Урок технологии во 2 классе УМК "Гармония" "Мозаика"
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

На уроке дети узнают о мозаичной технике,  работают с различными материалами, учатся видеть прекрасное в обыкновенном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_vo_2_klasse.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: МОЗАИКА: ТЕХНОЛОГИЯ, ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, КОМПОЗИЦИЯ

(композиция из камешков на пластилине)

Цели: дать понятие «мозаики», познакомить с мозаичными картинами мастеров; учить выполнять мозаику из камешков, освоить прием вдавливания предметов в пластичный материал; учить создавать сюжетные картинки; развивать мелкую мотори-ку рук; воспитывать художественный вкус.

Демонстрационное оборудование: слайды или репродукции мозаичных картин, образцы изделий; камешки или горох (фасоль), пластилин; картон, салфетка, дощечка.

Оборудование для учащихся: камешки или горох (фасоль), пластилин; картон, салфетка, дощечка.

Словарь: мозаика.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель. Вы любите собирать камешки? Я - да! На мой взгляд, это очень увлекательное занятие: одни камешки привлекают интересной формой, другие - забавной расцветкой... Их можно найти повсюду: на берегах реки, озера или моря, в поле, в горах, даже в детских песочницах. Многие люди тоже любят собирать камешки. Они приносят их домой, кладут на полки, любуются ими. , . . .

Постепенно дома скапливается много камней, которые мешают во время уборки и раздражают своей бесполезностью. И непонятно, что с ними делать: хранить хлопотно, выбросить жалко.

А ведь обычные камешки годятся для домашнего творчества, художественного рукоделия. Причем не потребуются ни специальные знания, ни сложное оборудование. Достаточно будет тех материалов и приспособлений, которые имеются дома или продаются в обычных хозяйственных магазинах и в отделах канцтоваров.

Как только вы начнете работать с камешками, они из ненужного хлама сразу превратятся в необходимый материал. Шкатулки, цветочные горшки и другие предметы быта станут нарядными и неповторимыми, если вы украсите их камешками. Они также могут стать хорошим, полезным подарком, выполненным своими руками.

Работа с камешками весьма увлекательна, она 'будит творческую активность и позволяет почувствовать себя художником. Сегодня вы познакомитесь с особым родом изобразительного искусства, в котором заданный художником рисунок воспроизводится путем соответствующего расположения кусочков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным веществом. Изображение или узор могут быть выполнены как из однородных, так и из различных по геометрической форме и размеру частиц.

Можете ли вы сказать, как называется этот вид искусства? Нет? А ведь многим из вас оно знакомо. Речь идет о мозаике, с которой вы познакомитесь сегодня на уроке. А в качестве основного материала для мозаики выберем обычные камешки (показывает).

II. Изучение нового материала. 1. Понятие о мозаике.

Рассказ учителя. Кто впервые додумался создавать мозаичные панно - неизвестно, однако их можно встретить в развалинах и Египта, и Древней Греции, и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мелких разноцветных кусочков различных материалов можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Мозаика (фр. тоза'кше, итал. тозахсо от лат. (ори§) гтшушп — (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Украшать мозаикой дворцы, богатые дома начали еще 6 тысяч лет назад. Мозаика в те времена составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались обычно красным, черным и белым цветами. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

А к двум с половиной тысячам лет назад относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Благодаря долговечности материалов, из которых мозаика изготовлена, - камня, стекла или керамики, нам, живущим в XXI веке, доступны многие произведения мастеров ранних эпох. В этой технике творили многие мастера живописи. Посмотрите на представленные репродукции (показывает) и оцените насколько трудоемок процесс создания таких прекрасных произведений искусства. Конечно, создать настоящие мозаичные картины нам пока не под силу. Но выполнить упрощенный вариант вы сможете. 

Трудолюбивый за что ни возьмётся - всё заблестит.

Ты меня, работушка, не бойся, - я тебя не трону.

С терпеньем в работе не пропадёшь.

2. Последовательность работы над изделием.

Учитель. Сегодня мы сделаем панно в мозаичной технике.

Проверка готовности рабочего места.

Для этого нам потребуются пластилин, картон, камешки или   разные крупы (горох, фасоль, рис и т. д.).

А чему мы посвятим это панно, вы узнаете, отгадав загадку.

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

нам в подарок принесла то, что всем понравится.

Зелень – листьям, нам – тепло, волшебство, чтоб все цвело.

- Что может быть изображено на этой весенней композиции?( Ответы детей, картинки.)

- На какие две группы можно разделить все эти предметы? (Объекты живой и неживой природы.)

Группы 1 2 3  будут работать над изображением объектов неживой природы, а группы 456 – живой природы.

-Сейчас каждый из вас будет трудиться над отдельным элементом общей весенней картины, а в конце урока все ваши работы мы соединим в одну. Узнайте, над каким изображением вы будете работать.

 Давайте составим последовательность работы над мозаичным панно.

- Как вы думаете, с чего нужно начать работу?

1.(Нанести пластилин на картон, размазав его ровным слоем.) На пластилине мы будем закреплять детали мозаики. Показ учителем.

- Что будем делать дальше?

2. (нарисуем на пластилине контуры рисунка.)

Обязательно посмотрите, насколько выразительна композиция, и только затем начинайте выкладывать рисунок камешками или другими материалами, вдавливая их в пластилин.

Учитель демонстрирует приемы работы, обращая внимание учащихся на то, что детали мозаики располагаются на основе в определенном порядке. •:..' :

Дети по лесу гуляли   маршируют

за природой наблюдали повороты ладонь к рукам

Вверх на солнце посмотрели тянутся

И их лучики согрели

Бабачки летали крыльями махали.

дружно хлопаем ногами топаем

Хорошо мы погуляли вдох выдох

 И немножечко устали.

III. Практическая работа.

Задание: выполнить мозаику из камешков на пластилине.

Во время практической работы учитель контролирует правильность организации рабочего места, приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

IV. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Учитель. Мы все стремимся сделать свой дом красивым и уютным. Но как создать свою оригинальную и неповторимую атмосферу?

Ответом может стать пластилиновая мозаика. Да, да, именно пластилиновая. Возможно, кто-то сейчас пренебрежительно усмехнется, ведь все привыкли, что пластилин годится только для простых поделок и ничего лучше неказистых зайчиков и черепашек из него не сделать. Но это не так. В опытных руках пластилин становится прекрасным материалом для мозаики и может передать всю красоту цветущего луга, безмятежность морского прибоя или величие хвойного леса. К тому же, украсив свой дом пластилиновой мозаикой, вы можете быть увереныв её уникальности, ведь каждая работа будет существовать в единственном экземпляре.

Домашнее задание: учебник,      , ;,

мозаика

панно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии" Аппликация в технике мозаика"

Мозаика - это особый вид живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или непрозрачного цветного стекла - смальты. История её существования насчитывает несколько тыс...

урок технологии 1 класс "Мозаика из геометрических фигур"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти по новым образовательным стандартам с учетом формирования УУД...

Урок технологии 1 класс.Мозаика.Выполняем обрывную мозаику.

1.Учить детей приёмам выполнения мозаики,   Учить выражать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения.2.Развивать воображение, пространственные представления детей;3.Формир...

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.

Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...