Программа кружка лоскутного творчества
рабочая программа по технологии (2, 3, 4 класс) на тему

Ким Светлана Анатольевна

Программа предназначена и для детей с ОВЗ. Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движения, эмоциональному развитию, а полученные знания и навыки пригодятся в дальнейшей жизни,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._kruzh.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЛОСКУТИК И ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Концептуальная часть программы

Шитье из лоскутков, корни которого уходят в далекое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость (в славянской культуре не принято было ничего выбрасывать). Именно это и вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. Во многих странах  шитье из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. В России лоскутное творчество стало интенсивно развиваться во второй половине XIX века (с ростом производства хлопчатобумажных тканей) В 20-е годы этот вид искусства не вошел в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и сохранялся только усилиями немногих мастериц в основном на севере и на юге России.

Сегодня этот незаслуженно забытый вид красочного творчества начинает постепенно возрождаться, о чем свидетельствуют Всероссийские фестивали лоскутного искусства в Санкт-Петербурге, Москве, Иваново и др. городах. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.

Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться лоскутному творчеству, но и изучать этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Программа предназначена и для детей с ОВЗ. Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движения, эмоциональному развитию, а полученные знания и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни. При организации образовательного процесса используется индивидуальный, дифференцированный подход с учетом психофизических, художественных и личностных особенностей обучаемых.

Во время обучения педагог становится советчиком, помощником, другом. Совместная деятельность, ориентированная на развитие возможностей и способностей детей, радость от совместного творчества и общения являются движущей силой развития личности, повышают у детей с ОВЗ веру в свои силы, помогают стать творчески устремленными, более интеллектуально развитыми людьми.

         Занятия лоскутным творчеством, изучение особенностей его традиционной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства помогут многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного лоскутного искусства.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

  1. Характеристика обучающихся по курсу детей

По данному курсу обучаются три группы детей:

Первый год обучения – одна группа численностью 15 человек. В этой группе обучаются дети от 7 лет.

Второй год обучения – одна группа, 15человек

Третий год обучения – одна группа, 15 человек

На первый год обучения принимаются дети от 7 до 15 лет. Не секрет, что не все дети одинаково способны к занятиям рукоделием, но, и внося посильный вклад в общее дело (в коллективную работу), каждый ребенок имеет возможность показать себя. Это очень важно для формирования уверенности в себе и чувства своей значимости в общей работе. Никакие особые условия при приеме не ставятся.

Каждая группа состоит в основном из детей разного возраста, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества, когда (как в народной педагогике) мать и дочь, сестры на равных решают насущные жизненные проблемы, старшие помогают младшим.

Занятия строятся с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.

Для того, чтобы работы, выполняемые детьми, были неповторимыми, не смотрелись изделиями серийного производства, необходима работа педагога с каждым ребенком индивидуально, поэтому желательно, чтобы количество детей в каждой группе не превышало 15 человек.

  1. Цели и задачи образовательного процесса

Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем. Одной из основных задач курса является формирование у детей навыков лоскутного шитья и доведение уровня их мастерства до профессионального. Другой, не менее важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства бережного отношения к природе. В вещи, которые лежат не нужным хламом, можно вдохнуть вторую жизнь. В руках умелой мастерицы лоскутки, тесьма, пуговицы, тюль и мешковина превратятся в красивые и полезные вещи.

Задачи первого года обучения

Образовательные:

  • Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины).
  • Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материала к работе, стежки и строчки, виды простых лоскутных орнаментов «Елочка», «Колодец» и др.)

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истокам к русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.
  • Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению, культуры общения и поведения в коллективе.
  • Формирование художественного вкуса.
  • Развивающие:
  • Пробуждение творческой активности ребенка.
  • Расширение кругозора.
  • Раскрытие индивидуальных способностей.
  • Раскрепощение ребенка

Задачи второго года обучения

Образовательные:

  • Формирование умения самостоятельно вычерчивать схему лоскутного изделия, подбирать ткань и изготавливать изделие.
  • Приобретение навыков более сложных приемов работы в лоскутной технике (аппликации, витраж и др.)
  • Формирование специальных знаний по предмету (основы жанровой композиции, законы компоновки предметов на плоскости).

Воспитательные:

  • Формирование любви и уважения к народному искусству, к родной природе.
  • Формирование потребности добросовестного отношения к общественно-полезному труду, аккуратности в работе.
  • Формирование умения проектировать свое будущее с позиции нравственно, эстетически и интеллектуально развитой личности.
  • Формирование культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи.

Развивающие:

  • Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.
  • Развитие проектных способностей на основе полученных знаний о прошлом, осмыслении этих знаний с позиции настоящего и конструирования идеала своего будущего.

