Программа для детей от 7 до 10 лет кружок «Юный мастер» (ФГОС)
материал по технологии на тему

Лазарева Татьяна Ананьевна

Данная направленность способствует социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками  имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_master.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендовано                                                                              Утверждаю:

методическим советом                                                                Директор МАУДО «ЦДТ»

МАУДО  «ЦДТ»                                                                     __________        Н.С.Вансович                                                    протокол №          от        г.                                                     «___»_____________2016 г.

                                             

 

 Муниципальное образовательное автономное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Программа

для детей от 7 до 10 лет

кружок «Юный мастер»

(ФГОС)

       Направление: художественная направленность

       Тип программы: общеобразовательная

        Нормативный срок реализации: 4 года

                                                 Составитель: Лазарева Татьяна Ананьевна,

                                                                   педагог дополнительного образования

г. Пыть-Ях

2016 г

1.Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

 Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

 Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

 Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками  имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Актуальность программы

Данная направленность способствует социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.

Программа "Конструирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Обучающиеся постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

1.2 Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

 

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

 

1.3Факторы риска:

-  изменение смены в школе;

- изменение расписания занятий и уроков;

- эпидемии;

- отключение электроэнергии;

- проведение развлекательных программ;

- актированные дни.

Характеристика программы:

1.        По характеру деятельности –  образовательная.

2.        По педагогическим целям –  образовательная, познавательная, художественная

3.        По возрастным особенностям –   7 – 10 лет.

4.        По временным показателям – 4 года.

5.        По наполняемости – 8 – 15 человек.

1.4. Предполагаемые результаты реализации программы:

В результате обучения по данной программе  обучающиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой; бросовым  и природным материалом, спичками.
– будут знать основные геометрические понятия
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия  пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции из разного материала.
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективной работе.

Материально – техническое оснащение

  • Цветная бумага
  • Цветная бумага (офисная)
  • Цветная бумага двухсторонняя
  • Цветной картон
  • Линейки
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Клей карандаш
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Магнитофон
  • Пластилин
  • Бросовый материал
  • Спички

1 год обучения

(для детей 7-10 лет)

(1 час в неделю)

Задачи:

1.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

2.Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

3.Привитие  навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение  друг к другу.

4.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

 2.1  Тематическое планирование

1 год обучения

(1 час в неделю, 7-10 лет)

п/п

                              Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

Поделки из природного материала

1

3

4

3.

Секреты бумажного творчества. оригами

3

13

16

4.

Поделки из спичек

2

9

11

5.

Мониторинг компетентности обучающихся

2

2

4

6.

Всего

11

25

36

          2.2.Содержание программы 1  года   обучения «Юный мастер »

     

          1. Вводная беседа (1 час).

     Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

     Требования к поведению учащихся во время занятия.

     Соблюдение порядка на рабочем месте.

     Соблюдение правил по технике безопасности.

     Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

2. Поделки из природного материала 4 часа

Ознакомление с природным материалом: ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков,  ягодами шиповника, шишки ели и сосны. Изготовление сувенира «Украшения для девочек». Изготовление сувенира «Домовичок».

   

3. Секреты бумажного творчества (16часов)

Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств бумаги и картона

Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами) ,соединение различных техник в одной работе. Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги.

4.Поделки из спичек (11часов)

Знакомство с историей использования спичек, с техникой изготовления поделок. Освоение техники сборки поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивание спичек. Колодец. Подсолнух.

5.Мониторинг компетентности обучающихся (4 часа)

проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

2 год обучения

(для детей 7-10 лет)

(1 час в неделю)

                                     

Задачи:

1.Знать названия, различать  и применять  в работе условные обозначения оригами; 

2.Изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

3.Познакомятся с искусством бумагокручения;

                    Тематическое планирование

2 год обучения

(1 час в неделю, 7-10 лет)

п/п

                              Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Работа с пластилином 

2

6

8

3.

Работа с бумагой и бросовым материалом

1

6

7

4

Аппликация и   моделирование

4

12

16

5

Мониторинг компетентности обучающихся

2

2

4

6

Всего

9

27

36

                      Содержание программы 2  года обучения «Юный мастер »

1.Вводное занятие (1ч.)

Базовые формы – основа любого изделия. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

2.Работа с пластилином (8 ч.).

    Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. Лепка по замыслу детей.

3.Работа с бумагой и бросовым материалом (7 ч.)

