Рабочая программа по технологии 4 кл.
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Мальцева Евгения Алексеевна

Рабочая программа по технологии 4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tehn.4_kl.docx56.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебнику «Технология. 4 класс»

для общеобразовательных организаций

Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова и др.

Принадлежит к системе «Школа России»

Издательство «Просвещение»

Представленный на экспертизу учебник «Технология. 4 класс» для общеобразовательных организаций разработан в соответствии с  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Данный учебник входит в состав завершённой предметной линии:

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. «Технология. 1 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.
  2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. «Технология. 2 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.
  3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. «Технология. 3 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. «Технология. 4 класс». Учебник для общеобразовательных организаций.

К экспертируемому учебнику прилагаются методическое пособие и электронное приложение:

  1. Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. «Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс».
  2. Электронное приложение к учебнику «Технология. 4  класс».  

Соответствие содержания и методического аппарата учебника требованиям ФГОС

Общая характеристика курса

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, способствующий формированию общеучебных умений и навыков, освоение которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Система заданий курса позволяет формировать универсальные учебные действия, воспитывать и развивать личностные качества младших школьников, организовывать процесс усвоения знаний, результаты которого соответствуют требованиям ФГОС.

        Курс строится на основе интеграции всех учебных предметов начальной ступени образования: изобразительного искусства, математики (освоение элементов графической грамоты), окружающего мира, русского языка, литературного чтения (включение в учебники небольших деловых статей по темам).

        Особое внимание в курсе «Технология» уделяется развитию эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; развитию социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных технико-технологических знаний и умений и в проектной деятельности, расширению и обогащению личного жизненно-практического опыта, представлению о профессиональной деятельности человека.

Содержание учебника

Содержание учебника способствует решению ключевых задач современного образования, а именно:

  1. Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
  4. Реализует принцип научности с учётом ступени обучения.

  1. Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, стремление к творчеству, положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве,  ценностное и бережное отношение к результатам профессиональной деятельности человека, социальные компетенции, этические нормы, сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; умение проводить контроль и рефлексию действий самостоятельно; работать над проектом; находить, обобщать, систематизировать информацию; использовать различные знаково-символические средства для решения учебных и практических задач;
  • предметным, включающим общекультурные и общетрудовые компетенции, приёмы конструирования и моделирования, практику работы на компьютере, проектную деятельность, основы безопасности при выполнении технологических процессов; опыт специфической для технологии  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника  направлено на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

С этой целью в учебнике 4 класса используются разнообразные по форме и содержанию тексты, задания, проекты, которые рассказывают об истории развития производств, расположенных на территории России (с. 10–11, 28, 69–70, 96–97, 101, 114, 117), об используемых на них технологиях (с. 12, 18, 25, 29–30, 36, 37, 41, 42, 62, 63, 71, 126–129) и о профессиональной деятельности людей (с. 47, 57, 72, 90, 102, 103, 127, 128). На карте России, предлагаемой в рабочей тетради, учащиеся отмечают города, в которых расположены производственные предприятия, и определяют важнейшие производства своего региона. Каждая тема учебника посвящена одному из производств, например, вагоностроительному (с.10–17), автомобилестроительному (с. 28–34), швейному (с. 46–54), обувному (с. 55–61), деревообрабатывающему (с. 62–68), кондитерскому (с. 69–77). Материал учебника позволяет осмыслить значимость производств для экономического развития нашего государства.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

