Орнамент в полосе
план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему

Урок технологии №14, школы России. Для чего нужен орнамент. План урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.docx27.05 КБ
Файл 04.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ урока

14

Предмет

технология

Учитель

Нигматуллина Елена Николаевна

Дата проведения

4.12.2015

Класс

1 «Б» класс

Тип урока

Урок построения системы знаний

Название урока

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Учебные пособия

Учебник

Дополнительные материалы

художественные материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук.

зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно, проектор, компьютер, интерактивная доска

Познавательные учебные действия

  1. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии и причинно–следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Регулятивные учебные действия

      1.   Составлять план выполнения творческой задачи;

      2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,            

            исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Коммуникативные действия

  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и     диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;


ПЛАН УРОКА

1. Организационная часть

Осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.

- Что общего в этих предметах?

- Ручная работа, художественные промыслы.

- Посмотрите повнимательнее на предметы

- Как называется повторяющийся рисунок или узор?

- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.

Дети смотрят, отвечают на вопросы, определяют и формулируют тему урока.

2. Сообщение темы и цели урока

Определить вместе с учениками тему и цели, составить план урока, нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.

- Для чего нужен орнамент.

Орнамент

Для украшения

3. Актуализация опорных знаний и умений

Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая учеников в конкретную деятельность по решению учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы,  спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

- Кто же придумывал эти узоры?

- Откуда древние мастера их «срисовывали»?

- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

Слайд №2,3

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

 

Слайд № 4

- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

- Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.  Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.   Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.

Слайд № 5

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.

Слайд № 6

- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды

Слайд № 7

- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Слайд № 8

- Что изображается на смешанном орнаменте?

Слайд № 9

- Проверим себя.

Слушают и отвечают на вопросы.

4. Изучение нового материала

Формирование новых способов решения задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа в парах в рабочей тетради «Зарядка для ума» (лист № 1).

Работают

5. Закрепление изученного материала

Подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности решения поставленных учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Проектирование у доски геометрического орнамента.

-  Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).

- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).

– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.

Без рук, без ног –

Ползает на брюхе.

Нет у неё слуха,

Не жуёт – глотает,

Смотрит – не моргает.

Как загадка вам моя?

Отгадали? Кто? (Змея)

- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.

Работа в рабочих тетрадях (лист № 2)

1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.

- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

2.Последовательность работы по плану на рисунке.

3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.

Отвечают у доски, работают самостоятельно

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполняют движения.

Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).


6. Оценивание работы учащихся

Самооценка учеником своих учебных достижений.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Правильно расположить предметы на столе;

Выбрать орнамент;

Приклеить выбранные фигурки на основу;

На каждом этапе контролировать работу;

По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.

Выполнение учебной задачи.

(Индивидуальная помощь учителя)

 

Оценивают собственную деятельность

7. Итог урока

Сообщение результатов решения учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какой бывает орнамент?

- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

- Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость?

-  Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.

Где можно найти практическое применение полученных знаний?

Делают выводы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ТЕХНОЛОГИИ Учитель 1 «Б» класса Нигматуллина Елена Николаевна ГБОУ СОШ №625

Слайд 2

Орнамент

Слайд 3

Орнаменты в древности

Слайд 4

Геометрические орнаменты

Слайд 5

СПАСИБО ЗА УРОК Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями  орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Презентация для интерактивной доски к уроку технология на тему: «Создание орнамента в полосе и круге из природных материалов»

Эта презентация, «Создание орнамента в полосе и круге  из природных материалов», подготовлена для интерактивной доски. А это значит, что детишки сами, своими ручками смогут подвигать ...

Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"

Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"...

Конспект урока технологии "Орнамент в полосе. Для чего он нужен?" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »Изделие: Аппликация «Закладка» Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; форми...

Урок Технологии 2 класс "Орнамент в полосе"

Открытый урок "Орнамент в полосе по технологии 2 класс с использованием современных педагогических технологий...

Конспект урока на тему "Аппликация орнамент в полосе"

Конспект урока на тему "Аппликация орнамент в полосе"...