Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologiya_2_klass__fgos_dlya_raspechatki.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ______________/Логачёва Л.В/. Протокол № ______ « _____ » _________________ 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» _________________/Никитенко Е.А./. « _____ » июня 2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» ________________/ Федурина В.Е./ « _____» ____________ 2012 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Технология»
( УМК «Начальная школа ХХІ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
2 класс
Солдатова Галина Ивановна
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения» ;
- «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
- Базисного учебного плана;
- «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
- «Примерных программ начального общего образования»;
- Авторской программы «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцева (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2011) ;
- Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании в начальных классах в 2012 - 2013 учебном году».
Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл. - корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.
Цели обучения: дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Основные задачи:
- научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни,
- пользоваться различного рода источниками
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человекас природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено 1 час в неделю (35 часов).
Результаты изучения технологии во 2 классе:
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— происхождение натуральных тканей и их виды;
— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— решать несложные конструкторско-технологические задачи;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование Знать:
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели. Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Учебник: Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». 2 класс. Изд-во « Вентана - Граф», 2011 г.
Требования ФГОС
Перечень разделов программы | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | |||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | Природа и человек. Освоение природы Как родились ремесла Как работали ремесленники-мастера | 5ч | 1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 4)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками 5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | — об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); — о гармонии предметов и окружающей среды; — профессиях мастеров родного края, — характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. | Уметь: — самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; — готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; — самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими; — уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. | |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь Как появились натуральные ткани Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку | 21ч | Знать: — обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. — названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; — происхождение натуральных тканей и их виды; — способы соединения деталей, изученные соединительные материалы; — основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие; — линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов; — названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль). | Уметь: — читать простейшие чертежи (эскизы); — выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз); — оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; — решать несложные конструкторско-технологические задачи; — справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. | ||
3. Конструирование и моделирование | Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели Как соединяют детали машин и механизмов Автомобильная история России В воздухе и космосе В водной стихии | 4ч | Знать: — неподвижный и подвижный способы соединения деталей; — отличия макета от модели. | Уметь: — конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; — определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. | ||
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 2ч | —знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе. | под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. | |||
Повторение | 2ч | с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. | ||||
Резервный урок | 1ч |
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Разметка: - на глаз (свободным рисованием); - сгибанием, - по шаблону, - по трафарету | Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование (через копировальную бумагу, с помощью кальки). | Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки), - по масштабной сетке.
|
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. |
Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами
| Выделение детали из заготовки:
| Выделение детали из заготовки: - резание макетным ножом | |
Формообразование - сгибание, - складывание, - сминание, - скручивание |
|
| |
Сборка изделия: -склеивание
| Сборка изделия: сшивание (прямая строчка и ее варианты) | Сборка изделия: - с помощью проволоки; - щелевые замки; - сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки) | Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
|
Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. | Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. | Отделка: - пуговицы, - кнопки и др. |
|
Календарно – тематическое планирование.
№ | Наименование разделов | Темы уроков | Элементы содержания | Календарные сроки по плану фактически | ||
Количество часов | ||||||
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание История рождения ремесел | Природа и человек. Освоение природы 6-11 | Природа и человек Освоение -природы Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить». | 1 | 06.09 | |
2 | Как родились ремесла Как работали ремесленники-мастера 12-17 | Ремесла Лепка из пластилина «Чайная посуда» | 1 | 13.09. | ||
3 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Материалы и их свойства | Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства 18-22 | Разные материалы - разные свойства Простейшее исследование материалов. Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты. | 1 | 20.09. | |
4 | Инструменты. Назначение, правила пользования | Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами 23-25 | Каждому делу – свои инструменты Инструменты-помощники Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток» | 1 | 27.09. | |
5 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Основы проектной деятельности: 1. Конструкция изделий. | От замысла к изделию 26-28 | Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного» | 1 | 04.10. | |
6 | Выбираем конструкцию изделия 29-31 | Изготовление поздравительной открытки по шаблону. | 1 | 11.10. | ||
