонии, традесканции, монстера, сциндапсус).

    Какие растения Вы разместите на северной стороне?

    Выбор растений во многом определяется ориентацией окна. На северном – это может быть коллекция сенполий, несколько папоротников или хвойных, аспидистра, сансевьера; на южном – разнообразные кактусы и другие суккуленты, многие красивоцветущие растения (жасмин, гиппеаструм, роза, пеперомия, кливия, аспарагус). На окнах восточной ориентации – азалия, диффенбахия, фуксии, цикламен, пеларгония, бромелиевые. Очень хорошо чувствуют себя цитрусовые, хойя, глоксиния, традесканция, пуансетия, кофе, чай на западных окнах.

    Какие растения Вы расположите рядом с батареями центрального отопления?

    Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой. Тропические растения культивируют в теплых помещениях (зимой 18-20 градусов), субтропические – в прохладных помещениях (зимняя температура 10-12 градусов). Наиболее подходят для озеленения растения, которые могут выдерживать широкую амплитуду температур (традесканция, хлорофитум, нефролепис, сансевьера).

    Необходима ли влажность для роста растений?

    Для нормального развития растений необходима достаточная влажность. Для ее поддержания растения регулярно опрыскивают. Особенно хорошо реагируют на это растения с плотными кожистыми листьями – монстера, диффенбахия. Не рекомендуется опрыскивать виды с сильно опушенными листьями – сенполии, многие бегонии – капли воды, задерживаясь на них, вызывают повреждения ткани листа. В этом случае можно увлажнять воздух другими способами: поставить около растения сосуды с влажным песком или с водой, поместить растения около аквариума. Нельзя опрыскивать растения, когда они освещены ярким солнцем, а также во время цветения. Решая вопрос о поливе, полезно вспомнить, в каких условиях влажности находится растение у себя на родине. Так, нередко наш комнатный фикус начинает терять свои листья осенью, если его продолжают обильно поливать. Причина станет ясна, если вспомнить, что на родине фикуса, в Индии, в это время бывает засушливый период, и растение, привыкшее к таким условиям, в это время и в комнате не нуждается в большом количестве воды. Если уменьшить полив, опадение листьев прекратится.

    Какие растения необходимо поместить в школьных кабинетах?

    Кроме того, мы хотели бы предложить увеличить в кабинете биологии количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ древовидное, каланхое, базилик узкоцветковый. Известно, что эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Они способны на 70% на расстоянии 2-3 метра снижать уровень патогенных микроорганизмов в воздухе. Ещё примечателен тот факт, что самым популярным растением в школе является хлорофитум хохлатый. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Особенно “неравнодушен” хлорофитум к окисям азота и соединениям тяжелых металлов. Несколько растений способны полностью очистить воздух от вредных примесей в помещении площадью 10 кв. м.

    6. Вопрос  к учащимся (5 мин.)

    – Кроме цветов, на что мы можем обратить внимание при дизайне помещения?

    Цвет стен сильно влияет на настроение человека, проводящего в помещении значительное время. По мнению экспертов, правильно выбранные обои или краска могут сделать уютной практически любую комнату. Секрет достаточно прост: в плохо освещенных помещениях, в окна которых попадает недостаточно солнечных лучей, нужны теплые и яркие цвета, а для слишком светлых и жарких помещений, наоборот, подойдут цвета холодные и свежие, сообщает газета Elcorreo. По словам испанского дизайнера Архинье Абада, возглавляющего сеть школ Idea Sana, в которых проводятся курсы по дизайну интерьеров, для дома целесообразно выбирать цвета, которые способствуют расслаблению, создают уютную, спокойную обстановку. Для офиса же больше подходят оттенки, которые бодрят и помогают сконцентрироваться. Говоря об отдельных цветах, Абада дает следующие рекомендации…

    – Но не будем забегать вперед. Рассмотрите лежащие перед Вами картинки и выскажите  мне свое мнение.

    Что Вам понравились?

    Что Вас насторожило?

    Действительно психологи говорят, что... Не будем забегать вперед. Я предлагаю вам игру «Цветик-семицветик». Оторвите понравившийся лепесток и загадайте самое сокровенное желание. А я расскажу Вам о том, что вас ожидает.

    Хотите поднять настроение? Тогда выбирайте:

    Желтый – обычно радует, веселит, но вместе с тем вызывает неприятные эмоции у людей, испытавших страх.

    Оранжевый – радует, поднимает настроение.

    Красный – радует, но иногда неосознанно вызывает некоторую долю страха.

    Розовый – вызывает небольшой подъем настроения, радует, располагает к сентиментальности.

    Пурпурный – вызывает праздничное, приподнятое, торжественное настроение.

    Золотой – поднимает настроение, радует.

    Понижают настроение:

    Фиолетовый – успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолические и мрачные мысли

    Лиловый – вызывает меланхолическое настроение

    Голубой – успокаивает, вызывает серьезное настроение и грусть, в большом количестве несколько угнетает, снимает нервное раздражение

    Серый – нейтрализует состояние, соответствует состоянию пассивной подавленности, скуке, страху

    Черный – понижает настроение, соответствует мрачности

    6. Для всех присутствующих объявляется конкурс на звание “Магистра цветоводческих наук”. Я предлагаю ответить на вопросы теста (3 мин.)

    Какое растение умеет “шагать” по стенам? (Плющ, диффенбахия, сенполия)

    Семена какого растения похожи на клюв аиста? Название этого растения в переводе с греческого означает “аист” (Гибискус, пеларгония, аспидистра)

    Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь? (Сциндапсус, монстера, кливия)

    На каком растении писали древние египтяне, и как называлась та бумага, которую из него изготавливали? (Аспарагус, фикус, циперус)

    Какое комнатное растение очень ядовито? (Хлорофитум, олеандр, алое)

    Назовите растение, у которого нет настоящих листьев? (Кактус, бегония, традесканция)

    Учитель: Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы – значит выражать чувства любви, почтения, расположения или уважения. Поэтому давайте дарить цветы чаще друг другу. Разрешите подарить вам цветы в горшочках.

    В конце нашего занятия я выдаю Вам удостоверения, что Вы прошли обучение по курсу: «Фитодизайн интерьера».

    – Надеюсь, что занятие было для вас приятным и интересным. До скорого свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс для учителей: Издательская деятельность в условиях специального (коррекционного) образования. + презинтация

    Цельюсоздания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и  создание услов...

    Мастер-класс для детей 8-10 лет "Я машину смастерю - папе с мамой подарю" Педагог дополнительного образования Черкасова И.В.

    Изготовление модели автомобиля  из  бумаги и картона, на мастер - классе представлены необходимые материалы и инструменты для моделирования, даны способы изготовления разверток автомобилей, ...

    Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

    Цель мастер-класса: повышение профессионального уровня, обмен опытом с педагогами, расширение кругозора, познакомить коллег со способом создания открыток-картин в технике «аппликация».Описа...

    Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"

    Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"...

    Мастер - класс для детей "Куклы своими руками" в пришкольном лагере "Улыбка".

    Древнеславянские обереги в виде нитяных или тканевых кукол не утратили своей значимости в течение многих веков. В давние времена несколько разновидностей таких оберегов (на разные случаи жизни) обязат...

    Мастер-класс для студентов специальности "Преподавание в начальных классах"

    laquo;Проектная деятельность в начальной школе»Каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему  необходимо ...