Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии для 4 класса по ФГОС
    рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

    Шкурова Яна Михайловна

    II. Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской программы для 4 класса Е. А. Лутцевой (Лутцева Е.А.Технология : программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2012)

    Программа рассчитана на 34 часа.

    В авторскую программу изменения не внесены.

    Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.  

    Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

    Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.

    Основными задачами курса являются:

    развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

    формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи  человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

    формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

    использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),технологических и организационных задач;

    развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

    воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию— результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

    Личностными результатами изучения технологии является воспитание развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально -личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

    Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

    1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

    Линия включает информационно-познавательную и практическую части построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах неполучения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

    Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.

    2. Из истории технологии.

    Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

    Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

    Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

    В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

    Конструирование и моделирование.

    Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

    Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.

    В 3 и 4 классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.

    Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

    Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная. Репродуктивно осваиваются только технологические 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rab._progr._po_tehnol_4_kl.doc253 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»

    Рассмотрено:

    на заседании МО

    Протокол №_____

    от «___» ________ 2014 г.

    Руководитель МО

    _______________________

    Согласовано:

    «___» ________ 2014 г.

    Зам. директора по УВР  

    ____________________

    Малофеева Е.В.                                            

                   Утверждено:

     «___» __________ 2014 г.

     Директор МОУ  СОШ

    с.Сосновка

    ______________________

    ЧеберякВ.Ф.

                                                 

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

    4 класс

    УМК «Начальная школа XXI века»

    под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

    Разработана

    учителем начальных классов

     Шкуровой Я.М.

    2014-2015 учебный год

    II. Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской программы для 4 класса Е. А. Лутцевой (Лутцева Е.А.Технология : программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2012)

    Программа рассчитана на 34 часа.

    В авторскую программу изменения не внесены.

    Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.  

    Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.

    Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.

    Основными задачами курса являются:

    развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

    формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи  человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

    формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск(проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

    использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),технологических и организационных задач;

    развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

    воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию— результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

    Личностными результатами изучения технологии является воспитание развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально -личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

    Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

    1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

    Линия включает информационно-познавательную и практическую части построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах неполучения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.

    Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.

    2. Из истории технологии.

    Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

    Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

    Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

    В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

    Конструирование и моделирование.

    Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

    Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.

    В 3 и 4 классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.

    Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

    Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы.

    III. Учебно-тематический план.

    № п/п

    Наименование разделов

    Всего часов

    1

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

    14 ч

    2

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

    10  ч

    3

    Конструирование и моделирование

    5 ч

    4

    Использование информационных технологий(практика работы на компьютере)

    5 ч

    Итого:                                                                                              

    34 ч

    Содержание программы

    4 класс (68 ч)

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)

    Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья

    до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

    Гармония предметов и окружающей среды -соответствие предмета(изделия) обстановке.

    Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

    Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

    Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

    Самообслуживание —правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)

    Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

    Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа(осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм(достраивание элементов).

    Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами.

    Конструирование и моделирование (5 ч)

    Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.

    Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

    Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

    Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровойдвигатель.

    Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)

    Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

    Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

    IV. Календарно-тематическое планирование

            

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    УУД

    Дата

    план     факт

    1.

    Изготовление летней шапочки по схеме-выкройке.

    1

    Под руководством учителя:

    коллективно разрабатывать несложные

    тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения

    2.

    Подставка для карандашей и ручек.

    1

    3.

    Панно в технике чеканки.

    1

    4.

    Панно в технике чеканки.

    Оформление чеканки.

    1

    5.

    Как делают автомобили.

    Макет автомобиля джип.

    1

    6.

    Образцы изделий.

    Макет самолёта.

    1

    7.

    Изделия из вторсырья. Создание изделий по собственному замыслу.

    1

    Самостоятельно:

    выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.

    С помощью учителя:

    создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

    отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

    участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа

    объекта, определении своего места в общей деятельности;

    обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

    8.

