Проект "Марийские национальные украшения"
проект по технологии (2, 3, 4 класс) на тему

Проект "Марийские национальные украшения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mariyskie_ukrasheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ АКАДЕМИКА ОЖИГАНОВА  Л.И.»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

(Культура родного края)

МАРИЙСКИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ

(ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ)

Выполнили:

Леухин Игорь и
Полушина Виктория,

обучающиеся 5 класса

Руководитель:

Нагаева Т.Н.,

учитель начальных
классов

2017г

Наш проект называется «Марийские национальные украшения»

На первом занятии кружка Нагаева Татьяна Николаевна продемонстрировала нам куклу в марийском национальном костюме.

Саша сказал: «А у моей бабушки тоже есть такие украшения».

Каждый из нас захотел иметь такой наряд у себя. Нас очень заинтересовало, как изготовляются эти украшения?  

Так ли уж сложно?  
     Посильно ли нам?

Совместно с Татьяной Николаевной мы определили цель своего будущего проекта: возрождение народно-прикладного искусства по изготовлению марийских народных украшений.

Наметили следующие задачи:

  • изучить историю марийских народных украшений;
  • выяснить роль украшений в жизни наших предков;
  • изучить отношение обучающихся школы, родителей и учителей к

           народным украшениям;

  • освоить технологию изготовления национальных украшений.

Мы изучали материалы по теме в библиотеках школы, посетили школьный краеведческий музей, где представлены народные  костюмы. Искали материал в Интернет ресурсах.

Кроме того, мы опроси своих бабушек, дедушек, друзей, учителей, что им известно о марийских народных украшениях.

Провели анкетирование среди обучающихся. Результаты его представлены в диаграмме, из которой можно сделать вывод, что интерес к истории марийского костюма имеется у детей младшего возраста, а чем старше дети, тем этот интерес угасает.
    Мы определили, что об истории национального костюма в основном узнают в школе на уроках ИКН, лишь несколько человек отметили, что им рассказывают родители – мамы и бабушки.
      Ни один из опрошенных сам не занимался изготовлением украшений, поэтому нас ещё больше заинтересовало это занятие.         

        Из книги Т.Л. Молотовой «Марийский народный костюм» мы узнали об истории возникновения, роли и значимости украшений в жизни наших далёких предков.

          С древних времен  украшения имели особое значение в жизни человека.    

          Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

        Уже в 5-7 веках было несколько видов украшений. Это украшения с шумящими подвесками, нагрудные застежки и пряжки.
        В 9-11 веках  производилась отделка украшениями  головных уборов, одежды и обуви. Позднее появились головные, наручные, нагрудные украшения.        

        Большое значение в украшениях имели монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов.  

          Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Полный комплект женских украшений весил до тридцати килограммов и более.

        В 19 веке запретили сверление монет и стали использовать чеканки и металлические бляшки.  Кроме серебряных монет  в изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за внешнее сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили арабские и персидские купцы. Женское свадебное украшение аршаш  целиком делалось из раковин каури.

Стеклянные бусы и бисер служили заменителями натурального речного жемчуга и кораллов. Их привозили из Бухары. Использовали при изготовлении украшений в сочетании с монетами.

        

К головным украшениям относятся околоушные подвески с монетами, в верхней части которых имеются петли для ушей. Подвески комбинировались ожерельем, сделанным из бисера и монет, и назывались он|ылашйымал. Околоушные подвески считались празднично-свадебным украшением.

        В качестве шейных украшений бытовали разнообразные формы ожерелья из бисера и монет.

        На грудь спускалось украшение ший аршаш. Оно представляло полосу кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Важным элементом костюма были пояса и поясные подвески. Богато украшенные кистями, бисером, каури, монетами считались ювелирным изделием. Свадебные поясные подвески делались из металлических трубочек.

Украшения дополняли друг друга, образуя единый ансамбль. Они сохраняли свою традиционную форму в течение многих поколений.

Рассматривая книгу Э.Меджитовой «Марийское народное искусство» на страницах 96 –97 мы увидели современные свадебные пояса, выполненные мастерицей Нагаевой Раисией Васильевной.

И сразу же возник вопрос к нашей учительнице Нагаевой Т.Н.: А не является ли она её родственницей?

Оказалось, что Раисия Васильевна свекровь нашей учительницы и мать Нагаева Юрия Петровича, учителя технологии нашей школы.
         Татьяна Николаевна рассказала нам, что Раисия Васильевна  обучила её изготовлению украшений.  А теперь свои умения передает нам на занятиях дополнительного образования «Марийские национальные украшения».

        Изучив теоретический материал мы приступили к изготовлению украшений.

Для этого нам понадобились следующие материалы:

- красная материя 40см х на 50см;

- холщовый материал 30см х 40 см:

- металлическая проволока толщиной 1 мм и 3 мм длиной 10 м;

- монеты;

- бисер мелкий и крупный разных цветов;

- блестки круглые разных цветов;

- швейные нитки разных цветов;

- тесьма и ленты разных цветов 4 м;

- пластмассовые пластины разных цветов;

- металлическая фольга.

Инструменты:

        - иголки, наперстки и ножницы;

        - круглогубцы;

        - молотки;

        - пробойники разных диаметров и форм:

        - шило.

Основными этапами изготовления украшений являются

        - подготовка материалов (пробивка и прокалывание бляшек, пуговиц);

        - прошивание основы изделия блесками, пуговицами, монетами;

        - кручение коротких и длинных цепочек;

        - изготовление отдельных деталей изделия из цепочек, бисера и монет;

- сборка отдельных деталей в целое изделие.

Реализуя данный проект, мы многое узнали о марийском национальном костюме. Изделия нашего проекта можем использовать для выступления на концертах, на уроках ИКН, выставках. А овладев технологией изготовления, можем сами обучить своих друзей и знакомых.

        Приезжайте к нам учиться.

        Будем вместе мастерить.

        В жизни может пригодиться

        Людям радость подарить.

Выступление с марийскими частушками под гармонь.

Тыште лиеш муралташ,

Тыште лиеш кушталташ,

Тыште уке мемнан йолташ –

Ниго дечын вожылаш.

Изи улам, изи улам,

Киса кайык гай улам,

Киса кайык гай улам да

Орша школыш мый коштам.

Ме мурашат кертына,

Ме кушташат кертына.

Мураш-кушташ веле огыл

Тунемашат кертына.

Ой чеверын, чеверын,

Эшеат икана чеверын,

Ме же тендам те же мемнам

Мондаш огыл нигунам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ 2 класс Школа России

конспект урока изо «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ...

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

Тема: О чём говорят украшения. Украшения двух противоположных флотов. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 2еТема урока: О чём говорят украшения. Украшения двух противоположных флотов.Цели урока: помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики при выпол...

0ткрытое занятие «Национальный костюм, украшения русских, татар и чуваш нашего края»

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные на...

национальный костюм и особенности его украшения. Изделие «Русская красавица»

конспект по технологии "Национальный костюм и особенности его украшения. Изделие «Русская красавица»" 2 класс...

Презентация проекта Тувинское национальное украшение "Чавага"

Презентация проекта Тувинское национальное украшение "Чавага"...