На уроках технологии в 4 классе учащиеся продолжают знакомство с деятельностью человека в разных сферах в соответствующих разделах учебника: «Человек и земля», «Человек и воздух», «Человек и вода», «Человек и информация». В учебнике представлены таблицы, из которых учащиеся узнают о видах профессиональной деятельности людей, социальном значении профессий, материалах и инструментах, осмысливают понятие «универсальные профессии» (слесарь, электрик, столяр и др.) (с. 47, 57, 72, 90, 102, 103, 127, 128). Так, например, при изучении темы «Полезные ископаемые» (с. 18–27) в разделе «Человек и земля» учащиеся узнают о сырьевых ресурсах нашей страны, способах добычи нефти, изготавливают макет буровой вышки, знакомятся с профессиями геолога и нефтяника. В теме «Водоканал» (с. 96–100) в разделе «Человек и вода» учащиеся знакомятся со сложным производственным процессом водоснабжения городов и посёлков, правилами промышленной очистки воды, изготавливают фильтр. В теме «Самолётостроение и ракетостроение» (с. 114–124) учащиеся получают первоначальное представление о строении самолёта, ракеты-носителя, об их назначении, сравнивают эти летательные аппараты, изготавливают макет ракеты-носителя, актуализирую свои знания о профессиях людей, работающих в производстве такой сложной техники, испытывающих и эксплуатирующих её. Всё это позволяет учащимся понять целостность мира и сформировать социально ориентированный взгляд на него.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Материал каждой темы учебника технологии для 4 класса позволяет строить урок на основе проектной деятельности, в полной мере осуществляющей идею коллективной работы, в процессе которой происходит формирование взаимопонимания, уважения к иному мнению. Перед выполнением изделий учащиеся в группах или в парах обсуждают замысел проекта, план выполнения работы, осуществляют взаимопроверку, взаимооценку и самооценку. Например, при выполнении изделия «Модель цистерны» (с. 13–17) ученики сначала индивидуально делают ходовую часть вагона (с. 13–14), а затем в парах выполняют кузов вагона (с. 15–17). Изделие «Книга путешественника» в теме «Издательское дело» (с. 126–139) учащиеся выполняют в группе.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Практическая направленность изучаемого в 4 классе материала способствует социализации детей и позволяет проводить  первичную профессиональную ориентацию. Совместная работа над изделием, практическое применение изделия в качестве сувенира, украшения для класса или дома, домашний труд, использование результатов предыдущей работы в изготовлении другого изделия способствуют формированию у учащихся мотивации достижения успеха. С этой целью материал в учебнике 4 класса представлен в форме путешествий совместно с персонажами Аней и Ваней: путешествие на кондитерскую фабрику (с. 69–71),  порт (с. 101–104) и т.д.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Достижению данного результата способствует художественное оформление учебника и рабочей тетради, а также наличие заданий, в ходе выполнения которых необходимо составить композицию, оформить изделие по собственному замыслу, находить оптимальные варианты сочетания материалов, например, проект «Цветы для школьной клумбы» (с. 92), «Воздушный змей» (с. 123), изделия «Браслет» (с. 110 – 112), «Медаль» (с. 38 – 39), «Малахитовая шкатулка» (с. 24 – 25) и др.. Выполнение заданий и изделий, предложенных в учебнике, позволяет формировать эстетический вкус учащихся, развивать у них цветовое восприятие, гармонию, художественный вкус.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Совместная деятельность учащихся при реализации таких проектов, как создание книги «Дневник путешественника» (с. 136–137), способствует формированию умения сотрудничать  со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, так как результат проекта напрямую зависит от умения детей помочь друг другу, поделиться знаниями, проявить щедрость, уступить, найти выход из спорной ситуации.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

К 4 классу учащиеся знают правила безопасного использования инструментов и приспособлений при выполнении изделия, умеют подготавливать рабочее место, поэтому в материале учебника предлагается самостоятельно вспомнить правила работы перед выполнением изделия (с. 3, 26, 37 и др.). В учебнике раскрываются экологически значимые темы охраны водных ресурсов (с. 95–96), природных ресурсов (с. 18–28) и др.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Для достижения данных результатов в 4 классе учащимся при выполнении заданий рубрик «План работы», «Работа над проектом», «Технологическая карта» предлагается большая степень самостоятельности. Если в 1–3 классах для выполнения изделия предлагались два плана – текстовый и слайдовый, то в 4 классе ученики на основе одного из планов дополняют его или составляют другой план («Буровая вышка»  с. 21, «КамАЗ»  с. 31, «Самолёт»  с. 117, и др.). Такой подход способствует формированию у учащихся умения самостоятельно ставить цели, придумывать организацию работы, оценивать свою деятельность. В рабочих тетрадях на основе анализа текстов учебника и планов выполнения изделия учащиеся заполняют технологические карты, которые позволяют определить операции, необходимые для выполнения изделия, и разделить их на освоенные и неосвоенные.

В материал учебника включены задания на самостоятельный поиск информации для выполнения проекта с обязательной презентацией изделия: «Бытовая техника», «Деревообрабатывающее производство» (с. 62–68), «Монетный двор» (с. 35–39), «Издательское дело» (с. 126–139).

В учебнике используется система условных знаков разных типов, что помогает учащимся самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность на уроке.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

Овладение способностью принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Данный планируемый результат формируется в процессе работы над проектами, изготовлением изделий, выполнением заданий. Каждая тема учебника начинается с предпроектного исследования, которое позволяет учащимся поставить цель, определить способ выполнения изделия, его конструкцию, способ производства, профессиональные обязанности людей и виды их деятельности, например, «Малахитовая шкатулка» (с. 26), «Водоканал» (с. 96–99). Работа над изделием и проектом всегда начинается с ответов на «Вопросы юного технолога» (с. 5), продолжается вопросами к защите проекта (с. 7), формулируется тема и цель работы, определяются материалы и инструменты, требуемые для работы, способы и приёмы изготовления изделия. Таким образом, к концу 4 класса учащиеся овладевают умениями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