Задачи третьего года обучения

Образовательные:

  • Формирование специальных знаний по предмету (основы конструирования и технологий швейных изделий, основы дизайна).
  • Приобретение технических знаний и умений самостоятельно проектировать и изготавливать сложные лоскутные изделия (покрывала, одеяла, одежду)

Воспитательные:

  • Формирование умения нравственно-эстетической оценки окружающей действительности.
  • Формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области лоскутного искусства.
  • Формирование высокой коммуникативной культуры.
  • Приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям, к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа.

Развивающие:

  • Развитие аналитических способностей (с ориентацией занятий на систематическое сопоставление, сравнение, выявление общего, особенного, единичного).
  • Раскрытие творческих способностей детей.

  1. Продолжительность освоения образовательной программы

Программа рассчитана на три года обучения.

Овладение техникой лоскутного мастерства, навыками шитья, закономерностями цветовых сочетаний – это сложный, творческий и трудоемкий процесс.

Формы и методы проведения занятий

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются беседы, диалоги с учащимися, игровые ситуации, конкурсы, викторины.

Чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят, планируется посещение музеев, выставок, особенно выставок рукоделия.

 Заниматься лоскутной пластикой без основ цветоведения невозможно, и лучшим наглядным пособием по цветоведению являются произведения Васнецова, Нестерова, Рябушкина, Харламова и др. На занятиях показывается большое количество иллюстрированной литературы, фотоматериалов, образцов изделий; проводятся выставки работ учащихся и их обсуждение; планируются лекции и беседы с просмотром видеофильмов из цикла «Русский музей – детям» («Народное искусство»), «Фестиваль «Лоскутный стиль».

В первые два года обучения используются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично-поисковые (в форме игры или конкурса).

Третий год имеет исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Программа составлена таким образом, чтобы дети смогли овладеть всем комплексом занятий по цветоведению,  материаловедению, орнаменту, композиции.

Для каждого ребенка по заданной теме предусматривается индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг от друга, отдельные задания выполняются всей группой вместе с педагогом.

Одной из форм занятий является проведение праздников традиционного народного календаря.

  1. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств

(любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитие профессиональных умений и навыков и т.д.).

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

  • Беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводиться доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
  • Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
  • Контрольные работы на время. Устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного вычерчивания схемы и выполнения простейшего изделия.
  • Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполняемую работу (например, тема «Колодец»: каждый ребенок выполняет свой элемент (квадрат), затем все квадраты («кирпичики общего дома») сливаются в покрывало или коврик. От качества выполняемого каждым ребенком квадрата зависит качество общей работы).
  • После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ.
  • Основной формой подведения итогов обучения является участие детей коллектива в районных, городских  выставках и фестивалях.
  • Ожидаемые результаты

За первый год обучения дети должны:

  • Освоить ритмическую последовательность традиционного народного календаря, особый символический язык народной культуры, образы словесного и изобразительного искусства, возникшие в результате осмысления мира природы нашими предками.
  • Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека.
  • Научиться понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относиться к ней.
  • Научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
  • Научиться правильно подготавливать ткань к работе, подбирать ее по цвету и фактуре.
  • Освоить простые портновские термины и виды швов.
  • Получить навыки шитья на швейной машине, правильно пользоваться швейным оборудованием.
  • Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья («Елочка», «Колодец», «Шахматка» и др.)

За второй год обучения дети должны:

  • Научиться пользоваться народным календарем как действующей во времени моделью Вселенной.
  • Открыть идеалы красоты и добра, заключенные в образе традиционного Дома и семьи, в круге событий человеческой жизни.
  • Научиться самостоятельно вычерчивать схемы изделий и правильно подбирать ткань для этих изделий, сшивать их, использовать комбинацию схем.
  • Освоить более сложные способы лоскутного шитья (витражный, аппликацию и др.)
  • Овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми, культурой речи.
  • Научиться понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и к учебе.

За третий год обучения дети должны:

  • Научиться приемам анализа материала (сопоставление, сравнение, выявление устойчиво традиционного и вариативного, национального и общечеловеческого, переходящего и вечного).
  • Понимать, что каждый из нас несет в себе и общее, человеческое, и особенное – то, что он унаследовал от своего народа; и индивидуальное – то, что каждый воспринял от своих родителей и вырастил в себе самом.
  • Самостоятельно составлять композиции из пройденных схем лоскутного шитья, моделировать изделия в выбранном стиле (народном, классическом, авангардном), уметь различать их, изготавливать сложные изделия (одеяла, панно, одежду и т.д.).
  • Открыть закономерности красоты и добра в течение исторической жизни народа, воспринимать прекрасное и эстетически оценивать окружающую действительность.
  • Самостоятельно применять и развивать профессиональные навыки в области лоскутного искусства.

