Рабочая программа по технологии УМК "Школа 21 века" 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Безделина Елена Анатольевна

Рабочая программа по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_1.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

1. Пояснительная записка.

Место предмета «Технология» в учебном плане МОУ СОШ № 3 им. В.Н.Щеголева.

Программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №3 им. В.Н.Щеголева на преподавание технологии в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 учебных часа.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по технологии, разработана на основе авторской программы по технологии (автор Лутцева Е.А.).

Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2011-20120 учебный год.

Специфика предмета:

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

– практико-ориентированная  направленность  содержания обучения;

– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В примерную программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

Назначение программы:

Примерная программа по технологии (труду) создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ. 

Структура программы:

Рабочая  программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.

Цели обучения:

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

 развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

 освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

 овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

 воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

С учетом специфики данного учебного предмета в Примерной программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд»

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:

-Информационно-теоретический;

-Урок-экскурсия;

-Урок-практикум;

-Урок-исследование.

Технологии, методики:

  1. проектная деятельность;
  2. проблемное обучение;
  3. моделирующая деятельность;
  4. поисковая деятельность;
  5. Продуктивная деятельность;
  6. информационно-коммуникационные технологии;
  7. здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на уроках технологии.

           Специфика начального курса технологии заключается в его тесной взаимосвязи с курсом окружающего мира. Оба курса взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. А также показываются связь природы и человека, его созидательная деятельность и её результаты, природа как источник вдохновения для человека-созидателя и источник природного сырья для человека-производителя.

  1. Учебно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего-33 часа; в неделю- 1 час

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по технологии, разработано на основе авторской программы по технологии (автор Лутцева Е.А.), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по технологии.

Учебник: Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011

                                                             Наименование разделов и тем

       Всего часов

1

Что нас окружает

4

2

Кто где живет

5

3

Азбука мастерства

4

4

Работаем с бумагой и картоном

3

5

Помощники мастера

3

6

Сначала нарисуем

3

7

Много и ровно

6

8

Работа с тканью

5

Итого:

33

Интегрированный курс ОБЖ

Улица полна неожиданностей - 4 часа

Безопасность на воде - 4 часа

Безопасность в помещении - 4 часа


3. Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)

Теоретическая часть

«Ступеньки к мастерству»

Практическая часть «Учимся мастерству»

ОБЖ

Проектная деятель-ность

Использование ИКТ

Дата

Планиру-емая

Факти-ческая

1

Что ты видишь вокруг?

Экскурсия в парк.

Улица полна неожиданностей

6.09

2

Мир природы

Как засушить листья? Сбор природного материала.

13.09

3

Мир рукотворный

Составляем осенний букет для друзей

Безопасность на воде

20.09

4

Окружающий мир надо беречь

Инструктаж по технике безопасности. Учимся готовить рабочее место. Аппликация.

27.09

5

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?

Аппликация зверей из листьев.

Улица полна неожиданностей

4.10

6

Помогаем дома

Пластилин – волшебник.

11.10

7

Подари сказку «Колобок»

Работа с пластилином. Герои сказки «Колобок».

18.10

8

Готовим праздник

Работа с пластилином. Украшение к столу.

Безопасность в помещении

25.10

9

Пластилин - волшебник

Работа с пластилином. Вазы.

8.11

10

Какие свойства у разных материалов?

Работа с пластилином. Звери.

Безопасность на воде

15.11

11

Как устроены разные изделия? Изделия и его детали.

Работа с пластилином. Пряники.

22.11

12

Как соединяют детали?

Работа с пластилином. Медвежонок.

29.11

13

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

Работа с разным материалом. Лесовики.

Улица полна неожиданностей

6.12

14

Нужны ли нам бумага и картон?

Подставка для кисточки.

13.12

15

Как аккуратно наклеить детали?

Аппликация «Цыпленок».

20.12

16

Как клей сделать невидимкой?

Аппликации из кусочков бумаги.

27.12

17

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник

Аппликация из резаных кусочков бумаги.

Безопасность в помещении

17.01

18

Какие бывают аппликации?

Аппликация – мозаика.

24.01

19

Какие ножницы у мастеров?

Инструктаж по технике безопасности. Аппликация из природного материала. Птица.

31.01

20

Какие бывают линии?

Чем они помогают мастерам?

Рисунки – узоры из пряжи.

7.02

21

Как нарисовать разные фигуры?

Узоры из ниток и пряжи.

21.02

22

Как точно резать ножницами по линиям?

Учимся вырезать.

Безопасность в помещении

28.02

23

Шаблон. Как разметить круги?

Аппликация «Гусеница».

6.03

24

Шаблон. Как разметить прямоугольники?

Мозаики.

13.03

25

Шаблон. Как разметить треугольники?

Аппликация «Цирк».

Улица полна неожиданностей

20.03

26

Шаблон. Как разметить треугольники?

Аппликация «Цирк».

3.04

27

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

Оригами. Игрушки без ножниц и клея.

Безопасность на воде

10.04

28

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

Бал цветов.

17.04

29

Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки

Инструктаж по технике безопасности. Домики для иголок и булавок.

Безопасность в помещении

24.04

30

Что умеет игла? Прямая строчка

Прямая строчка и ее дочки.

8.05

31

Что умеет игла? Прямая строчка

Прямая строчка и ее дочки.

15.05

32  

Как разметить дорожку для строчки?

Закладки.

Безопасность на воде

22.05

33

Как закрепить нитку на ткани?

Бант-заколка.

29.05

4. Требования

к знаниям, умениям и навыкам учащихся по технологии

за курс 1 класса.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:        

знать:        

• названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;        

• названия и свойства материалов, которые учащиеся        используют в своей работе;        

• неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный — клей  и нитки; подвижный — проволока, нитки, тонкие веревочки);

технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;        

•названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);        

• природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;

• названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;

уметь:

• читать простейший чертеж (эскиз);

• выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;

• выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;

• определять способ соединения деталей и выполнять        подвижное и неподвижное соединения;

• оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

• выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;

. решать несложные конструкторско-технологические задачи;

• изготавливать несложные макеты транспортных средств;

самостоятельно:

- организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

-  экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;

- Контролировать качество (точность и аккуратность) выполненной         работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;

- Справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

при помощи учителя:

  1. Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих  в ходе работы учебных проблем;
  2. Выдвигать возможные способы их решения;
  3. Доказывать свое мнение.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

  1. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под.ред.Л.Е.Журовой.
  2. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2011
  3. Лутцева Е.А. Технология.Методическое пособие. 1 класс. – М.: Вентана – Граф, 2011

7. Список литературы,

используемой для составления программы.

  1. Концепция модернизации Российской Федерации.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  3. Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
  6. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Н.А.Малышевой

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе Н.А.Малышевой. Составлена на 2011-2012 учебный год по новым требованиям ФГОС.Программу составила Решня О.В....

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изго...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...