В учебнике предусмотрены исследовательские задания и вопросы, формирующие у учащихся любознательность и инициативность (например, эксперимент по исследованию свойств воды в теме «Водоканал» с. 98–99), сравнение этапов технологического процесса изготовления изделий на производстве с последовательностью выполнения изделий на уроке (например, «Швейная фабрика» с. 46–55), «Обувная фабрика» с. 55–61). Данные задания отмечены на полях условным обозначением «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод» (с. 62, 64 и др.). Также в учебнике предусмотрены задания творческого характера – это создание интерьера двухэтажного вагона в теме «Вагоностроительный завод» (с. 10–17), модели обуви в теме «Обувная фабрика» (с. 55–61), оформление по собственному эскизу вазы в теме «Фаянсовый завод» (с. 44), выполнение абажура в теме «Бытовая техника» (с. 82) и т.д.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения планировать является одной из основных задач обучения  в курсе технологии. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках технологии планы разработки изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном в виде слайдов (с. 13-14, 26-27, 38-39 и др.). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления деталей изделий, например, изделие «Птичка», с.53, п. 4 — показано поэтапное изготовление туловища птички. Такой подход позволяет организовать промежуточный и итоговый контроль при выполнении изделий в соответствии с поставленными задачами; определять промежуточный результат, соотносить его с конечной целью, проводить коррекцию; определять эффективные способы достижения результатов (выполните предпроектное исследование, самостоятельно составьте план работы, выберите необходимые материалы, определите приёмы и способы выполнения работы и т. д.).

Все «Планы работы» при выполнении изделия начинаются с пункта «Организуй свое рабочее место», который представлен в текстовом и/или иллюстративном виде.

В 4 классе предусмотрен годовой проект – издание книги «Дневник путешественника» (с. 129–139), в которой будут собраны лучшие образцы работ по технологии в виде фотографий, отдельных работ,  рассказов, эссе  (с.8, 17 и др.).

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Достижению данного результата способствует предлагаемая в учебнике 4 класса  система навигации (с. 2), которая помогает учащимся работать с учебным материалом. Кроме того, при изучении тем курса учащиеся знакомятся с различными знаково-символическими системами, имеющими практическое применение не только на уроках технологии, например, учатся представлять информацию в разных формах: таблицах (с. 47, 49, 57 и др.), схемах (с. 20, 80, 89, 97 и др.), чертежах (технологическая карта, контурная карта, условные обозначения линий чертежа и др.); придумывают условные обозначения для различных предприятий и наносят их на контурную карту с указанием  городов, в которых расположены предприятия; определяют при помощи таблиц размер одежды и обуви (с. 48, 49, 58, 59); учатся определять размеры деталей изделия (с. 54, 60, 86, 106) и др.

        Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Достижению указанного результата способствует включение в учебник  специального раздела «Человек и информация» (с. 125–139), в котором учащиеся знакомятся с издательским делом, используют специальную компьютерную программу для работы с текстовыми документами при создании титульного листа книги «Дневник путешественника», которой завершают годовой проект. В конце учебника помещён «Словарик юного технолога» (с. 140-141), в котором даны определения новых понятий. Работа со словарём позволяет учащимся отрабатывать навыки самостоятельного поиска информации в справочных источниках. Также учащимся предлагается большое количество заданий под условным обозначением «Ищем информацию» (с. 12, 24, 30, 36, 41, 58 и др.), направленных на формирование данного результата. Все эти задания носят практический характер.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

в соответствии с целями и задачами, формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять

тексты в устной и письменной форме.

В учебнике представлены научно-познавательные тексты, что способствует повышению интереса детей к предмету. Например, в  теме «Вагоностроительный завод» (с. 10–17)  учащиеся узнают об истории строительства железных дорог в России, типах современных и старинных вагонов (с. 10–11); при выполнении изделия «Малахитовая шкатулка» (с. 24–27) – знакомятся с техникой выполнения «русской мозаики» (с. 25); в теме «Монетный двор» (с. 35–39) – узнают об истории возникновения и изготовления медалей (с. 35–37); в теме «Кондитерская фабрика» (с. 69–77) представлен текст об истории появления первых конфет в Египте, о получении шоколада из какао-бобов (с. 69–71); с историей самолёто- и ракетостроения (с. 114–117) учащиеся знакомятся в теме «Самолётостроение и ракетостроение» (с. 114-117) и пр.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Для достижения данного результата в учебник включены задания, отмеченные условным значком «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», в них требуется сравнить свойства материалов, выполнить элементарное исследование или эксперимент, провести наблюдение за объектом. Например, в теме «Вагоностроительный завод» ученики сравнивают конструкции пассажирского вагона и цистерны, определяют, чем они схожи и чем различаются; сравнивают плана работы над изделием с технологической картой выполнения изделия; сравнивают технологический производственный процесс с процессом выполнения изделия, например, «Автомобильный завод», «Фаянсовый завод», «Монетный двор», «Обувная фабрика», «Швейная фабрика»,  в теме «Полезные ископаемые» учащиеся определяют, для чего нужны нефть и газ и др.