                                                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Название разделов

и тем

Теория

Практика

Общее количество часов

Методическое обеспечение

Внеклассные мероприятия

1

2

3

4

5

6

7

I.

Вводное занятие «Кто мы?»

-

Видеокассета «Прикладное искусство», ч. 1, книги, журналы, репродукции картин, фотоматериал, папка-пособие «Лоскутное искусство», папка «Швейные работы»

Просмотр видеофильма «Прикладное искусство», ч. 1 из цикла «Русский музей – детям»

1

Историческая память народа

2

-

2

2

Народная культура

1

1

3

Декоративно-прикладное искусство

2

4

6

4

Лоскутное искусство

1

4

5

5

Техника безопасности

1

-

1


II.

Осеннее новолетие

-

-

-

Папка «Основы цветоведения», образцы тканей, природного материала, книги

Праздник «Капустник»,  праздник «Осенины»

1

«Всякому лету аминь!»

1

2

3

2

Красота Земли-Матушки (основы цветоведения)

1

4

5

3

Щедрая осень

1

4

5

III.

«Хозяйка Мира»

-

-

-

Книги, папка «Материаловедение», образцы тканей, натуральных волокон

Праздник «Покрова»

1

«Матушка Покрова»

1

3

4

2

«Как рубашка в поле выросла?» (основы материаловедения)

2

2

4

IV.

«Вслед за солнышком живем»

-

-

-

Папка-пособие «Дом как Мир»

Виртуальные экскурсии в музеи изобразительного искусства

1

Ритм – способ организации явлений природы и человеческой деятельности

1

2

3

Книги, журналы, фотоматериал. Папка «Лоскутное искусство», образцы изделий

-

2

Ритм в народном орнаменте

1

4

5

-

-

3

Лоскутный орнамент. Лоскутные орнаменты из полос

2

9

11

-

-

4

Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов

1

5

6

-

-

5

Древняя техника лоскутного шитья на Руси – «Треугольники»

1

3

4

-

-

V.

Народные обряды и обычаи зимних святок

-

-

-

Журналы и книги по лоскутному искусству, образцы изделий

Праздник «Новый год». Праздник «Святочные посиделки»

1

Рождественские подарки

1

3

4

-

-

2

Рождественская Звезда. Лоскутная схема «Звезда»

1

3

4

-

-

3

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ за полугодие

VI.

О чем расскажет нам народный костюм?

-

-

-

Папка-пособие «Народный костюм», книги, фотоматериал

Экскурсии в краеведческий музей

1

Символика народной одежды

1

2

3

-

-

2

Компоненты старинного костюма. Тряпичная кукла в народном костюме

2

8

10

-

-

3

Повторение пройденного

1

2

3

-

Выставка и обсуждение работ


VII.

«Душа ль моя Масленица»

-

-

-

Книги, журналы, фотоматериал, образцы изделий

Праздник «Масленица»

1

Образ праздника «Масленица» в русской народной традиции

1

5

6

-

-

2

Веселая ярмарка

1

3

4

-

-

VIII.

«Мост на семь верст»

-

-

-

Журнал, фотоматериал, образцы

«Красная горка»

1

Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки

1

4

5

-

-

2

Весенние заклички (лоскутная пластика)

1

3

4

-

-

3

К Светлому дню

1

3

4

-

-

4

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ

IX.

Весеннее новогодье

-

-

-

Книги, журнал, фотоматериал

-

1

«Вот пришел к нам Егорий»

1

3

4

-

-

2

«Весна-красна»

1

5

6

-

-

X.

Итоговое занятие

2

-

2

-

Выставка работ

Всего часов

36

90

126

-

-

                                              2.Содержание занятий 1-го года обучения

Вводное занятие «Кто мы?»

Ознакомление с содержанием программы. Режим работы. Основные темы. Необходимое оборудование.

Историческая память народа        

Понятие о роде человеческом как творческой, призывающей к жизни силе природы. Понятие «народ». Беседа с элементами игры.

Народная культура

Многообразие видов народной художественной культуры. Культура как форма общенародной памяти. Рукотворное и нерукотворное искусство (беседа с элементами викторины).

Декоративно-прикладное искусство

Понятие ДПИ, его отличие от других видов искусства. Показ видеофильма «Прикладное искусство».

Лоскутное искусство

История мирового лоскутного искусства.

Техника безопасности. Подготовка ткани и инструментов к работе. Виды стежков и швов. Основные портновские термины.

Осеннее новолетие

«Всякому лету аминь!»

