Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 3 классе
    рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

    Кочергина Ирина Павловна

    Рабочая программа по технологии в 3 классе Конышевой Н. М. УМК "Гармония" содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_tehnologiya_3_klass.docx57.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Общая характеристика учебного предмета

            В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

            Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего         развития.

            Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

            Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

            Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно - творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

            Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приемам практической работы). Интеграция интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

    Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

            В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

            Задачи изучения дисциплины:        

    - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

    - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

    - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;  

    - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

    - развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

    - развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

     - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

    - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

    - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

     - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

    - духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

             Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

            Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение

    на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна   и учатся их использовать в собственной деятельности.

            Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

            Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

            – окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

            – математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

            – изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

            – родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

            – литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

            Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы;

    этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части. Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

            Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

            В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

            Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

            Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внуренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

            Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

            Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

            Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

            На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь

    всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

             Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в со- держании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

            При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

            В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе отводится 34 часа  в год, 1 час  в неделю.

    Описание  ценностных  ориентиров содержания учебного предмета

            Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

    – формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

    – формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

    – воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

    – формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

    – воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

    – воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

            Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

            «Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствии:

    - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования;

    - с рекомендациями Примерной программы (Технология: программа 1-4 классы /  Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

    - с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ г. Мценска «Лицей №5»;

    - с возможностями УМК  «Гармония»; издательство  Смоленск: Ассоциация XXI век;

     

     

            

    2. Основные результаты освоения предметного содержания курса

    «Технология» в 3 классе

    Учащиеся будут знать:

    - о предметном мире как основной среде обитания современного человека;

    - о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);

    - общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;

     - наиболее распространённые виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;

    - правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;

    - о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;

    - о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;

    - о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач;

    - об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги.

    Учащиеся могут знать:

    - о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;

    - о бионике как науке, использующей для решения технико- технологических задач «конструктивные изобретения» природы;

    - об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);

    - о необходимости изменения и творческой переработки (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приёмах стилизации  природных форм в вещах;

    - о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

    Учащиеся будут уметь:

    - оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;

    - решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;

    - выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;

    - выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;

    - соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;

    - соблюдать безопасные приёмы работы на компьютере;

    - выполнять шов «назад иголку» и использовать его при изготовлении изделий;

    - изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;

    - изготавливать изделия из различных пластических материалов;

    - использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

    Учащиеся могут уметь:

    - осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;

    - придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;

    - выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;

    - конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

            Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего учебного года. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, т.к. умения владеть ими в курсе технологии являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

            ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практические работы, тесты, исследовательская деятельность.

            Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:        

    - чёткость, полнота и правильность ответа;

    - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

    - аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

    - целесообразность выбора цветового и композиционного решения, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.

            Характеристика цифровой оценки (отметки)

    - «5» ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объѐме с  соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

    - «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения  недостаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

    - «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину,  ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведѐнное время.

            В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

            В конце года проводится комплексная контрольная работа, которая позволяет выявить целый ряд необходимых знаний и умений:

            - культура и организация труда, рациональная, эстетичная и безопасная работа;

    - способы обработки материалов, использование соответствующих ручных инструментов: владение основными приёмами обработки материалов, умение отобрать для этого соответствующие инструменты  и правильно их использовать;

    - самостоятельный анализ конструкции изделия  и его воссоздание по образцу;

    -создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощение образа в материале.

    Планируемые результаты освоения предмета

    Личностные результаты

            У учащихся будут сформированы:

    - положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

    - осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

    -уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

    - понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

    - представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

    - понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

    - чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

            Могут быть сформированы:

    - устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

    - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

    - привычка к организованности, порядку, аккуратности;

    - адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

    - чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

     

    Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

            Регулятивные

            Учащиеся научатся:

    - самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

    -планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

    - следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

    - руководствоваться правилами при выполнении работы;

    - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

    - осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

            Учащиеся получат возможность научиться:

    - самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

    - прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

            Познавательные

            Учащиеся научатся:

    - находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

    - анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

    - анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

    - выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

    - использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

            Учащиеся получат возможность научиться:

    - осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

    - самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

    - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

    - понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

            Коммуникативные

            Учащиеся научатся:

    - организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

    - формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

    - выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

    - в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

    - проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

            Учащиеся получат возможность научиться:

    - самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

    Предметные результаты

            Учащиеся научатся:

    - использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

    - правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

    - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

    - отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо-образовании, сборки и отделки изделия;

    - работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

    - изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

    - решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

    - понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

            Учащиеся получат возможность научиться:

    - определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

    - творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

    - понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти

    вещи);

    - понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

     3.Содержание учебного предмета.

    Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)

    1. Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по технике безопасности.

    2. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.

    3. Силуэт: красота линий и форм

    4. Силуэт: строгий расчет.

    5. Коллаж.

    6. Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.

    7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти

    8. Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации

    9-10. Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.

    Характер и настроение вещи (9 ч)

    1. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком.

    2. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка.

    3. Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка

    4-5. Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).

    6-7. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.

    8. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

    9. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм.  Ёлочное украшение «звезда».

    Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 ч)

    1. Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).

    2. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).

    3. Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».

    4. Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.

    5. Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).

    6. Монограмма. Стебельчатый шов.

    7. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.

    8. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.

    9. Мини-проект: творческое конструирование.  Доконструирование записной книжки по творческому заданию.

    От мира природы – к миру вещей (6 ч)

    1. Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.

    2-3. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений  для детской площадки.

    4. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

    5. Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.

    6. Подведение итогов года. Итоговая выставка.

    4.Описание материально-технического, учебно-методического   и информационного обеспечения  образовательного процесса.

            Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

            Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

    1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь;  

     2) инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

            Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.

     1. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век,  2012.

    2. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

    3. Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир. 3 класс / Методические

    рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

     

    Дополнительная литература  проектной деятельности учащихся

    1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век; 2009

    2. Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013

    Оборудование

    1) комплект наглядных пособий;

    2) классная доска с набором приспособления для крепления таблиц, картинок;

     4) инструменты для обработки различных материалов.

    5) коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».

    6) муляжи «Овощи», «Фрукты».

    7) модели геометрических фигур.

    Электронно-программное обеспечение

    1) компьютер

    2) презентационное оборудование

    3) Ресурсы Интернета:

      - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

     - Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

     - Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

       http://www.nachalka.com/

       http://www.zavuch.info/

     - Методический центр:   http://numi.ru/

    Календарно - тематическое планирование

    3 класс

    № п/п

    Тема урока

         

    Характеристика основных видов деятельности

    Дата (планиркемая)

    Дата (фактическая)

    Домашнее задание

    Формы и образы природы – образец для мастера (10 часов)

    1

    Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти Инструктаж по технике безопасности..

    С. 3-13 учебника, плюс общий обзор всего материала учебника и рабочих тетрадей

    Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.

    Рассказывать об известных правилах организации работы на уроке технологии.

    Обсуждать содержание учебника и тетрадей.

    Обсуждать возможности использования информационных технологий и компьютерных устройств в деятельности человека.

    Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.

    7.9.16

    2

    Образы природы в оригами.

    Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.

    Учебник, с.13-16.

    Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы.

    Воспринимать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

    Упражняться в складывании фигур по схеме.

    Решать задачи на мысленное выполнение необходимых действий и операций.

    Рассказывать об этапах работы по графической инструкции.

    Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать.

    Изготавливать изделия в технике оригами по вариативным инструкциям.

    14.9.16

    3

    Силуэт: красота линий и форм.

    Учебник, с.18-21.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

    Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

    Вырезать детали по сложному контуру.

    Создавать в воображении  образ ажурной симметричной формы, прогнозировать действия по ее созданию и совершенствованию и выполнять работу в соответствии с замыслом.

    21.09.16

    4

    Силуэт: строгий расчет.

    Учебник, с. 22-23.

    Рабочая тетрадь, с.12-13.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать и анализировать образцы, схемы изготовления изделий, выполнять работу в соответствии с ними.

    Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки.

    Упражняться в изготовлении симметричных узоров в квадрате и в полосе по образцам и собственному замыслу.

    28.9.16

    5

    Коллаж.

    Учебник, с.24-29.

    Рабочая тетрадь №1, с.16-17.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий и изображения объектов природы – прототипов образов в коллаже. Анализировать приемы выполнения работы.

    Изготавливать композиции в технике коллажа.

    Обсуждать варианты работы с товарищами.

    5.10.16

    6

    Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.

    Учебник, с.30-31.

    Читать текст, рассматривать образцы изделий.

    Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

    Упражняться в выполнении приема равномерного наматывания нитей на основу.

    Изготавливать помпон на основе использования полученных знаний и умений.

    Осуществлять взаимопомощь при изготовлении изделия.