 Для осмысления профессиональной деятельности учащимся в каждой теме предлагается таблица, в которой приводятся основные виды профессиональной деятельности, анализируя данные таблицы, ученики, получают возможность осмыслить понятие универсальности профессии и т. д. (с. 47, 57, 72, 90, 102 – 103, 127 – 128).

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Проектная деятельность, получившая своё развитие в 4 классе, предполагает совместную работу учащихся, использование преимущественно групповой и парной форм работы (пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и сменного состава). В ходе работы над проектом формируются умения самостоятельно распределять роли (руководитель, исполнитель), меняться ролями, распределять объём выполняемых работ, подбирать инструменты и материалы, обсуждать цели, задачи, план работы, а значит, высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарищей, задавать вопросы и отвечать на них, вырабатывать согласованную позицию. В результате выполнения коллективных и групповых работ ученики приобретают навыки сотрудничества и взаимопомощи, конструктивного разрешения конфликтов посредством учёта интересов сторон. Таким образом, результатом обучения в 4 классе становится умение работать в коллективе по заданному алгоритму, высказывать собственное суждение, подтверждать его примерами из учебника и своего опыта.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Организация проектной деятельности при работе с УМК даёт учащимся возможность применить на уроках технологии знания, полученные при изучении других предметов:         

«Русский язык», «Литературное чтение». Работа с текстами и заданиями проектов позволяет продолжить решение важнейшей задачи начального образования — развития устной и письменной речи учащихся. Все тексты, используемые на уроках технологии, анализируются, обсуждаются, комментируются. Высказывания выстраиваются в определённой логике, обосновываются, формулируются выводы. Речевое развитие ребёнка осуществляется в парной и групповой работе, а также при помощи диалогов сквозных персонажей — Ани и Вани, которые вовлекают ученика в диалог, обсуждение проблемы при выполнении заданий. В учебнике для 4 класса используется большое количество текстов, которые помогают осмыслить процесс изготовления изделий, технологии производства, познакомиться с основными промышленными отраслями нашей страны.

«Окружающий мир». В учебнике для 4 класса учащиеся выполняют модели и макеты объектов реального мира (изделия «Тележка», «Буровая вышка», «Фильтр для очистки воды» и др.), изучают тепличное хозяйство, способы выращивания растений, свойства воды (изготовление струемера), значение полезных ископаемых (нефти, газа и т. д.), особенности использования и обработки древесины. Также учащиеся осваивают технологию ухода за растениями, учатся бережно относиться к природе, работают с природными материалами, изучают использование природных ресурсов, без которых не обходится ни одно производство, проблемы охраны природы, этнокультурные традиции (с. 88, 92, 94, 96—97, 98 и др.).

«Математика». При создании изделий учащиеся используют различные геометрические фигуры:  прямоугольник, треугольник, круг, окружность и др.; объёмные тела: цилиндр, конус («Цистерна», «Ракета», «Модель обуви»), параллелепипед («Ходовая часть вагона», «Буровая вышка»), шар («Птичка»). При выполнении разметки деталей изделий учащиеся учатся чертить геометрические фигуры по заданным размерам, определяют габаритные размеры изделий, пользуются меркой для определения размера, выполняют масштабирование, читают чертёж, составляют схемы, заполняют таблицы, для выполнения разметки деталей пользуются линейкой и циркулем. Эти же навыки учащиеся используют и на уроках математики.

«Изобразительное искусство». В 4 классе учащиеся используют умения, полученные на уроках изобразительного искусства, правила оформления изделия, в том числе, создают эскизы («Двухэтажный вагон», «Ваза», «Модель обуви», «Воздушный змей»), выбирают цвета для создания изделия («Браслет», «Абажур», «Новогодняя игрушка», «Ваза» и др.).

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования при изучении технологии по учебнику 4 класса авторов Роговцевой Н.И. и др. предоставляется возможность достижения учащимися следующих предметных результатов:

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном

значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

В учебниках представлены материалы, дающие начальные знания о профессиях и их особенностях (с. 69–73 и др.), об общих правилах создания продукции человеком –соответствии изделия назначению, функциональности изделия, прочности, эстетичности.

Учащиеся используют эти знания в своей практической деятельности на уроке. Переносят приобретенные навыки на продуктивную деятельность вне школы, например, при самообслуживании, приготовлении простой пищи, изготовлении игрушек и пр. Осваивают способы работы с информацией, навыки анализа, классификации и систематизации информации, полученной из разных источников для практической работы в проекте или при изготовлении изделия, планируют практическую работу, составляют алгоритмы действий, оценивают промежуточный и итоговый результат, осуществляют самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Учатся организовывать рабочее место. Осуществляют элементарное самообслуживание в школе и дома.

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Указанный результат достигается на основе анализа научно-познавательных текстов, предложенных в учебнике. Содержание текстов знакомит учеников  с истории развития изучаемых производств (с. 25, 55–57 и др.); с профессиональной деятельность человека (с. 47, 57, 72, 90, 102 – 103, 127 – 128), сведениями о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, с технологией создания изделий на производстве (с. 12, 29 – 30, 39, 40 – 41 и др.) .  