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки). Изготовление игрушек из стаканчиков, кусочков поролона, проволоки, спичек.

4.Аппликация и   моделирование (16 ч.)

Аппликация из цветной бумаги. Конструирование объёмных фигур из бумаги. Мозаика из бумаги (торцевание). Коллективная работа Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей ( основы квиллинга). Работа с папье-маше. Объемные игрушка «Лиса». Игрушка «Лягушонок». Игрушка «Девочка Маша». Игрушка «Морячок». Игрушка - стаканчик «Зебра». Игрушка «Клоун».

5.Мониторинг компетентности обучающихся 4 часа

проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

                                                               3год обучения

(для детей 7-10 лет)

(1 час в неделю)

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги. 

2. Формировать  умения следовать устным инструкциям.

3.Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

4.Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

5.Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения   

                                           

                                        Тематическое планирование

3год обучения

(1 час в неделю, 7-10 лет)

п/п

                              Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

3.

Чудесные превращения бумажного листа

2

6

10

4.

Конструирование и моделирование

4

10

14

5.

Знакомство с профессией дизайнера

2

5

7

6.

Мониторинг компетентности обучающихся

2

2

4

7

Всего

11

25

36

           

             Программа кружка  3  года обучения «Волшебная  бумага »

Вводная беседа (1 час).

   Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

Чудесные превращения бумажного листа(10    часов)

Знакомство с разными видами техник работы с бумагой.  Использование квиллинга в аппликации. Что такое «кусудама»?  История появления.  Изготовление  волшебного шара   Коллективная работа.   Киригами – современный вид японского искусства. Основы техники киригами. Изготовление открыток в технике киригами.

Конструирование и моделирование(14 часов)

Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям. Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур Объемное конструирование и моделирование из готовых форм из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса). Знакомство с древним японским искусством оригами. Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие. Лилии в вазе. Знакомство с модулями. Коллективная работа. Лебедь.

Знакомство с профессией дизайнера.(7 часов)

Проектная деятельность. Изготовление поделок  с помощью аппликации. Изготовление игрушек-сувениров.

Мониторинг компетентности обучающихся (4часа)

проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

                                                                 4год обучения

(для детей 7-10 лет)

(1 час в неделю)

Задачи:

.

1.Продолжить развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

2.Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.
3.Воспитывать интерес к искусству оригами.

4.Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

5.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

                                   

 

                                                 Тематическое планирование

4 год обучения

(1 час в неделю, 7-10 лет)

п/п

                              Тема занятий

Теория

Практика

Всего

1.

Вводная беседа

1

1

2.

Техника «Оригами»

2

8

10

3.

Игрушки из яиц.

1

7

6

4.

Шары кусудамы

1

5

6

5.

Экскурсии

4

4

7

Работа с бросовым материалом

1

4

5

8.

Мониторинг компетентности обучающихся

2

2

4

Итого

8

28

36

Программа кружка  4 года обучения «Юный мастер »

1.Вводная беседа (1 ч.).

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Беседа по охране труда

Соблюдение правил по технике безопасности.

2.Техника «Оригами» (10ч.)

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

3.Игрушки из яиц. (6ч.)

Подготовка яиц к работе. Зайка. Цыплёнок. Мышка.

4.Шары кусудамы (6ч.)

Волшебные шары кусудамы.

Знакомство с техникой изготовления.

Изготовление шаров по образцу.

5.Экскурсии. (4 ч.)

Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания. В природу – за прекрасным. Зимняя сказка. Весеннее пробуждение.

6.Работа с бросовым материалом (5часов).

Конструирование дома для сказочных героев. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из яичных коробок.

7.Мониторинг компетентности обучающихся (4часа)

проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

Литература

6.1. Для педагогов:

  1. Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.
  2. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.
  3. Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998.
  4. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.
  5. Полунина В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.
  6. Врона А.П., Лапина Е.Г., Пузанов В.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985, №4
  7. Данилено В.Я. Краткосрочные учебные задания-средства активизации творческой интуиции. //Техническая эстетика, 1984г. №5

6.3. Для детей:

  1. Гибсон. Поделки. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
  2. Бортон П., Кэйв В. Игры забавные и ужасные.- "Росмэн" Москва 1996.
  3. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. – "Росмэн" Москва 1996.
  4. Минервин Г.Б. О красоте вещей. – "Просвещение" Москва 1975.