Программа кружка "Сундучок творчества"
рабочая программа (1 класс) по теме

Наталья Николаевна Шевченко

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchok_tvorchestva.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  _.08.2013  года

Председатель педсовета

                                                                                               ____________ Вараксина  Т. В.

                                               Подпись, печать  ОУ          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

кружок «Сундучок творчества»

(наименование)

1 год (1 класс)

(срок реализации программы)

6– 7 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                           

 Шевченко Наталья Николаевна

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Сундучок творчества» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 8 на 2013-2014 учебный год. Программа рассчитана на учеников 1 класса.

Количество часов в год: 33

Количество часов в неделю: 1

"...Дать ребёнку ощутить радость труда,… наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первая задача педагогики»        В.А. Сухомлинский

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности:  рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок  будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться лепить из пластилина, работать с бумагой, с тканями, с природным и бросовым материалом, конструировать.

Лепка и аппликация, конструирование и рисование – виды художественной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Творческая деятельность – одна из самых интересных для детей младшего школьного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось.

 На занятиях, аппликацией, лепкой, рисованием дети  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности:  планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.  Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое  исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

 Опыт работы с детьми показывает, что чем раньше они начинают заниматься в кружках технического творчества, тем больше умений и навыков они приобретают, а если такие занятия постоянны и продолжаются несколько лет подряд, это даёт большие результаты, поэтому очень важно осуществлять преемственность в обучении как младших  школьников, так и школьников среднего звена.   Создание интегрированной программы с элементами декоративно-прикладного и технического творчества современна и актуальна, так как дети не могут заниматься одним видом деятельности.

 Направленность программы. «Сундучок творчества» является программой художественно-творческой направленности с элементами народного декоративно - прикладного искусства, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год.

 Новизна программы  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, композиции,  декоративной стилизации форм, правилах лепки, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

 В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит  художественному творчеству и изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

 Занятия художественным творчеством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,  фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы: формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

  • Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
  • Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
  • Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
  • Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
  • Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым творческим проектам.        

 В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе,  дети проходят путь от простого к сложному,  с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами творчества, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения художественному творчеству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у школьников развиваются творческие начала.  Предоставление  школьникам свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.  Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми  детьми.  В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий (наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия).  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности:  объекты творчества школьникам имеют значимость для них самих и для общества.

 Формы реализации программы. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных,  групповых,  индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.  Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

 Методы реализации программы. Для качественного развития творческой деятельности младшим школьникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила труда с элементами фантазии.

 В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым творческим проектам. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

 Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения) .

 Среди методов такие как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты,  а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.  В период обучения происходит постепенное усложнение материала.  

 Организация деятельности. Кружок первого года обучения формируется из учащихся 1 класса. Это дети младшего школьного возраста. Форма работы – групповая. На этом этапе происходит первоначальное знакомство с основными техническими понятиями. Основная форма обучения – игра. Происходит формирование элементарных знаний и умений, привитие навыков элементарного конструкторского мышления. Первый год обучения позволяет ребятам развивать моторику рук, привить аккуратность в работе, увидеть итог своей деятельности и найти ему практическое применение. Основной метод практической работы на первом этапе обучения – фронтальный.

 Ожидаемые результаты освоения программы. Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами художественного творчества и изобразительного искусства может каждый ребёнок.

 К концу года дети должны знать и уметь:  проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство);  выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);  знать особенности изобразительных материалов, используемых в работе; знать название и назначение инструментов, приёмы и правила их пользования.

В лепке. Лепить различные предметы, передовая их форму, пропорции, позы и пропорции фигур, используя разные способы лепки.  Создавать изображения по мотивам народных игрушек.  Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.  Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

 В аппликации.  Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание, используя бумагу разной фактуры.

 В конструировании. Правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.  Владеть техникой оригами: сгибать лист вчетверо в разных направлениях.  Правильно выполнять технологические операции: сгибание, склеивание, соединение деталей из бумаги и картона.  Изготовлять объёмные игрушки по шаблону. Работать по готовой выкройке. Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением. Изготавливать простейшие модели разного вида транспорта (водный, наземный, воздушный) из картона, бросового и природного материала.  Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Содержание программы

1.Вводное занятие. Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания  и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата».