Приобретение  навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.

При выполнении заданий ученики приобретают навыки самообслуживания, а также умения, которые могут пригодиться в повседневной жизни (с. 48, 50, 52, 67, 74 и др.).

В учебнике технологии для 4 класса предлагается работа с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными, пластичными материалами, пластмассами, металлами. Работа с конкретным материалом начинается с рассказа о его свойстве, происхождении и использовании человеком; здесь представлены задания на освоение учащимися доступных технологических приемов ручной обработки изучаемого материала: разметка, выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка. По мере необходимости приводятся правила работы с инструментами (правила работы столярным ножом, с. 66 и др.). Эти правила в учебниках выделены и проиллюстрированы, что помогает учащимся лучше их понять и запомнить.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Для овладения общетрудовыми компетенциями и умением работать с технической документацией в учебнике на элементарном уровне вводится в табличной форме технологическая карта (с.6). В технологической карте указаны последовательность работ (перечислены все возможные операции),  сведения о материалах и инструментах, приемах и способах выполнения работы; предлагается провести оценку качества выполнения каждого этапа работы.  Технологические карты находятся в рабочей тетради и заполняются в процессе выполнения изделия.

В практической работе учащиеся с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, учатся анализировать конструкцию изделия (выделять детали, определять  их взаимоположение, виды и способы их соединения), изготавливать модели и макеты изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте (с. 59, 117 и др.). Например,   в теме «Вагоностроительный завод» план работы по изготовлению модели ходовой части  вагона (тележки)  начинается с заданий: «Прочитайте чертеж, изображенный в рабочей тетради», «Выполните чертёж основы выступа, деталей колес в масштабе». Для закрепления материала в учебнике используются вопросы: «Сколько деталей в конструкции?»; «Какие способы соединения деталей, ты использовал?»; «Какие инструменты и материалы ты пользовался при изготовлении конструкции?» и пр. С помощью таких вопросов обеспечивается связь учебной деятельности с реальной деятельностью, что усиливает мотивацию к изучению предмета.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Данные первоначальные представления включают в себя доступные возрасту учащихся начальной ступени знания о свойствах материалов и способах их обработки, о конструкциях изделий, о средствах художественной выразительности, позволяющих изготавливать качественные и эстетичные изделия, о процессе творческой практической деятельности человека (в том числе и учеников) и о требованиях к конструкциям (удобство, прочность, красота). О процессе творческой практической деятельности человека ученики получают представление в ходе анализа и выполнения практических заданий по изготовлению изделий с последующим обобщением выполненных технологических операций и способов (например, с. 10–17, 28–34, 35–39 и др.).

В разделе «Человек и информация» в доступной форме, с учетом требований санитарных норм выполняют простейшие работы на компьютере: находят необходимую  информацию, работают с готовыми ресурсами, создают небольшие тексты. В 4 классе в рамках годового проекта «Издательское дело» учащиеся изготавливают на компьютере титульный лист (с. 131) и содержание к книге «Дневник путешественника» (с. 134), которая состоит из материалов папки достижений по курсу «Технология», при этом ученики учатся вставлять рисунки и картинки в текст, а также работать с таблицами.

        Созданная руками учащихся книга даёт возможность и родителям, и учащимся, и учителям увидеть и оценить достигнутые результаты. Наличие словаря формирует умение работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, классифицировать.

  1. Содержание учебника отвечает задачам  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

В содержание учебника заложен большой воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отбор и построение содержания учебного материала учебника осуществлены с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей: 

  • патриотизм (благородное отношение к своему Отечеству, любовь к России, к своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации; развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия). Например, в теме «Монетный двор» (с. 35–39) ученики знакомятся с наградами;
  • семья (учебник содержит вопросы и задания, обеспечивающие координацию воспитательных усилий школы и семьи, включение родителей в учебно-воспитательный процесс в рамках данного предмета, уважение к  родителям, заботу о старших и младших); в учебнике предлагается выполнить изделия, связанные с семейными ценностями и традициями – новогодние игрушки, кулинарные изделия, украшения;
  • жизнь человека (ценности человеческой жизни, здорового и безопасного образа жизни,  нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому, социально-психологическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности); каждый урок технологии предусматривает теоретическое и практическое изучение правил безопасности;
  • труд и творчество (уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, цели); в процессе изучения каждой темы дети знакомятся с содержанием различных профессий, учатся уважать людей труда;
  • патриотизм (бережное отношение к своей стране, любовь к своей малой Родине, своему народу, духовным, природным и культурным ценностям, развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия).
  • наука (ценность знания, научная картина мира). Учитывая особенности курса и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию окружающей среды, элементарных основ конструирования и др.
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие); при изготовлении изделий особое внимание обращается на эстетичность, дети соревнуются в том, чьё изделие окажется наиболее красивым;
  • природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); учебник технологии для 4 класса построен с учётом природных сфер – земли, воды, воздуха, что даёт возможность детям глубже изучить свою среду обитания, научиться бережному отношению к ней и умению грамотно пользоваться её дарами;
  • семья, дружба (курс содержит вопросы и задания, обеспечивающие координацию воспитательных усилий школы и семьи, уважение к родителям, заботу о старших и младших, внимание и доброжелательное отношение к друзьям и одноклассникам).

3. Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся

Стиль и содержание материала доступны и понятны ученикам данной возрастной группы. Изложение нового материала опирается на наглядный и практический опыт четвероклассников. Подбор упражнений способствует развитию интереса к предмету, носит развивающий характер. Выполнение многих заданий развивает мелкую моторику рук. Имеются задания пропедевтического характера.

        В содержании учебника учтены:

  • уровень личностного развития учащихся данной возрастной группы         Данное требование реализуется в 4 классе, прежде всего через обращение внимания  учащихся на производственные процессы, например с. 10-12, 18-19, 28-30 и др., на значение профессиональной деятельности в жизни людей (с.47, 57, 72 и др.). Умение сотрудничать в общей работе развивается при выполнении проектных заданий, которые являются доминирующими в курсе 4 класса. Самооценка и поддержание уверенности в себе развивается в процессе выполнения групповых проектных заданий. Сохранение мотивации к предмету технологии обеспечивается системным построением заданий, балансом их сложности и доступности. Выполнение групповых проектных работ позволяет осуществлять взаимопомощь, учит радоваться успехам учащихся, как своей группы, так и других.

Учебник содержит иллюстративный ряд и задания, которые не просто передают интересные знания и развлекают, а побуждают думать, рассуждать. Диалог сквозных персонажей Ани и Вани помогает ученику изучать технологию, развивая фантазию, умственные способности и технологические знания и умения. Тексты в учебнике тщательно подобраны, обязательно сопровождаются и дополняются легко воспринимаемыми и запоминающимися иллюстрациями.

  • ведущая деятельность, характерная для учащихся данной возрастной группы 

Содержание учебника и его методический аппарат направлен на поддержание активной познавательной деятельности учащихся. Она реализуется в процессе обсуждений, в самостоятельном поиске ответов на выявленные проблемы с опорой на рисунки, вопросы учителя, и в оценке выполненной работы и др. Реализацию потребности исследовать, искать причинно-следственные связи обеспечивает яркий, чёткий иллюстративный ряд учебника, позволяющий проводить учебные наблюдения, сравнения, изучение конструктивных особенностей изображённых изделий, подбирать подходящие материалы. Тексты для чтения и проблемные вопросы позволяют организовывать беседы и диалоги между учителем и учащимися, между самими учащимися и стимулируют познавательную активность детей.

  •  жизненный опыт учащихся данной возрастной группы, в том числе

опыт жителей городской и сельской местности

Предмет технология максимально использует жизненный опыт детей. Изучение каждой темы, особенно познавательной её части, опирается на опыт учеников, побуждая детей вспомнить и обсудить то, что они уже знают по теме урока.  Изделия подобраны таким образом, чтобы их могли без материальных проблем изготовить ученики, проживающие в любой местности страны.

  • гендерный подход 

Четвероклассники, как мальчики, так и девочки, в силу своих психофизиологических особенностей любознательны во всех видах деятельности. Поэтому в учебнике представлены самые разнообразные практические задания прикладного и технического характера, позволяющие выполнять их всеми учащимися, а также выявлять учителю интересы и наклонности детей.

4. Содержание учебника реализует принцип научности, учитывающий возрастные и психологические особенности обучающихся начальной школы, а именно:

Предоставляет возможность расширения информационного поля обучающегося (наличие ссылок на внешние ресурсы: пособия, рабочие тетради).

 Раздел учебника «Словарик юного технолога», включающий определения новых понятий, и тексты учебника позволяют расширить возможности самостоятельного поиска информации, её использования, кругозор, стимулируют интерес к учебному предмету, к познанию мира технологии. Учебник дополнен рабочей тетрадью, её материал позволяет организовывать дополнительные занятия или изготавливать изделия дома детям вместе с родителями. Учебник имеет электронное приложение, в котором содержится дополнительный материал по изучаемым темам. Электронное приложение можно использовать на разных этапах урока: показ процесса изготовления изделия, демонстрация готовых изделий, инструменты и их грамотное использование и т.д. Наличие электронного приложения даёт возможность учителю в динамике демонстрировать новый материал, а учащимся – качественно повторить его дома.

Способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета

В учебнике предлагаются задания развивающего характера, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся, в том числе задания, связанные с выявлением и развитием способностей детей к техническому творчеству. При выполнении изделий даются варианты заданий с разным уровнем сложности, у детей есть возможность выбора, проявления своей индивидуальности, фантазии.