Знакомство с осенними праздниками народного календаря. Знакомство с древними обрядами и обычаями жатвы. Праздник «Капустник».

Красота Земли-Матушки

Начальные сведения о цвете. Эмоциональные свойства цвета. Какие бывают краски и имеют ли они характер. Рисунок на тему «Природа».

Щедрая осень

Осень – волшебная пора. Осенние деревья и листья. Составление композиции из листьев. Аппликация «Листьев» из лоскутов (работа с клеем).

«Хозяйка Мира»

«Матушка Покрова»

Образ праздника в русской народной традиции – идея о значительности роли женского начала в мире. Народные обычаи и приметы праздника. Посиделки с женским рукоделием. Выполнение эскиза «покрывала» для земли, аппликация из лоскутков «Покрывало для земли» (коллективная работа).\

«Как рубашка в поле выросла?»

Начальные сведения о ткани. Откуда берется нитка? Знакомство с видами натуральных волокон. Обрядовость аграрного цикла, обрядовость прядения. Прялочка как модель Мира. Игра-конкурс «Прядем ниточку». Знакомство с ткацким станком. Виды, фактура тканей. Игра-конкурс «Художник по росписи и тканей» (работа с красками).

«Вслед за солнышком живем»

Ритм – способ организации явлений природы и человеческой деятельности

Представление о ритме в жизни природы и человека. Меры природных ритмов. Условность начала в круге «Солнечный путь» (круг зодиака). Образ петуха как вестника восхода солнца в народной культуре.

Ритм в народном орнаменте

Отображения ритма человеческой жизни в народной культуре (древо жизни). Выполнение «портретов» разных времен года (работа с красками). Орнаменты на старинных предметах быта. Народный орнамент как рассказ о природных стихиях. Игра «Напиши письмо в прошлое».

Лоскутный орнамент

Основные составляющие лоскутных орнаментов. Орнаменты из полос «Елочка» и «Колодец». Составление схемы орнамента «Елочка». Шитье образца (прихватка). Составление схемы орнамента. Коллективная контрольная работа «Дом из кирпичиков».

Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов.

Знакомство с символическими значениями народных орнаментов и изображений. Знаки земные и знаки воды, воздуха, души. Составление из элементов-знаков «рассказа» о мире, природе. Схема «Шахматка». Шитье образца салфетки по придуманной схеме.

Древняя техника лоскутного шитья на Руси – «Треугольники»

Составление схем из треугольников. Шитье образца (подушечка) по схеме «русский квадрат».

Народные обряды и обычаи зимних святок.

Рождественские подарки

Знакомство с праздником «Зимние святки». Сложный состав праздника. Народные обычаи. Рождественские подарки. Составление схемы и шитье «Сапожка».

Рождественская Звезда. Лоскутная схема «Звезда»

История Вифлеемской Звезды. Выполнение эскиза «Рождественская Звезда». Составление лоскутной схемы «Звезда» (шитье из треугольников). Изготовление небольшого изделия (салфетка, панно).

Повторение пройденного. Выставка и обсуждение работ за полугодие.

О чем расскажет нам народный костюм?

Символика народной одежды

Знакомство с традиционным народным костюмом как с идеей единства Мира. Народный костюм как язык культуры. Составляющие народного костюма (сословная, возрастная и т.д.). Зарисовка куклы в народном костюме (игра).

Компоненты старинного костюма. Тряпичная кукла в народном костюме

Знакомство с типами женского костюма. Компоненты костюма. Смысловое значение орнаментов и деталей одежды. Изготовление куклы из лоскутов. Изготовление народного костюма для куклы. Выставка «Кукольный хоровод».

«Душа ль моя Масленица»

Образ праздника «Масленица» в русской народной традиции

Особенность обычаев на Масленицу как прощание со старым и ожидание нового. Значение солнечных знаков. Изготовление «Солнышка» (лоскутная техника «геометрические фестоны).

Веселая ярмарка

Творческая самостоятельная работа по изготовлению прихваток, салфеток, подушек (По пройденным схемам).

«Мост на семь верст»

Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки.

Знакомство с обрядами Великого Поста. Характер труда народа в весеннюю пору. Пасхальные подарки. Изготовление коврика (коллективная контрольная работа).

Весенние заклички (лоскутная пластика)

Знакомство с обычаями заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

К светлому дню

«Роспись» пасхальных яиц и изготовление открыток (лоскутная пластика).

Повторение пройденного. Выставка и обсуждение работ за полугодие.

Весеннее новогодье

 «Весна-красна»

Какого цвета весна? Природа цвета, гармоничные сочетания. Составление «портрета» весны (коллективная работа). Изготовление открыток на тему «Весенний первоцвет» (лоскутная пластика).