    12.10.16

    7

    Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти

    Учебник, с.32-35.

    Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

    Упражняться в лепке фигуры из целого куска пластилина.

    Представить образ животного, особенности его формы и пластики.

    Создавать изделие в технике лепки, отображая его типичные черты

    19.10.16

    8

    Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации природных форм.

    Учебник, с.36-43.

    Читать, слушать информацию о средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее;  рассматривать образцы.

    Создать в воображении выразительную декоративную форму на основе приемов стилизации природных форм.

    Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной формы.

    Создавать декоративно-прикладные изделия на основе приемов стилизации природных форм, используя освоенные и новые приемы лепки.

    26.10.16

    9 -10

    Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.

    Учебник, с.44-53.

    Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы.

    Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции.

    Обсуждать приемы выполнения работы.

    Упражняться в изготовлении элементов простой формы из бисера.

    Изготавливать изделия из бисера.

    16.11.

    2016

    23.11.

    2016

    11

    Передача настроения праздника в дизайне открытки.

    Открытка с окошком.

    Учебник, с. 54-63.

    Рабочая  тетрадь, с. 24-25. 

    Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.

     Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей.

    Изготавливать открытку с окошком в соответствии с творческой задачей.

    Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу.

    30.11.

    2016

    12

    Передача настроения праздника в дизайне открытки.

    Фигурная открытка.

    Учебник, с.64-67.

    Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.

    Упражняться в построении основы фигурной открытки и выполнять разметку формы по принципу зеркальной симметрии.

    Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу.

    Изготавливать фигурную открытку в соответствии с творческой задачей.

    07.12.

    2016

    13

    Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах.

    Настольная карточка.

    Учебник, с. 68-71.

    Рассматривать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учителя об их назначении.

    Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку.

    Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.

    Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом.

    14.12.

    2016

    14-15

    Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).

    Учебник, с.64-69.

    Воспринимать и анализировать образцы изделий.

    Решать задачи на построение развёрток, создание образа упаковки, вычислительные задачи.

    Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

    Выполнять построение прямоугольных деталей развёртки с помощью угольника.

    Выполнять работу по созданию декора изделия в соответствии с творческой задачей.

    Решать задачи на мысленную трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток.

    Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.

    21.12.

    2016

    16-17

    Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.

    Учебник, с.82-87

    Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

    Выбирать материалы и способы их обработки в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественой задачей.

    Выполнять построение прямоугольных деталей.

    Конструировать и изготавливать ёлочную игрушку – фигурку Деда Мороза / Снегурочки - по образцу и собственному замыслу.

    28.12.

    2016

     18

    Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Прие-мы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля.

    Фонарик из кругов.

    Учебник, с. 88-97.

    Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, графические инструкции.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

    Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

    Выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Решать задачи на мысленное конструирование.

    Конструировать и изготавливать игрушку из кругов.

    19

    Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля.

    Новые приёмы конструирования и моделирования форм.

    Ёлочное украшение «звезда».

    Учебник, с.98-101

    Читать текст, рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и угольника.

    Решать задачи на конструирование по образцу и заданным условиям.

    Конструировать и изготавливать изделие по образцу / по собственному замыслу.

    Красота и уют нашего дома. Гармония стиля  (9 часов)

    20

    Стиль и стилевое единство предметов быта.

    Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).

    Учебник, с.102-107.

    Рабочая тетрадь №2, с. 4-9.

    Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, обсуждать  информацию.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

    Решать задачи на мысленное создание комплекта предметов по принципу стилевой гармонии.

    Конструировать и изготавливать простейшую выкройку прихватки с учетом единства внешней формы и функции.

    Выполнять эскизы комплекта в соответствии с решаемой художественно-конструкторской задачей.

    21

    Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).

    Учебник, с.108-111.

    Читать, рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию.

    Упражняться в выполнении новых приемов разметки и раскроя деталей из ткани.

    Упражняться в использовании освоенных приемов шитья при изготовлении изделий.

    22

     

    Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».

    Учебник, с.111-115.

    Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

    Выполнять сборку изделия с использованием шва «строчка».

    Создавать в воображении мысленный образ изделия в соответствии с дизайнерской задачей.

    Конструировать и изготавливать детали отделки изделий.

    Решать задачи на целесообразное использование материалов в отделке изделия.

    23

    Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке.

    Обложка из ткани для книги.

    Учебник, с.120-123.

    Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию.

    Рассматривать и анализировать образцы.

    Читать графическую инструкцию по изготовлению выкройки обложки для книги.