    Изделия из вторсырья. Изготовление зайчика из перчатки

    1

    9.

    Изделия из вторсырья.

    Изготовление куклы из носка.

    1

    10.

    Природа в опасности. Коллективный информационный проект

    «Береги природу».

    1

    11.

    Работа с разными материалами. Изготовление кормушки для птиц.

    1

    12.

    Агротехника выращивания комнатного растения из луковицы и клубня.

    1

    13.

    Дом для семьи.

    Макет гостиной.

    1

    С помощью учителя:

    проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;

    обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

    14.

    Ознакомление с видами бытовой техники.  Сетевое электричество в домах.

    1

    15.

    Знаки, которые могут использоваться в инструкции по применению электроприборов.

    1

    16.

    Макет городского дома.

    1

    17.

    Макет городского дома.

    1

    18.

    КТД. Коттеджный посёлок.

    1

    19.

    О профессиях людей, строящих и обслуживающих дома.

    1

    20.

    Какие бывают города.

    Люди разных профессий.

    1

    21.

    Новогодний проект

    «Мастерская Деда Мороза».

    1

    С помощью учителя:

    наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

    исследовать (наблюдать, сравнивать сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

    использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;

    планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;

    осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

    обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

    22.

    Основные приёмы обработки бумаги и картона.

    Варианты подвесок.

    1

    23.

    Основные приёмы обработки бумаги и картона.

    1

    24.

    Основные приёмы обработки бумаги и картона.

    1

    25.

    Основные приёмы обработки бумаги и картона.

    1

    26.

    Варианты новогодних игрушек.

    1

    Под руководством учителя:

    коллективно разрабатывать несложные

    тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения

    Под руководством учителя:

    коллективно разрабатывать несложные

    тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения

    Под руководством учителя:

    коллективно разрабатывать несложные

    тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения

    Под руководством учителя:

    коллективно разрабатывать несложные

    тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения

    С помощью учителя:

    наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

    исследовать (наблюдать, сравнивать сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

    использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;

    планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;

    осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

    обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

    С помощью учителя:

    наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера;

    исследовать (наблюдать, сравнивать сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;

    использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;

    планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;

    осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации;

    обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности

    27.

    Москва – столица нашей Родины. Легко ли жить в большом городе.

    1

    28.

    Города будущего.

    Проекты необычных городов.

    1

    29.

    Что такое дизайн. Дизайн предмета школьной мебели.

    1

    30.

    Дизайн упаковки с развёртками.

    1

    31.

    Дизайн техники.

    Макет самоката.

    1

    32.

    Макет предмета интерьера.

    1

    33.

    Интерьер гостиной комнаты.

    1

    34.

    Защита творческого проекта.

    1

    35.

    Дизайн рекламной продукции.

    1

    36.

    Интерьеры старинных и современных домов.

    1

    37.

    Дизайн ландшафта.

    1

    38.

    Дизайн одежды.

    1

    39.

    Пять задач дизайнера-модельера.

    1

    40.

    Работа по инструкционной карте. Кукла из носка.

    1

    41.

    Работа по инструкционной карте. Кукла из носка.

    1

    42.

    Костюм для куклы.

    1

    43.

    Кукла силуэтная.

    1

    44.

     Кукла бессуставная.

    1

    45.

    Костюм для кукол с силуэтной основой.

    1

    46.

    Отделка одежды. Строчка петельного стежка и её варианты.  

    1

    47.

    Изготовление отрезного платья по инструкционной карте.

    1

    48.

    Изготовление отрезного платья по инструкционной карте.

    1

    49.

    Аксессуары в одежде.

    1

    50.

    Изготовление аксессуаров. Замшевый ридикюль, веер.

    1

    51.

    Изготовление футляра по инструкционной карте.

    1

    52.

    Что такое компьютер.

    1

    53.

    Компьютеры в быту.

    Что умеют компьютеры

    1

    54.

    Компьютеры в медицине.