Итоговое занятие. Выставка лучших работ за год.

  1. Учебно-тематический план 2-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

Практика

Общее количество часов

Методическое обеспечение

Внеклассные мероприятия

1

2

3

4

5

6

7

I

Вводное занятие «Откуда мы? Чем живы?»

-

Видеофильм «Лоскутный стиль», книги, журналы, репродукции, фотоматериал, образцы

Просмотр видеофильма «Всероссийский фестиваль «Лоскутный стиль»

1

Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего народа

2

3

5

2

Лоскутное искусство России

1

4

5

II

Осеннее новолетие

-

-

-

Папка-пособие «Цветоведение», фотоматериал, образцы

Праздник «Капустник», праздник «Осенний» в «Алатыре»

1

Какого цвета осень?

2

4

6

2

С «Новым годом», с новым урожаем!

1

5

6

III

«Хозяйка Мира»

-

-

-

Книги, журналы по лоскутному искусству, фотоматериал

Праздник «Покров»

1

Матушка Природа

1

4

5

2

В гостях у Василисы Премудрой

1

4

5

IV

Повторение пройденного

2

-

2

-

Выставка и обсуждение работ

V

Дом, открой свою тайну!

-

-

-

Папка-пособие «Дом как мир», книги, журналы, образцы

Экскурсия в краеведческий музей

1

Дом как Мир

1

3

4

2

«Кто, кто в теремочке живет?»

1

4

5

3

«Скатерть бела, весь Мир одела»

1

5

6

VI

Готовимся к зимним святкам

-

-

-

Книги, журналы, фотоматериал, образцы, сказки

Праздник «Новый год», праздник «Святочные посиделки»

1

Зимние сказки (лоскутная аппликация)

1

6

7

2

Рождественские открытки

1

4

5

VII

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ

VIII

О чем расскажет нам народный костюм?

-

-

-

Папка «Народный костюм», книги по народному костюму, фотоматериал

-

1

Женский костюм, его символы и составляющие

2

6

8

2

«Ах, сошью я, матушка, красный сарафан»

1

4

5

IX

«Широкая Масленица»

-

-

-

Папка «Цветоведение», фотоматериал, журналы по лоскутному искусству

Праздник «Масленица»

1

«Веселая карусель» (цветоведение)

1

4

5

2

«Ярмарка»

1

8

9


X

«Мост на семь верст»

-

-

-

Книги, журналы, фотоматериал, образцы

Праздник «Красная горка», выставка и обсуждение работ

1

Великий пост – золотые руки

2

6

8

2

Жавороночки, прилетайте к нам!

1

4

5

3

Пасхальное яйцо (лоскутная пластика)

1

9

10

XI

Повторение пройденного

1

-

1

XII

Во поле, во зеленом дубровье

-

-

-

Книги, журналы по лоскутному искусству, образцы

Подведение итогов. Выставка работ

1

«Не бывать весне на Руси святой без Егория!»

1

4

5

2

«Ай, ай, месяц май»

1

5

6

Итоговое занятие

2

-

2

Всего часов

30

96

126

  1. Содержание занятий 2-го года обучения

Вводное занятие «Откуда мы? Чем живы?»

Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Необходимое оборудование. Техника безопасности.

Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего города.

Народные промыслы: Хохлома, Гжель, дымковская игрушка и т.д. Путешествие в историю русского быта по русским народным сказкам.

Лоскутное искусство России

Лоскутное искусство. Особенности его развития в России. Шитье образца по пройденным схемам 1-го года обучения. Просмотр видеофильма Всероссийского фестиваля «Лоскутный стиль».

Осеннее новолетие

Какого цвета осень?

Красота и неповторимость осенних деревьев. Цвет: хроматический и ахроматический, теплый и холодный. Цветовой контраст. Осенние «листья» из лоскутков. Коллективная работа (лоскутная мозаика).

С «Новым годом», с новым урожаем!

Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Праздник «Капустник». Работа на тему «Дары осени» В технике «лоскутная мозаика» (самостоятельная работа по выполнению эскиза и схемы лоскутного шитья).

«Хозяйка Мира»

Матушка Природа

Образ женщины в народном изобразительно-прикладном искусстве, загадках, сказках. Старинные женские орудия труда. Материаловедение. Занятие-конкурс «Природные орнаменты на ткани» (работа с красками).

В гостях у Василисы Премудрой

Отражение идеи трудолюбия, доброты и добросовестности в русских народных сказках. Составление композиции на тему «Ковер Василисы Премудрой» (самостоятельная работа). Шитье мини-коврика.