7 | Что такое композиция Симметрично и несимметрично 32-35 | Симметрично и несимметрично Композиция из симметричных деталей. | 1 | 18.10. | ||
8 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Основные технологические операции | Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1стр 36-40 | Размечаем быстро и экономно Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» или «Фигурки животных из кругов» | 1 | 25.10. | |
9 | Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3стр 41-45 | Собираем изделие Обрывные аппликации «Берёзка» | 1 | 01.11. | ||
10 | Отделываем изделие: технологическая операция 4 стр 46-47 | Украшаем изделие Игрушки – подвески Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески» | 1 | 15.11. | ||
11 | Разметка деталей с помощью контрольно-измерительных (чертежных) инструментов | Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга48-52 | Линейка-труженица Чертежи и эскизы Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки. | 1 | 22.11. | |
12 | Учимся читать чертеж и выполнять разметку53-54 | Учимся читать чертежи и эскизы Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки. | 1 | 29.11. | ||
13 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла 55-57 | Размечаем детали с помощью линейки Цветок из бумаги | 1 | 06.12. | ||
14 | Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника 58-59 | Углы и угольники Размечаем изделие с помощью угольника Поздравительная открытка. | 1 | 13.12. 20.12. | ||
15 | Как разметить круглую деталь 60-62 | Циркуль Размечаем детали с помощью циркуля Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка» | 1 | 27.12. | ||
16 | Происхождение натуральных тканей | Как появились натуральные ткани 64-66 | Помпон из ниток на основе кольца. | 1 | 17.01. | |
17 | Свойства и строение натуральных тканей | Свойства и строение натуральных тканей 67-68 | Свойства натуральных тканей Игрушки из помпона (по выбору учащегося). | 1 | 24.01. | |
18 | Технология изготовления натуральных тканей | От прялки до ткацкого станка69-71 | Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | 1 | 31.01. | |
19 | Технология обработки ткани | Особенности работы с тканью72-73 | Работаем с тканью Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | 1 | 07.02. | |
20 | Технология изготовления швейных изделий74-75 | Игрушки | 1 | 14.02. | ||
21 | Волшебные строчки76-77 | Подушечка для иголок. | 1 | 21.02. | ||
22 | Размечаем строчку 78-80 | Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Поделка | 1 | 28.02. | ||
23 | Основы агротехники (технология выращивания растений): 1. Условия жизнедеятельности растений | Живая природа. Что любят и чего не любят растения 82-86 | Что любят и чего не любят растения Поделка | 1 | 07.03. | |
24 | Технология выращивания растений | Что выращивают дома и возле дома Технология выращивания растений87-90 | Что выращивает человек дома и возле дома Как вырастить растение | 1 | 14.03. | |
25 | Размножение растений (семенами и черенками) Инструменты для сада и огорода | Как размножаются растения Инструменты – помощники садовода и огородника91-94 | Как размножаются растения Инструменты растениевода Поделка | 1 | 21.03. | |
26 | Продолжительность жизни растений | Долго ли живут растения95-96 | У каждого растения свои особенности Проверь себя: что ты знаешь и умеешь | 1 | 04.04. | |
27 | Конструирование и моделирование Техника в жизни человека: Транспорт, макеты, модели, история развития транспорта | Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины98-103 | От телеги до машины Игрушки из спичечных коробков. | 1 | 11.04. | |
28 | Макеты и модели Как соединяют детали машин и механизмов104-107 | Делаем макеты. | 1 | 18.04. | ||
29 | Автомобильная история России 108-109 | «Лего» - изготовление автомобиля. | 1 | 25.04. | ||
30 | В воздухе и космосе В водной стихии 110-114 | Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты. | 1(по выбору ) | 29.04. | ||
31-32 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | Работа на компьютере. Проект. | Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам. | 2 | 06.05. 16.05. | |
33-34 | Повторение | Повторение | 2 | 17.05, 23.05. | ||
35 | Резервный урок | Резервный урок | 1 | 30.05 |
Содержание программы по технологии. 2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (5ч)
Природа и человек. Освоение природы Как родились ремесла . Как работали ремесленники-мастера.
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа — источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (21 ч)
Каждому изделию – свой материал. Разные материалы - разные свойства Каждому делу – свои инструменты Познакомимся с инструментами Технологические операции Размечаем детали: технологическая операция 1 Получаем деталь из заготовки: технологическая операция 2 Собираем изделие: технологическая операция 3 Отделываем изделие: технологическая операция 4 Что умеет линейка Почему инженеры и рабочие понимают друг друга Учимся читать чертеж и выполнять разметку Разметка прямоугольника от двух прямых углов Разметка прямоугольника от одного прямого угла Что умеют угольники Разметка прямоугольника с помощью угольника Как разметить круглую деталь
Как появились натуральные ткани Свойства и строение натуральных тканей От прялки до ткацкого станка
Особенности работы с тканью Технология изготовления швейных изделий Волшебные строчки Размечаем строчку
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование (4 ч)
Далеко идти, тяжело нести От телеги до машины Макеты и модели Как соединяют детали машин и механизмов
Автомобильная история России В воздухе и космосе В водной стихии
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч)
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
Повторение(2ч) Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Конструирование и моделирование
Резервный урок (1ч)
Требования к уровню подготовки
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
— о гармонии предметов и окружающей среды;
— профессиях мастеров родного края,
— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;
— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— происхождение натуральных тканей и их виды;
— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
— читать простейшие чертежи (эскизы);
— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
— решать несложные конструкторско-технологические задачи;
— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
— отличия макета от модели. Уметь:
— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Учебно – методическое обеспечение
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Дополнительная литература
Лутцева Е.А. Технологические карты к урокам ( раздаточный материал)
«Технология. Учимся мастерству», Методика для учителя, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Экран.
Дидактические материалы:
дидактические куклы;
предметные картинки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа математика 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа потехнологии 2 класс фгос школа россии
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе пример...
рабочая программа по технологии 4 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапотехнологии4клШколаРоссииФГОС...