2. Работа с бумагой. Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Летающие и плавающие модели.

Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции). Аппликация: «Бабочка. Стрекоза. Жук».

3. Работа с различными тканями: Простейшая мягкая игрушка. Краткая история знакомства с различными тканями. Правила безопасности на рабочих местах. Правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. Виды тканей. Подготовка тканей, необходимые инструменты. Особенности изготовления мягкой игрушки (обведение по шаблону, вырезание, сшивание, набивка).  

Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка».

4. Работа с природным материалом.  Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Виды листьев. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем. Работа с фасолью, горохом, семечками подсолнуха и тыквы, рис, гречка. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров семян. Техника безопасности при работе с разными материалами.

 Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок. изготовление аппликаций «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».

6. Художественное конструирование. Беседа «Что такое конструирование?», «Из истории бумаги». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами.

Практическая работа: гирлянда «Ёлочка», оригами: «Заяц. Лиса. Бабочка. Рыбка. Мой любимчик» и придумать рассказ.

8. Картинки из ниток. Беседа «Что можно делать из ниток».  Техника работы с нитками. Игры. «Гармошка».  Исследования трикотажа.  растягивать и сжимать, ощупывать и пощипывать за петельки («гуси щиплют травку»). Показ изготовления поделок.

Практическая работа: Композиции из ниток: «Портрет», «Кораблик», «Композиция в натюрморте. Фрукты и овощи». Творчество детей

9. Пластилин. Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стекой.

Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных.

10. Работа с бросовым материалом. Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух, спички  и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке. Сочетание в одной композиции различных материалов.                                                                                                                                                                         Практическая работа: из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»; из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»; из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др., из спичек «Избушка», «Картина»

11.  Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся. Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов.  Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

 Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

Учебно–тематическое планирование

                                           

                                Темы

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Работа с бумагой.

6

0,5

5,5

3

Работа с различными тканями.

2

0,5

1,5

4

Работа с природным материалом.

6

0,5

5,5

6

Художественное конструирование.

6

0,5

5,5

8

Картинки из ниток.

3

0,5

2,5

9

Пластилин.

3

3

10

Работа с бросовым материалом

4

0,5

3,5

11

Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.

1

1

Итого

33

4

29

Методические рекомендации

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Работая в кружке детского творчества, главной задачей руководителя является – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется. Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные.

Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения. В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Материально-техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Техническое обеспечение

Методическое обеспечение

Цветная бумага, пластилин, ножницы, клей, иголка, нитки, стека, нож, ткань, природный материал, альбомные листы, картон, семена растений, бросовый материал (баночки, коробочки, бутылочки), шило

АРМ, магнитофон.

Н.А. Цирулик «Умные руки».

 Используемая литература:

А.М .Гукасова «Внеклассная работа по труду», М. Просвещение, 1981

Г.И.  Перевертень «Самоделки из бумаги», М. Просвещение, 1983

Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М. Просвещение, 1985

Г.И. Перевертень «Техническое творчество в начальных классах».

Н.М. Коньшева «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985

Ф.П. Филенко «Поделки из природных материалов».

М.С. Фонотов «Геометрия растений».

Н.Е. Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983

Н.А. Цирулик «Умные руки».

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ  СОШ № 8

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

           подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______________

                                  подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Сундучок творчества»

Класс            1 класс

Учитель       Шевченко Натадья Николаевна

Количество часов: всего    33 часа;  в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы 

Шевченко  Натальи  Николаевны,   утвержденной  решением педсовета протокол № 1 от  _.08.2013  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Театр-творчество-дети"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе разработана на 4 года....

образовательная программа театрального творчества

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...

Модифицированная образовательная программа прикладного творчества "Родничок"

Программа "Родничок" по экологическому образованию школьников особенно актуальна так, как акцентирует особое внимание на процесс осознания необходимости изменения самой жизненной парадигмы, которая до...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (КРУЖОК)

Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образ...

Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).

Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...

Программа "Художественное творчество: станем волшебниками"

Программа курса для внеурочных занятий...

Дополнительная образовательная программа "Страна творчества"

Программа «Страна творчества» рассчитана как дополнение и расширение художественно-эстетической деятельности младших школьников....