Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н.М. УМК " Гармония" в 4 классе.
    рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

    Кочергина Ирина Павловна

    Рабочая программа по технологии Конышевой М. В.  УМК " Гармония" в 4 классе содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_tehnologiya_4_klass.docx58.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Общая характеристика учебного предмета

        Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения предмета «Технология» Н. М. Конышевой  (УМК «Гармония»). Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются — в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней.

    В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

    Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.

    Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия.

    Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

    Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

    Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

    На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

    Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

    Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

    При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

    Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

    В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

    Задачи изучения дисциплины:

    • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

    • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
    • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
    • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
    • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
    • деятельности;
    • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
    • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
    • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
    • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
    • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
    • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

    Описание места предмета в учебном плане

       Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы урок технологии  в 4 классе рассчитаны на 1 учебный  час  в неделю.  Следовательно, общее количество часов составило -34 часа.      

    Учебная программа  «Технология» 4 класс, автор Конышева Н.М (УМК «Гармония»).

    Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. 

    2.Планируемые результаты  изучения учебного предмета.

    Личностные

    У учащихся будут сформированы:

    • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
    • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
    • способность к самооценке;
    • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
    • понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
    • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
    • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
    • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

    Могут быть сформированы:

    • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
    • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической

    деятельности;

    • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
    • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
    • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

    Предметные

    Учащиеся научатся:

    • использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
    • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
    • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
    • выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
    • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
    • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
    • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
    • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
    • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
    • понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
    • понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

    Метапредметные. Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
    • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
    • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
    • руководствоваться правилами при выполнении работы;
    • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
    • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации

    замысла;

    • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
    • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
    • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
    • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
    • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
    • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
    • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
    • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
    •  воплощать этот образ в материале;
    • понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

    Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

    В результате изучения технологии   ученик должен 

    знать/понимать:

    уметь:

    – роль трудовой деятельности в жизни человека;

    – распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

    – влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

    – область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

    – основные источники информации;

    – назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации;

    – выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

    – осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

    – получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    – работать с текстом и изображением, представленными на компьютере;

    – соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

    – создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

    – осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    – для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

    – компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда;

    – соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;

    – создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

    – осуществления сотрудничества в совместной работе.

    Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков

    Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

    Оценка устных ответов

    Оценка «5»

    • полностью усвоил учебный материал;
    • умеет изложить его своими словами;
    • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «4» 

    • в основном усвоил учебный материал;
    • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
    • подтверждает ответ конкретными примерами;
    • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Оценка «3»

    • не усвоил существенную часть учебного материала;
    • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
    • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
    • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

    Оценка «2»

    • почти не усвоил учебный материал;
    • не может изложить его своими словами;
    • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
    • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

     

       

    Оценка выполнения практических работ

     Оценка «5»

    •  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
    • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
    • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
    • полностью соблюдались правила техники безопасности.

    Оценка «4» 

    • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • в основном правильно выполняются приемы труда;
    • работа выполнялась самостоятельно;
    • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
    • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
    • полностью соблюдались правила техники безопасности.

    Оценка «3» 

    • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
    • самостоятельность в работе была низкой;
    • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
    • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
    • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

    Оценка «2» 

    • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
    • неправильно выполнялись многие приемы труда;
    • самостоятельность в работе почти отсутствовала;
    • норма времени недовыполнена на 20-30 %;
    • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
    • не соблюдались многие правила техники безопасности.

    3. Содержание предмета

    I четверть

    Из глубины веков (18 ч.)

    Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.

                               Содержание уроков. Примерные изделия.

    Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.

    Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.

    II четверть

     Мастера и подмастерья (15 ч.)

    Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.

                           Содержание уроков. Примерные изделия.

    Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.

    Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).

    Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.

    Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.

    III четверть

    Традиции и современность (19 ч.)

    Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.

                         Содержание уроков. Примерные изделия.

    Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.

    Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.

    IV четверть

    Творчество. Труд. Мастерство (16 ч.)

    В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.

               Содержание уроков. Примерные изделия.

    Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.

    Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше).

    Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).

    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

            Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:

    1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь;  

     2) инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

            Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.

     

    Учебник, учебное пособие

    Учебники:

    Н.М.Конышева. «Технология». 4 класс , Смоленск «Ассоциация XXI», 2014.

    Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2014

    Н.М.Конышева. Контрольные задания, Смоленск «Ассоциация XXI», 2014.

    Дополнительная литература для учителя и учащихся.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго  поколения);

    Примерные программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.,  Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения);

    Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;

    Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;

    Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость. Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов;

    Аппликационные работы в начальных классах. Щеблыкин И.К. и др. Москва, «Просвещение», 1990;

    Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992;

    Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «Академия развития», 1997;

    Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль, «Академия развития», 1997;

    Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997.

               

    Образовательные ресурсы сети Интернет.

    1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений    общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
    2. Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
    3. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
    4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
    5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
    6. Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
    7. Издательство УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru
    8. "Страна мастеров"http://stranamasterov.ru
    9. Виртуальная школа http://vschool.km.ru
    10. Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/

             

        

    Раздел 5.  Календарно-тематическое планирование.

    № урока

    Тема урока

    Характеристика основных видов  деятельности учащихся

    Дата

    план

    факт

    1. Из глубины веков – до наших дней

    1

    Вводный урок. Задачи и  содержание работы в новом учебном году и первой четверти.

    Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.

    Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей.

    Обсуждать смысл историко-культурных традиций.

    Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.

    Выполнять упражнения в рабочей тетради.

    06.09.

    2016

    2

    Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

    Рассматривать образцы керамических изделий.

