Рабочая программа по технологии Школа 21 века 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tehn_2.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

C МО БШ учителей Голухинского школьного округа

Протокол от ____ 20__№ __    

Руководитель МО БШ ____________/ ___________

ПРИНЯТО                    

Заседанием педагогического совета

Протокол №  

от  

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Голухинская СОШ»

______________ Бельц О.В.

Приказ №            от

        

Рабочая программа учебного предмета

«Технология»

2 класса

по основной общеобразовательной программе базового уровня  

 на 2016-2017 учебный год.

Составитель: Дальгаймер О.А., учитель начальных классов

Голуха 2016

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии

 нормативно-правовой базой:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

-авторская программа «Технология Программа. 1–4 классы / Е.А.Лутцева, М.: Вентана-Граф, 2011 г;

-основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».

Количество учебных часов - в год 35 ч, в неделю -1 час.

Изучение технологии во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

  • дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
  • создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использование современных информационных технологий.

Задачи изучения технологии во 2 классе:

1.Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).

2.Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

3.Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания.

4.Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

5.Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

6.Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

7.Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Изменения в авторскую программу внесены. Добавлен дополнительно 1 час. Основание: учебный план школы на 2016-2017 уч.год рассчитан на 35 календарных недель, а авторская программа содержит количество часов, рассчитанных на 34 календарные недели. Дополнительный 1 час предусмотрен на проведение урока № 35 «Повторение. Компьютер в учебном процессе»

Оценка достижения планируемых результатов

Оценивать деятельность учащихся необходимо с учётом личностного индивидуального роста каждого ученик

Ценностные ориентиры содержания. Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.

Формы, методы, средства оценки образовательных результатов, обучающихся:

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока; 
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Итоговый контроль осуществляется в форме творческих проектов.

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

– практико-ориентированная направленность содержания обучения;

– применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;

– применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. Обучение работе на компьютере позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.

         Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

   Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.

   Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании работы.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом работы.

   Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.

Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.

   

     Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    Система инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений воспитанника как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

  1.         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч.)

Значение трудовой деятельности в жизни человека- труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей. Технологии выполнения работ во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья, природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч.)

Материалы природного происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

Конструирование и моделирование (9 ч.)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначения. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч.).

Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Наименование темы

8

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

1

1

Рукотворный мир как результат труда человека.

2

1

 Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Ремёсла. Мастера и их профессии.

3

1

 Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Организация рабочего места. Безопасные приёмы труда.

4

1

Природа в художественно-практической деятельности человека.

5

1

Природа и техническая среда. Характерные особенности конструкций.

6

1

Природа и техническая среда. Модели и макеты.

7

1

Дом и семья. Самообслуживание. Уход за растениями, размножение семенами и черенками.

8

1

Дом и семья. Самообслуживание. Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

15

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

9

1

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

 Выбор материалов по их свойствам.

10

1

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Подготовка материалов к работе, экономное и рациональное расходование материалов

11

1

Инструменты и приспособления для обработки материалов

12

1

Общее представление о технологическом процессе

13

1

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

14

1

Технологические операции ручной обработки материалов. Подбор материалов и инструментов

15

1

Технологические операции ручной обработки материалов Разметка с помощью линейки, угольника, циркуля

16

1

Технологические операции ручной обработки материалов Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).

17

1

Технологические операции ручной обработки материалов Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)

18

1

Технологические операции ручной обработки материалов Сборка деталей, способы соединений и отделка изделия или его деталей.

19

1

Технологические операции ручной обработки материалов. Приёмы безопасного и рационального труда.

20

1

Графические изображения в технике и технологии. Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема.

21

1

Графические изображения в технике и технологии. Линии чертежа

22

1

Графические изображения в технике и технологии. Чтение чертежа, эскиза

23

1

Графические изображения в технике и технологии. Разметка с опорой на чертёж

9

Конструирование и моделирование

24

1

Изделие и его конструкция.

25

1

Элементарные представления о конструкции.

26

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель качелей

27

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель кораблика

28

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель планера

29

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель домика

30

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель мебели

31

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель техники

32

1

Конструирование и моделирование несложных объектов: модель площадки

2

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

33

1

Компьютер в учебном процессе. Назначение компьютера, возможности.

34

1

Компьютер в учебном процессе. Практическая работа

1

Повторение

35

1

Повторение. Компьютер в учебном процессе.

Итого: 35 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты обучения:

Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относится к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД

  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
  • учиться выделять и формировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы(задачи);
  • учиться предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД

  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий декоративно-прикладного искусства, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и вводы.

Коммуникативные УУД

  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение ;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

К концу обучения второклассники  имеют представление о:

  • истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, ремёслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
  • причинах разделения труда;
  • истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
  • проектной деятельности в целом и её основных этапах;
  • понятиях «конструкция» (простая и сложная, одно детальная и много детальная), «композиция», «чертёж», «эскиз», «технология», «технологические операции», «агротехника», «макет», «модель», «развёртка»;

К концу обучения второклассники могут знать:

  • названия нескольких ремёсел своей местности, их особенности и историю;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;
  • технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
  • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
  • природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
  • способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
  • названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;

К концу обучения второклассники  умеют:

  • с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно;
  • их реализовывать (индивидуально и коллективно);
  • читать простейший чертёж (эскиз);
  • выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертёж;
  • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
  • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;

самостоятельно:

  • организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
  • экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
  • справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

при помощи учителя:

  • проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения;

К концу обучения второклассники  могут уметь:

  • выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
  • изготавливать несложные макеты транспортных средств; контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, угольника, циркуля;
  • доказывать своё мнение.

  1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 
  1. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Самостоятельно разработанные презентации
  • Проектор
  • Ноутбук
  • Шаблоны деталей

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...

Рабочая программа по технологии для 1 класса. Программа "Школа России"

В соответствии с  Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8  в 1 классе на учебный предмет «Технология» отводится 1 ч в неделю.Курс рассчитан на   33 ч -...

Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Школа России"

Данная рабочая программа по технологии предназначена для педагогов ,занимающихся по программе"ШколаРоссии". Программа соответствует всем требованиям ФГОС.Буду рада, если помогу своим коллегам....

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)

Рабочая программа по технологии для 2 класса  по программе Лутцевой  (ОС «Школа 2100»)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...