    1

    55.

    Компьютеры и прогнозирование погоды.

    1

    56.

    Компьютеры в учреждениях, на предприятиях.

    1

    57.

    Практикум овладения компьютером. Как создать документ.

    1

    58.

    Форматирование текста.

    1

    59.

    Как вставить картинку в документ.

    1

    60.

    Создание таблиц.

    1

    61.

    Будущее начинается сегодня.

    1

    62.

    Научно-технические открытия и достижения

     ХХ века.

    1

    63.

    Как люди совершают открытия.

    1

    64.

    Как добывают нефть и газ.

    1

    65.

    Как питаются космонавты.

    1

    66.

    От абака до ЭВМ.

    1

    67.

    Почему необходимо очищать сточные воды.

    1

    68.

    Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

    1

    Итого: 68 ч.

    V. Требования к уровню подготовки учащихся.

    Результаты обучения в 4 классе

    Личностные  результаты

    Создание условий для формирования следующих умений:

    отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;

    проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

    испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

    принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

    опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско -технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

    Метапредметные   результаты

    Регулятивные   УУД

    Уметь:

    совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

    совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

    совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

    самостоятельно выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

    коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

    осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

    выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

    Познавательные УУД

    с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

    открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

    преобразовывать информацию: представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

    Коммуникативные  УУД

    учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

    уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

    уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

    Предметные  результаты

    1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры

    труда, самообслуживание

    Знать:

    о характерных особенностях изученных видов декоративно -прикладного искусства;

    о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

    Уметь:

    узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;

    соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

    2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

    Знать:

    названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

    последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

    основные линии чертежа (осевая и центровая);

    правила безопасной работы канцелярским ножом;

    косую строчку, ее варианты, их назначение;

    названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

    Иметь  представление:

    о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме,

    о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

    Уметь частично  самостоятельно:

    читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

    выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

    подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические

    приемы изготовления изделий;

    выполнять рицовку;

    оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;

    находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),

    решать доступные технологические задачи.

    3. Конструирование и моделирование

    Знать:

    простейшие способы достижения прочности конструкций.

    Уметь:

    конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

    изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

    выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

    4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

    Знать:

    названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

    иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.

    Уметь с  помощью  учителя

    включать и выключать компьютер;

    пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

    выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками(открывать, читать);

    работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

    VI. Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.

    Оценка носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания  и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).

            Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием)

            В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных)конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

            Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырех лет обучения создает свой  «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах, грамоты, благодарности и т.п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.

            К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти  требования включают:

    • Элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного  жизненного пространства (удобно, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
    • Соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять не обходимые действия и технологические операции применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
    • Достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графический изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки и схемы, план, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
    • Умение создать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
    • Овладение такими универсальными учебными действиями (УУД)

    Как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление  объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

    • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами,  реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
    • Развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.

    VII. Перечень учебно-методического обеспечения.

    Основная литература

    1. Лутцева Е.А. Технология: 1 -4 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013, - 80 с.
    2. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, - 3-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2009, - 128 с.: ил. – (Ступеньки к мастерству)

        Дополнительная

    1. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе. Методическое пособие к  учебному комплекту «Я все умею делать сам». / Т.М. Геронимус – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 48 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии 1 класс с учетом ФГОС

    Рабочая программа по технологии (труд) УМК "Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

    Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век

    Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...

    Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС

    Программа по «Технологии» в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции дух...

    Рабочая программа по технологии 1 класс ФГОС

    Рабочая прграмма по технологии 1 класс ФГОС ( УМК "Начальная школа 21 века")....

    Рабочая программа по технологии 2 класс по ФГОС

    Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

    ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

    Рабочая программа по  технологии   2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...

    Рабочая программа по технологии 1 класс по ФГОС.

    Пояснительная записка и тематическое планирование по технологии 1 класс по ФГОС....