    Анализировать форму сосудов, ее функциональность и внешнюю выразительность.

    Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать.

    Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу.

    Воспринимать, анализировать и обобщать информацию о культурно-историческом значении керамики.

     Обсуждать результаты работы.

    13.09.

    2016

    3

    Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

    Рассматривать образцы изделий, анализировать и обсуждать их (значение, символический смысл и способы  создания узоров на сосудах).

    Выполнять упражнения на составление узоров по мотивам культурных образцов.

    Выполнять декоративную отделку сосудов по мотивам культурных образцов.

    20.09.

    2016

    4

    Архитектурная керамика. Изразец.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий.

    Выполнять эскизы декоративных плиток.

    Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.

    Выполнять работу в соответствии с замыслом.

    27.09.

    2016

    5

    Архитектурная керамика. Декоративная плитка.

    04.10.

    2016

    6

    Древнее ремесло - плетение изделий.

    Плетёная коробочка.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий. Анализировать приемы выполнения работы.

    Изготавливать коробочку в технике плетения.

    Обсуждать варианты работы с товарищами.

    11.10.

    2016

    7

    Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки» (или «крестик»).

    Читать текст, рассматривать образцы изделий.

    Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

    Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».

    Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».

    18.10.

    2016

    8

    Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

    Читать текст, рассматривать образцы изделий.

    Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.

    Выполнять эскизы различных узоров декоративных цепочек из бисера.

    Конструировать и изготавливать цепочку из бисера в соответствии с эскизом.

    25.10.

    2016

    9

    Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования. Гофрированная подвеска.

    Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

    Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги.

    Упражняться в выполнении ритмичных складок.

    Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.

    15.11.

    2016

    10

    Бумагопластика. Раскладные картинки.

    Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматривать образцы.

    Выполнять построение деталей прямоугольной формы.

    Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции.

    Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и ее деталей.

    Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы.

    22.11.

    2016

    11

    Новые приемы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.

    Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы.

    Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции.

    Обсуждать приемы выполнения работы.

    Упражняться в различных способах трансформации бумаги в объёмные формы.

    Решать задачи на конструирование «в уме».

    Конструировать футляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.

    29.11.

    2016

    12

    Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.

    Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.

    Выполнять эскизы изделия в соответствии с творческой задачей.

    Конструировать карнавальную маску в соответствии с инструкцией и творческим замыслом.

    Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление маски в соответствии с творческой задачей.

    06.12.

    2016

    13

    Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники.

    Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.

    Обсуждать информацию.

    Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций.

    Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.

    13.12.

    2016

    14

    20.12.

    2016

    15

    Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф).

    Воспринимать и анализировать образцы изделий.

    Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки.

    Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

    Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей.

    27.12.2016

    16

    3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие.

    17

    Простейшие приемы вязания крючком; цепочки.

    Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Упражняться в выполнении простейших приемов вязания крючком.

    Изготавливать вязаную цепочку.

    18

    Цепочки; панно из цепочек.

    Читать, слушать информацию; рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

    Выбирать материалы (цветную бумагу, картон, нитки, ткань), вязать цепочки из ниток, нашивать их на основу из картона, бумаги или ткани (изготавливать элементы композиции и целостную композицию из вязаных цепочек).

    Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах.

    19

    Петельный шов: технология выполнения.

    Читать текст, рассматривать и анализировать инструкции.

    Упражняться в выполнении петельного шва.

    Выкраивать детали из ткани.

    Изготавливать сувениры из ткани с использованием петельного шва.

    20

    Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.

    21

    Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки.

    Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий.

    Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.

    Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.

    22

    Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.

    Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.

    Выполнять разметку деталей кармашка по выкройкам.

    Выполнять раскрой деталей из ткани.

    Обшивать детали по краю петельным швом.

    23

    Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).

    Читать текст, рассматривать образцы, анализировать инструкцию.

    Выполнять петельный шов на изделии.

    Выполнять работу по сборке и отделке декоративных кармашков.

    Решать задачи на нахождение стилевой гармонии в вещах.

    24

    Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.

    Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции.

    Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия.

    25

    Простые переплетные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги / Изготовление книжки-малышки.

    Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы.

    Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета.

    Изготавливать жесткий переплет для брошюры.

    Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами.

    26

    4. В каждом деле – свои секреты

    27

    Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки.

    Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

    Изготавливать аппликацию из соломки.

    Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.

    28

    29

    Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.

    Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

    Воспринимать и анализировать

    информацию об изделиях из соломки в народной культуре.

    Упражняться в обработке материала, использовать новые и освоенные ранее приемы работы.

    Изготавливать изделие из волокнистых материалов  по инструкции.

    Вносить творческие изменения и дополнения в изделие.

    30

    31

    Металл в руках мастера. Тиснение по фольге.

    Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.

    Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы.

    Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу.

    Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу.

    Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу). 

    Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей.

    32

    33

    Секреты бумажного листа. Кусудама.

    Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах.

    Выполнять разметку и  изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания.

    Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции.

    34

    Подведение итогов года. Итоговая выставка.

    Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.

    Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

    Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

    Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

    Рабочая программа по технологии Конышевой для 4 класса

    Содержит календарно-тематическое планирование по технологии с включением информатики...

    Рабочая программа по технологии. Конышева. 4 класс

    Программа  разработана на основе авторской программы «Технология» Конышевой Н.М. с  учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...

    Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

    Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 2 классе

    Рабочая программа по технологии  Конышевой Н. М.  УМК "Гармония" в 2 классе содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование....

    Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 3 классе

    Рабочая программа по технологии в 3 классе Конышевой Н. М. УМК "Гармония" содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....