Данное требование реализуется в первую очередь наличием в каждой теме познавательной части. Это тексты, вопросы, диалоги героев Ани и Вани позволяющие выстроить беседу таким образом, чтобы информация была представлена широко во всех аспектах – познавательно, личностно. В некоторых темах в практической части представлено по два образца изделий, они различаются по сложности изготовления. Это позволяет дифференцировать задания или сделать учащимся самостоятельный выбор. Кроме того, подача материала на страницах учебника, стимулирующая и инициирующая познавательную деятельность и творчество, способствует развитию технических интересов учеников, имеющих соответственные природные способности и интересы.

        Содержит сведения о передовых достижениях современной науки и техники, технологий в соответствующей предметной области; знакомит с определёнными теориями, идеями, понятиями, фактами, относящиеся к данной области знаний с учётом ступени обучения и в соответствии с фундаментальным ядром общего образования.

Курс «Технология» знакомит учащихся с основными видами производственных предприятий России. В текстах тем в доступной для детей форме  рассказано об основных этапах современного технологического процесса, например, создания  вагонов (с. 12) и автомобилей (знакомство с понятием конвейера, с. 2830), производства фаянса (с. 4142), медалей (с. 36), одежды (с. 4649), обуви (с. 5759), кондитерских изделий (с. 7172), добычи и использования полезных ископаемых (с. 18). В процессе анализа текста и выполнения изделий у учеников формируется представление  о материалах (с. 41, 56, 6263 и др.); о  современных технологиях создания изделия (с. 29, 4142, 63, 97, 127); о простейших конструктивных особенностях изделий (с. 12, 20,89, 97, 116 128129) и др. Школьники совершенствую умение читать  чертежи разверток и выполнять на их основе разметку деталей, сравнивать этапы  выполнения изделия в классе с процессом создания изделия на производстве (с. 3134, 4245 , 5961) .  

Характеристика методического аппарата учебника

Возможности методического аппарата учебника «Технология. 4 класс»  направлены на  реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 В структуру и содержание учебника заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебника построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе  как урочной, так и внеурочной деятельности:

  • ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;
  • значительный  воспитательный  потенциал;
  • ориентация на  здоровьесбережение младших школьников;
  • возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, для реализации педагогики сотрудничества;
  • возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;
  • творческие и практические работы, учебные  диалоги;  
  • использование проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие;
  • практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами  на основе формирования УУД;
  • возможности для моделирования  изучаемых  объектов и  явлений окружающего  мира;
  • возможности для работы  с современной информационно-образовательной средой.

Кроме того, в учебнике выстроена специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри учебника, так и за его страницами в поисках дополнительных источников информации. Материал в учебнике распределен поурочно с чередованием видов деятельности внутри урока. Каждый раздел учебника заканчивается материалом для повторения и самоконтроля, включая материал для выполнения изделия. В конце учебника даётся материал для итогового повторения за весь курс 4 класса, благодаря которому учащиеся имеют возможность проверить и оценить свои знания.

        Указанные возможности методического аппарата экспертируемого учебника способствуют:

  • развитию мотивации к учению, интеллектуальной, творческой, проектной  деятельности обучающихся;
  • реализации системно-деятельностного подхода в обучении;
  •  формированию навыков самооценки и самоанализа обучающихся;
  • реализации требований современной информационно-образовательной среды;

Методический аппарат учебника обеспечивает:

  • овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему;
  • формирование навыков смыслового чтения;
  • развитие критического мышления;
  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса;
  • возможность индивидуализации и персонализации процесса обучения;
  • учет актуализации жизненного опыта обучающихся;
  • установление межпредметных связей;
  • возможность применения полученных знаний в практической деятельности;
  • формирование умения использовать научную терминологию;
  • развитие способности аргументировано высказывать свою точку зрения.

Краткая характеристика методического пособия

        К учебнику «Технология. 4 класс», авторов Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Шипиловой Н.В. и др. прилагается методическое пособие «Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс»,  авторы: Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.

        В содержании пособия представлены следующие разделы:

  • «Научно-методические основы курса «Технология» и их реализация в УМК для 4 класса». Данный раздел знакомит с основной концептуальной идеей курса «Технология», его особенностями, соответствием  целям и задачам современного образования, требованиями ФГОС НОО, реализацией Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с метапредметными результатами, которые согласно требованиям ФГОС формируются при изучении предмета «Технология» в 4 классе;
  • «Методические особенности структуры и содержания учебника «Технология»

для 4 класса. В данном разделе раскрываются методические особенности структуры и содержания учебника «Технология» для 4 класса и особенности работы над проектами (изделиями) в 4 классе;

  • «Календарно-тематическое планирование курса «Технология» для 4 класса»
  • «Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 4 классе». В данном разделе приведены предметные, метапредметные и личностные планируемые результаты, формирующиеся при изучении предмета «Технология»;
  • «Поурочные разработки». Данный раздел состоит из 34 конспектов уроков, в которые включены целевые установки урока, планируемые результаты, оборудование для данного урока, сценарий  урока, дополнительный материал к уроку и рекомендации для внеклассной работы.
  • Справочная таблица к УМК «Технология» для 4 класса.