Повторение пройденного. Выставка и обсуждение работ.

Дом, открой свою тайну!

Дом как Мир

Образы природы, Вселенной и человека в конструкции дома, его убранстве. Выявление трехчастной композиции традиционного дома и связанных с ней представлений. Композиция на тему «Крестьянский дом» (работа с красками и лоскутом).

«Кто, в теремочке живет?»

Текстильное убранство дома. Продолжение темы «Лоскутные орнаменты». Составление сложных лоскутных орнаментов. Расчет схемы. Творческая работа на тему «Покрывало» (шитье по элементам).

«Скатерть бела, весь мир одела»

Основы композиции «Тайна белого листа». Замысел, формат, элементы композиции. Единство формы и изображения. Рисование композиционных схем и образцов. Создание эскиза. Выполнение эскиза в натуральную величину (с растушевкой в цвете). Составление композиций на темы Рождества и зимних сказок.

Готовимся к зимним святкам

Зимние сказки (лоскутная аппликация)

Повторение темы «Зимние сказки», «Святочные посиделки», «Коляда». Лоскутная аппликация. Виды лоскутных аппликаций. Порядок выполнения работы. Подготовка и подбор ткани. Выполнение аппликаций (панно) на темы зимних сказок.

Рождественские открытки

Изготовление Рождественских открыток с применением лоскута и клея.

Повторение пройденного. Выставка лучших работ за полугодие.

О чем расскажет нам народный костюм

Женский костюм, его символы и составляющие

Русский народный костюм – художественный язык народной культуры. Одежда как цельный образ народа (определенной группы). Смысловое значение орнаментов и деталей одежды. Составление образов народного костюма (работа с красками, лоскутом, клеем). Изготовление девичьей повязки на голову.

«Ах, сошью я, матушка, красный сарафан»

Снятие мерок, изготовление выкройки и шитье сарафана.

«Широкая Масленица»

«Веселая карусель»

Повторение темы «Цветоведение». Богатство цвета и красота мозаичных полотен Харламова, Васнецова и др. Творческая композиция на тему «Веселая карусель» (лоскутная пластика).

«Ярмарка»

Повторение пройденных тем. Изготовление небольших изделий (салфетка, подушка, прихватка). Индивидуальная контрольная работа на время.

«Мост на семь верст»

Великий пост – золотые руки

Смысл поста в народной традиции. Пост как благодетельная норма жизненного поведения. Терпение и трудолюбие при выполнении рукодельных работ. Витражные аппликации. Вычерчивание схем и выполнение небольших изделий.

Жавороночки, прилетайте к нам!

Весенние заклички птиц как способ заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).

Пасхальное яйцо (лоскутная пластика)

«Роспись пасхальных яиц» (тесьма, лоскутки, клей). Изготовление объемных салфеток для куличей и яиц.

Повторение пройденного

Во поле, во зеленом дубровье

«Не бывать весне на Руси святой без Егория!»

Народные обряды Егорьева дня, его связь с идеей весны. Выполнение композиций на тему «Подарки Егория». Изготовление небольших изделий по пройденным схемам (панно, грелка, прихватка).

Ай, ай, месяц май»

Коллективная творческая работа на тему «Весна-красна».

Итоговое занятие. Подведение итогов года, выставка лучших работ.

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Теория

Практика

Общее количество часов

Методическое обеспечение

Внеклассные мероприятия

1

2

3

4

5

6

7

I

Вводное занятие «Все мы живем на Божьей росе, под красным солнышком»

-

Книги, журналы по лоскутному искусству, видеофильм «Лоскутный стиль», фотоматериал

Просмотр видеофильма «Всероссийский фестиваль «Лоскутный стиль»

1

«С кем поведешься, от того и наберешься»

2

3

5

2

Что сторона, то и новина

2

3

5

3

Лоскутное искусство стран Европы и Америки

2

-

2

II

Осеннее новолетие

-

-

-

Книги, журналы, папка «Лоскутная мозаика», фотоматериал

Праздник «Капустник», праздник «Осенины», «Покровские вечерки», выставка и обсуждение работ

1

Осень велика, зима долга (геометрическая композиция лоскутных изделий)

2

8

10

2

Льняные смотрины (объемные лоскутные элементы)

2

7

9

III

Повторение пройденного

1

-

1

-

-

IV

Дом, открой свою тайну!

-

-

-

Журналы по лоскутному искусству, папка «Дом как Мир», фотоматериал, образцы

-

1

Мир как Дом (пэчворк)

1

5

6

2

Счастье тому, кто в этом дому (текстильные предметы интерьера)

2

8

10

V

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ

VI

Готовимся к зимним святкам

-

-

-

Журналы, книги по лоскутному искусству, фотоматериал, образцы

Праздник «Новый год», праздник «Святочные посиделки»

1

«Добро творить – себя веселить» (аппликационные узоры)

2

6

8

VII

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ

VIII

О чем расскажет нам народный костюм?