    Производить измерения и вычисления для определения размеров выкройки.

    Изготавливать выкройку из бумаги по инструкции. Выполнять разметку и раскрой изделия из ткани.

    .

    24

    Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).

    Учебник, с.124-126.

    Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике.

    Выполнять обработку боковых сторон изделия в соответствии с инструкцией.

    Выполнять обработку края изделия и его сборку в соответствии с инструкцией.

    Завершить изготовление обложки для книги.

    25

    Монограмма. Стебельчатый шов.

    Учебник, с.127-129.

    Рассматривать,  изучать, обсуждать образцы изделий.

    Воспринимать,   анализировать, обсуждать  текстовую и зрительную информацию.

    Упражняться в выполнении эскизов простых монограмм.

    Упражняться в выполнении стебельчатого шва.

    Изготавливать образцы вышивок монограммы.

    26

    Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке.

    Разметка и заготовка деталей изделия.

    Учебник, с.130-132.

    Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия.

    Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.

    Обсуждать и аргументировать свой выбор с учетом единства функциональных и декоративных качеств изделия.

    Упражняться в разметке деталей из бумаги и картона.

    Изготавливать детали изделия по инструкции.

    27

    Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке.

    Сборка и оформление изделия.

    Учебник, с.132-139.

     Воспринимать и анализировать инструкцию по изготовлению изделия.

    Ознакомиться и обсудить новые правила безопасной работы. Упражняться в использовании новых инструментов: шила, канцелярского ножа. Выполнять работу по сборке записной книжки в соответствии с инструкцией и правилами.Создавать собственный вариант оформления обложки на основе правил дизайна.

    Подбирать материалы и выполнять оформление в соответствии с творческой задачей.

    28

    Мини-проект: творческое конструирование.

    Доконструирова

    ние записной книжки по творческому заданию.

    Учебник, с.139.

    Рассматривать и изучать образцы изделия.

    Выполнять эскизы вариантов изделия.

    Подбирать необходимые материалы для работы.

    Изготавливать (доконструировать, дополнять) изделие по собственному замыслу.

    29

    Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.

    Учебник, с.144-147.

    Читать, слушать, обсуждать информацию.

    Рассматривать и обсуждать образцы и фотографии предметов окружающего мира.

    Решать задачи на конструирование.

    Упражняться в создании конструкций из соломенных трубок.

    Изготавливать пирамиду из соломенных трубок.

    30-31

    Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений  для детской площадки.

    Учебник, с. 152-158.

    Читать, слушать, обсуждать информацию о различных видах соединений деталей в сооружениях и способах и технологиях их выполнения.

    Рассматривать и обсуждать образцы, репродукции и фотографии различных сооружений.

    Упражняться в сборке узлов и конструкций с подвижными и неподвижными соединениями деталей.

    Решать задачи на конструирование объектов и соединений с заданными свойствами.

    Конструировать макет сооружения для детской площадки по образцу и заданным условиям.

    32

    Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

    Читать информацию, инструкции и рекомендации в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий.

    Создавать мысленный образ конструкции и внешнего вида ракеты.

    Самостоятельно планировать этапы работы над изделием.Подбирать необходимые материалы в соответствии с замыслом и технической задачей.

    Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с замыслом и общей учебной информацией по теме.

    33

    Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.

    Представлять и обсуждать состояние работы над проектами.Вносить коррективы в выполненную работу.

    Выполнять оформление работ к итоговой выставке.

    Готовить презентации проектов.

    34

    Подведение итогов года. Итоговая выставка.

    Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

    Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

    Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии. Геронимус Т.Г.-2 класс

    Представлена рабочая программа по технологии. УМК" Школа России"...

    Рабочая программа по технологии Конышевой для 4 класса

    Содержит календарно-тематическое планирование по технологии с включением информатики...

    Рабочая программа по технологии. Конышева. 4 класс

    Программа  разработана на основе авторской программы «Технология» Конышевой Н.М. с  учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 2 классе

    Рабочая программа по технологии  Конышевой Н. М.  УМК "Гармония" в 2 классе содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование....

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н.М. УМК " Гармония" в 4 классе.

    Рабочая программа по технологии Конышевой М. В.  УМК " Гармония" в 4 классе содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование....

    Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)

    ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...

    Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 2 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)

    Технология(34 часа в год – 1 час в неделю)Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева «Технология», учебник для 2 классаПрограмма составлена в соответствии с основой образовательной программой начального...