Рабочая программа по технологии для 4 класса " Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) на тему

Моргунова Лилия Александровна

Рабочая программа  по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._po_tehnologii.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МКОУ Бут ООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

«___» _________        2016г.

«Утверждено»

Руководитель МКОУ БутООШ № 7

_____        /______________        /

ФИО

Приказ №        ______  от

«___» _________        2016г.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАН

по   математике (школа2100)

4 класс

Моргуновой Лилии Александровны( 1КК)

2016 - 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе авторской программы «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»)  (О.А.Куревина, Е.А. Лутцева). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»).  4 класс. Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (заключения РАО (№ 01*104*5/7/д от 06.08.2007) и МПГУ (№ 24/2 от 26.09.2007), заключения РАО (от 16.08.2005) и МПГУ (от 29.06.2006).

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе  технологии должен строиться таким образом,  чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково- символическое  и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Общая характеристика учебного предмета

            Курс «Технология» является составной частью курса Образовательной системы «Школа 2100». Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегрированным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.        

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

-приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских), технологических и организационных задач;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,  сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается в 4 классе по одному часу в неделю (34 часа в год).

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела (главы)

Содержание учебного раздела

(основные изучаемые вопросы)

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

3

Конструирование

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.

4

Художественно-творческая деятельность

I.Эстетическое в жизни и искусстве. (Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.)

 II. Основы композиции (Средства художественной выразительности. Обобщённые знания о единстве формы и содержания как средства существования искусства.)

 III. Из истории развития искусства. (От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства.)

        Эстетический контекст.

        Настроение в декоративно-прикладном искусстве, изо, литературе, музыке, театре.

        Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия  от замысла через образ к изделию.

        Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция.

        Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре.

        Роль фактуры материала в изделии.

       Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция).     Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные.

Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).

        Использование информационных технологий 

         Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Создание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция).  Создание презентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленных материалов.

Технико-технологический понятия: конструктивные особенности, технологический процесс, технологические операции.

Тематическое планирование предмета

        

Разделы

Темы

Основные виды учебной деятельности учащихся

1 час в неделю 

Вспомни.

Одежда и мода

Вспомни. Одежда и мода

1

Под руководством учителя

– коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.

Самостоятельно:

– проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;

анализировать конструкторско-технологические и декоративно-

художественные особенности предлагаемых заданий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических

результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;

– осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;

– анализировать и читать изученные графические изображения

(рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

– создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной достижимой конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;

– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

– отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

– планировать предстоящую до-ступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;

– организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы без-опасного и рационального труда;

– работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

– осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;

– оценивать результат своей деятельности и одноклассников;

– обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности.

Изготавливаем и одеваем куклу

Барышня (проектирование, конструирование, технологии обработки)

4–6

Учимся вышивать (волшебные строчки) (технология обработки)

2

Книга в жизни человека

Ремонтируем книги (технология обработки)

1–2

Книга о книге (проектирование, конструирование, технологии обработки)

1–2

Конструкция

От простой конструкции к сложной (проектирование, конструирование)

1–2

Готовимся к Новому году

Изготавливаем календарь (проектирование, конструирование, технологии обработки)  

2

Проверь себя

Ритм в работах мастеров

Создаем панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)  

1–2

Ритм в декоративно-прикладном искусстве

Составляем композиции панно (проектирование, конструирование, технологии обработки)  

1–2

Материал и фактура

Различные фактуры из бумаги (бумагопластика, проектирование, конструирование, технологии обработки)  

1–2

Фактура металла (проектирование, конструирование, технологии обработки)  

1–2

Учимся работать с хрупкой фактурой (проектирование, технологии обработки)  

1

Образ нового человека

Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения» (проектирование, конструирование, технологии обработки)  

1–2

Из тьмы явился свет

Выполняем модель геликоптера (конструирование, технологии обработки)  

1

Работаем с конструктором (конструирование)

1

Для любознательных

Михаил Васильевич Ломоносов (проектирование)

1

Проверь себя

Мир информации

Фотография. Изготавливаем фотоколлаж

1

Делаем электронную книгу, в которой читатель сам выбирает сюжет

Программы для презентаций.

Выбор цветового оформления.

Сохранение книги.

Добавление пустой страницы.

Добавление текста.

Добавление вариантов.

Просмотр книги.

8–12

Итого 

34 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

№ п/п урока

Тема урока

Колич. часов

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1-2

Одежда и мода

2

Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта),энциклопедиях, справочниках, Интернете;

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

05.09

12.09

3-6

Барышня

4

19,26.09

03,10.10

7-8

Учимся вышивать

2

17.10

24.10

9-10

Ремонтируем одежду

2

07. ,31.10

11-12

Ремонтируем книги

2

Несложный ремонт книг. Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности  операций, контроль  за ходом и результатами деятельности. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техники.  Овладение   основными  приемами обработки бумаги, картона

14.1121.11

13-14

Книга о книге

2

28.1105.12

15-16

От простой конструкции к сложной

2

Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия  от замысла через образ к изделию.

19.12

12.12

17-18

Изготавливаем календарь

2

26.1216.01

19-20

Создаем панно

2

23.0130.01

21-22

Составляем композиции панно

2

06.0213.02

23-24

Различные фактуры из бумаги

2

Многообразие материалов и область их применения. Выбор материалов по их свойствам. Изготовление изделий по образцам, рисункам, эскизам, чертежам.

20.0227.02

25

Фактура металла

1

06.033

26

Учимся работать с хрупкой фактурой

1

. 13.03

27-30

Работа с разными материалами

4

Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение.

20.03

10.04

17.04

24.04

31

Фотография. Изготавливаем фотоколлаж

1

Программы Word, Power Point. Работа с текстом – создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер.

08.05

32-34

Компьютер – помощник человека

3

15.05

23.05

Итого 

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс школа 2100

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии  3 класс УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по технологии 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии 2 класс...

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по технологии. 3 класс. Школа 2100....