-

-

-

Журналы по лоскутному искусству, книги по моделированию одежды, фотоматериал

-

1

Лоскутная техника в костюме

2

6

8

2

Традиции в моделировании одежды

2

4

6

IX

Широкая Масленица

-

-

-

Журналы по лоскутному искусству, папка «Дом как Мир», фотоматериал

Праздник «Масленица»

1

«Как потрудился, так и повеселился»

1

6

7

X

Повторение пройденного

1

-

1

-

Выставка и обсуждение работ

XI

«Мост на семь верст»

-

-

-

Журналы, книги по лоскутному искусству, образцы, фотоматериал

Праздник «Красная горка»

1

«Учись доброму, худое на ум не пойдет» (квилт)

1

10

11

2

«В день свят суеты спят» (традиции пасхального подарка)

2

9

11

XII

Повторение пройденного

2

-

2

-

Выставка и обсуждение работ

XIII

Весеннее новогодье

-

-

-

Журналы, книги по лоскутному искусству, образцы, фотоматериал

-

1

«Пора землю будить» (современные мозаичные узоры)

2

11

13

2

«Доброе семя – в добрую пору»

1

6

7

XIV

Итоговое занятие

2

-

2

-

Подведение итогов. Выставка работ

Всего часов

34

92

126


  1. Содержание занятий 3-го года обучения

Вводное занятие. «Все мы живем на Божьей росе, под красным солнышком».

Основные темы программы третьего года обучения. Необходимое оборудование. Техника безопасности.

«С кем поведешься, от того и наберешься»

Взаимный обмен в области материальной культуры разных народов мира.

Связь русского орнамента с орнаментами Древнего Востока и Древней Греции. Чувство единства с природой. Коллективная работа: «Мир един для всех» (лоскутная пластика).

«Что сторона, то новина»

Своеобразие культур народов мира. Сравнение техник гавайской и персидской аппликации (изготовление небольшого образца).

Лоскутное искусство стран Европы и Америки

История лоскутного искусства стран Европы и Америки. Сравнение техник пэчворка и квилта (изготовление небольшого образца со стежкой). Художественное и техническое выстегивание.

Осеннее новолетие

«Осень велика, зима долга»

Обрядовость осенних работ. Глубина народной памяти. Соотношение старого и нового в народной культуре. Законы построения орнаментальной лоскутной композиции. Способы достижения ее выразительности. Вычерчивание орнамента, изготовление образца одного из орнаментов.

Льняные смотрины

Важнейшие истины, характерные для народной нравственности, лежащие в основе обрядов и обычаев трех осенних праздников (Рождество, Покров Пресвятой Богородицы и день Св. Параскевы Пятницы). Покровские вечерки. Осеннее-зимние женские рукоделия. Лоскутные объемные элементы. Последовательность сборки узора. Шитье небольших изделий.

Дом, открой свою тайну!

Мир как дом

Образ Вселенной как обычного дома. Внешнее и внутреннее убранство дома. Сравнение композиции и убранства традиционного русского дома с домами других народов. Пэчворк. Его особенности. Изготовление предметов быта (скатерть, подушка, покрывало – по выбору учащегося).

«Счастье тому, кто в этом дому»

Углубление понимания «Дом как Мир». Текстильные предметы интерьера. Предметы интерьера, выполнение в лоскутной технике. Сочетание с другими частями интерьера. Разработка композиции интерьера. Шитье небольшого комплекта интерьера (скатерть и салфетки, прихватки; покрывало и подушка и т.д.)

Готовимся к зимним святкам

«Добро творить – себя веселить»

Повторение темы «Зимние святки». Сложный характер периода зимних святок. Рукоделие в период Рождественского поста. Аппликационные узоры. Использование традиционных узоров русских народных промыслов в аппликациях. Изготовление аппликаций на рождественские темы (Рождество в Петербурге, Фольклор, Мировая культура) по выбору учащегося.

О чем расскажет нам народный костюм?

Лоскутная техника в костюме

Традиции применения лоскутных узоров и аппликаций для украшения одежды. Изготовление образца.

Традиции в моделировании одежды.

Народный костюм – объект творчества. Эстетический вкус и культура костюма. Основы моделирования одежды. Снятие мерок, построение чертежа, шитье изделий (юбка, жилет, блуза).

Широкая Масленица

«Как потрудился, так и повеселился»

Традиционные техники в лоскутных узорах русского лоскутного искусства. Шитье покрывала. Творческая самостоятельная работа.