Краткая характеристика электронного приложения к учебнику

Электронное приложение к учебнику является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Технология». Электронное приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Каждый урок состоит из трёх экранов:

  • Информационный экран, в котором содержится дополнительный материал, позволяющий мотивировать ученика на выполнение изделия;
  •  Выполнение изделия - в данном экране размещёна видеозапись, демонстрирующая процесс выполнения изделия, в 4 классе процесс выполнения изделия показан полностью,  если для создания изделия используются новые приемы работы или новая техника выполнения изделия. В остальных случаях видеоряд демонстрирует один из этапов работы над изделием. Работа с данным материалом позволят наглядно показать ученику способ изготовления изделия или наиболее сложный этап его выполнения и предотвратить ошибки в его выполнении.
  • Экран для организации анализа выполнения изделия. На данном экране предлагается текстовый  план выполнения изделия и фотографии, иллюстрирующие пункты плана выполнения изделия, информация о материалах и инструментах, используемых при выполнении изделия, а также правила работы инструментами.

Тематическое планирование по Технологии 4 класс  34 ч.

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Вид контроля

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знакомство с учебником 1ч

1

Как работать с учебником

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Регулятивные УУД:

 самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предварительного обсуждения;

Познавательные УУД:

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах.

Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля' и самооценки.

Беседа

Человек и земля 21ч

2

Вагоностроительный завод. Проект «Модель вагона» Изделия «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);

Познавательные УУД:

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные УУД:

 донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия.

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Организовывать' рабочее место (этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия.

Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации

проект

3

Вагоностроительный завод. «Пассажирский вагон»

Практическая работа

4

Полезные ископаемые.  Изделие «Буровая вышка»

Практическая работа

5

Полезные ископаемые.  Изделие  «Малахитовая шкатулка»

Проект

6

Автомобильный завод.  Изделие «КамАЗ»

Практическая работа

7

Автомобильный завод.  Изделие «Кузов грузовика»

Самостоятельная работа

8

Монетный двор. Изделие «Стороны медали»

Практическая работа

9

Монетный двор. Проект «Медаль»

Проект

10

Фаянсовый завод. Изделие «Основа для вазы»

Самостоятельная работа

11

Фаянсовый завод. Изделие  «Ваза»

Тест

12

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

Практическая работа

13

Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка»

Практическая работа

14

Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»

Самостоятельная работа

15

Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви»

Самостоятельная работа

16

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений»

Самостоятельная работа

17

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений»

Самостоятельная работа

18

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное Картошка»

Практическая работа

19

Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье»

Практическая работа

20

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа»

Практическая работа

21

Бытовая техника. Изделие «Абажур»

Практическая работа

22

Тепличное хозяйство .Изделие «Цветы для школьной клумбы»

Практическая работа

Человек и вода 3ч

23

Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды»

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Регулятивные УУД:

 под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать        факты         и         явления;         определять        причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

Коммуникативные УУД:

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);

Регулятивные УУД:

 осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов, чертёжных         инструментов)  

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходует человек за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды

Самостоятельная работа

24

Порт. Изделие «Канатная лестница»

Практическая работа

25

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

Самостоятельная работа

Человек и воздух 3ч

26

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт»

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД:

 осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов, чертёжных         инструментов)  итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать        факты         и         явления;         определять        причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;

делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;

 Коммуникативные УУД:

 уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты.

Объяснять: конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы, и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы

Самостоятельная работа

27

Ракета- носитель. Изделие «Ракета-носитель»

Самостоятельная работа

28

Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей»

Самостоятельная работа

Человек и информация 6ч

29

Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист»

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Регулятивные УУД:

 осуществлять  текущий  в  точности выполнения  технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации         шаблонов, чертёжных         инструментов)  итоговый контроль общего  качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные  доработки.

Познавательные УУД:

 преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде  текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД:

 уметь   сотрудничать, выполняя  различные роли   в  группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. Использовать полученные знания для составления рассказа об истории книгопечатания и видах печатной продукции. Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника»

Практическая работа

30

Работа с таблицами. Изделие «Таблица»

Практическая работа

31

Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание»

Практическая работа

32

Переплётные работы. Изделие: Книга  «Дневник путешественника»

Практическая работа

33

Переплётные работы. Изделие: Книга  «Дневник путешественника»

Практическая работа

34

Итоговый урок. Выставка работ

Презентация своих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...