Мост на семь верст

«Учись доброму, худое на ум не пойдет»

Духовный смысл поста в народной традиции. Характер ручного труда во время поста. Сравнение традиций Пасхи у разных народов. Особенности, история квилта. Изготовление изделия в технике квилт (схема выбирается самостоятельно).

«В день свят суеты спят»

Традиции пасхального подарка. Изготовление салфетки-менажницы.

Весеннее новогодье

«Пора землю будить»

Сила пробуждения Природы. Связь души человека с деревом, растениями. Современные сложные мозаичные узоры. Радиальный узор. Построение схемы, шитье образца.

«Доброе семя в добрую пору»

Коллективная работа на тему «Мировое древо» или «Чудо-древо».

Итоговое занятие. Подведение итогов и выставка лучших работ за год.

  1. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:

  • столы и необходимое количество стульев;
  • шкафы для хранения лоскутов и швейных принадлежностей;
  • стол для глажения;
  • шкаф для хранения иллюстрированной литературы и образцов;
  • доска школьная;
  • стенды для размещения образцов и проведения выставок;
  • светильники и настольные лампы;
  • швейные машины (минимум – 4 штуки);
  • утюг с увлажнителем.
  • Инструменты и материалы:
  • лоскут, обрезки ткани, синтепон, ватин, тесьма, пуговицы, ленты;
  • ножницы;
  • нитки х/б № 40, № 50 или армированные № 35, № 45, № 44, а также шелковые и люрекс;
  • иглы, булавки с круглой головкой;
  • бумага (миллиметровая или в клетку, цветная, ватман, калька, картон для шаблонов);
  • карандаши (мягкие 2М - 4М и цветные), ластики;
  • фломастеры;
  • краски акварельные или гуашь;
  • кисти (№ 1, 3, 5);
  • клей (канцелярский и ПВА);
  • линейки, треугольник, циркуль;
  • мел школьный и портновский.

Методическое обеспечение:

  • иллюстрированная литература;
  • фотоматериалы;
  • видеофильмы;
  • книги;
  • опорный конспект обучающихся;
  • пособия (Папка «Словарь специальных терминов», «Цветоведение», «Материаловедение. Ткани», «Технологическая карта», «Образцы»).

  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. Список использованной литературы
  1. Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение» («Родная земля»). – М.: «Дрофа», 1998.
  2. Пармон Ф.М. «Композиция костюма». – М.: Легпромбытиздат, 1997.
  3. Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика». – М.: Школа-Пресс, 1993.
  4. Муханова И.Ю. «Лоскутное шитье». – М.: МИЧ, 1998.
  5. МакКормик Г.М. «Лоскутное шитье». – М.: Ниала XXI век, 2001.
  6. Арсеньева Е.В. «Ивановские ситцы». – Л.: Художник РСФСР, 1983.
  7. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. «Русский народный костюм». – Л.: Художник РСФСР, 1984.
  8. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР». – М.: Планета, 1990.
  9. Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань. Ритуал. Человек». – СПб, 1992.
  10. Бондаренко Э.О. «Праздники христианской Руси». – Калининград, 1993.

  1. Список литературы, рекомендованный родителям
  1. Попова О.С. «Народные художественные промыслы», - М.: Легкая промышленность, 1984.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: 1999.
  3. Рарог А. «Коловорот» - славянский календарь-месяцеслов». – СПб, НПП «Облик», 1995.

  1. Список литературы, рекомендованный детям
  1. Грачева Т. «Мастерицам». – М.: Малыш, 1987.
  2. Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сама». – СПб, Мастерица, 1995.
  3. Кузнецова Л. «Делу время, потехе час». – М.: Детская литература, 1986.
  4. Захарова И. «Моя Родина». – М.: Детская литература, 1980.
  5. Исаковский М. «Родина». – М.: Детская литература, 1985.
  6. Артемьев Ю. «Солнышко». – М.: Русский хронограф, 2003.
  7. Новицкая М.Ю. «Родная земля» (Учебник – тетрадь №№ 1-4). – М.: Дрофа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Программа кружка «Художественное творчество: станем волшебниками», 3 класс

Программа  кружка «Художественное творчество: станем волшебниками» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Ко...

программа кружка "Радуга творчества"

программа кружка "Радуга творчества"...

Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"

Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней  разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности...

Программа кружка "Сундучок творчества"

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений...

Программа кружка: "Техническое творчество"

Программа дает возможность растущему человеку проявлять себя,переживать ситуацию успеха ,особенно для неуверенных в себе детей,имеющих те  или иные комплексы,испытывающих  трудности в освоен...