МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
план-конспект занятия по технологии (2 класс) на тему

Александрова Диана Николаевна

      Методическая разработка урока технологии в начальной школе.

               Казалась бы, что такое пуговицы? А мы с детьми  в «простом»  увидели многообразие и историю. Актуальность методической разработки заключается ещё и в том, что в ней представлен  алгоритм действий при решении прикладных ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности учащихся. Последняя в настоящее время определяет степень готовности выпускника к жизни в современном, быстроменяющемся мире, рассматривается как уровень образованности личности, т. е. является метапредметным образовательным результатом.

 Приёмы, которые применялись на уроке ( картинный план, дискуссия и др), полностью соответствовали планируемым результатам.

Ну, и наконец, ноль рисков при диссеминации опыта и возможности тиражирования. Главное – желание и творчество учителя.

      Инновационность методической разработки выражается в ее направленности на достижение метапредметных образовательных результатов.

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

•        исследовательские технологии

      В процессе работы над прикладными ситуационными задачами учащиеся должны продемонстрировать владение исследовательскими навыками: умение выделять проблему, определять ее актуальность, показывать проявления, осуществлять поиск, систематизацию и анализ необходимой для выполнения задания информации, находить пути решения проблемы.

•        технология продуктивного чтения

•        технология сотрудничества

          Использование метода анализа конкретных ситуаций способствует изменению характера отношений между учениками: они равноправные партнеры при выборе картинки для декора, вместе учатся решать значимые для них проблемы( выбор материала, цвета). Учитель в данной ситуации выступает как тьютор, помогающий ученику найти свой путь познания, а значит идёт совместная деятельность.

•        технология дискуссии

 Выполнение ситуационной задачи предполагает обязательное обсуждение представленного решения, обмен мнениями, ответы на вопросы, некоторые уточнения, что, безусловно, развивает навык культуры ведения  диалога.

•        технология общественной экспертизы

Указанная технология, позволяет привлечь к экспертной оценке выполнения практического задания не только учителя – предметника и соседа по парте, но и  учащихся класса, родителей учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        Александрова Диана Николаевна,

                                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                 ГБОУ лицей №144

Визитная карточка урока.

УМК:  «Школа 2100»    

Урок технологии.                                                  

Тема: Пуговицы. История пуговицы. Отделка.

Класс: 2

Тип: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся  с историей пуговицы, ее назначением; использовать пуговицы в качестве декоративных элементов.

Задачи урока

  1. Ознакомить с видами, назначением пуговиц.
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выполнять практическую работу (конструирование по замыслу).
  3. Развивать умение воплощать мысленный образ в материале, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.

           4.   Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Планируемые результаты

              Предметные:

  • иметь представление об  истории и назначении  пуговицы;
  • уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала  и  поддерживать порядок  на  нём  во  время работы;
  • реализовывать творческий замысел (конструирование).

           Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться планировать практическую деятельность на уроке совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– определять успешность выполнения своего  задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

–находить необходимую информацию в  учебнике;

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в устной речи;

– вступать в беседу и обсуждение на уроке;

– договариваться сообща;

–  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4  человек.

        Личностные:

-  развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы урока: 

  • учебник технологии Куревина  «Прекрасное рядом с тобой»;
  • презентация Power Point;
  •  раздаточный материал (маршрутный лист)

Технологическая карта рока технологии

Тема: Пуговицы. История пуговицы. Отделка.

2 класс

Цель урока: познакомить учащихся  с историей пуговицы, ее назначением; использовать пуговицы в качестве декоративных элементов.

                                                                                                      Ход урока:

Этап урока

                  Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся  

I.    Организационный этап.          

Давайте, мы начнём урок.

Пусть будет он, ребята, впрок.

Готовы? Значит улыбнулись.

Ровнее  сели, не согнулись! 

 Готовятся к работе.

 Задают позитивный настрой.

II.   Мотивация к деятельности. Проблемный диалог.

Ставит проблему через визуально представленную информацию:

- Посмотрите на доску. Почему ребята так внимательно разглядывают Петю?

- Что не так в его внешнем виде?

- Может ли он быстро привести себя в порядок? Почему?

Даёт возможность определить тему урока. Задаёт вспомогательные вопросы:

- На какие вопросы будем искать ответы? Какую практическую деятельность мы могли бы осуществить на уроке?

Предлагает выполнить сравнительный анализ через визуально предоставленную информацию на слайде:

Тема урока: История пуговицы. Отделка.

Задаёт вопросы:

- Для чего могут пригодиться эти знания?

- В какой ситуации может понадобиться это умение?

- Предлагает закрасить ту пуговицу, которая соответствует вашим знаниям о пуговицах и умениям их использовать.

http://www.clipartbest.com/cliparts/9ip/oMR/9ipoMR8eT.pnghttp://www.clipartbest.com/cliparts/9ip/oMR/9ipoMR8eT.pnghttp://www.clipartbest.com/cliparts/9ip/oMR/9ipoMR8eT.png

  Анализируют визуально представленную информацию.

 Обосновывают свои выводы:

- Частично. Он может заправить рубашку, завязать шнурок, подтянуть носок, но вот застегнуть пиджак и манжеты рубашки он не сможет, т.к. у него нет пуговиц.

Определяют тему урока. Ставят цель. Делают её личностно значимой. ( Узнать:

        Как и когда появились пуговицы?

        Какие бывают виды пуговиц?

        Как человек использует пуговицы? )

- Мы узнаем, как и когда появились пуговицы. Какие виды пуговиц существуют. Как человек использует их.

Возможно, изготовим изделие с использованием пуговиц.

Определяют свой уровень знаний о пуговицах

Закрашивают нужную пуговицу.

III. Организация познавательной деятельности

1.  Предлагает работу с учебником.

- Что вы знаете о пуговицах?

   Использует технологию продуктивного чтения.

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 69.

- Какие вопросы задает текст?

- Как вы можете ответить на первый вопрос в тексте? На второй вопрос?

- Что вы узнали о пуговицах из текста?

- Что же такое пуговица? (Застежка)

Рассказывает  об истории пуговицы. Предлагает просмотр презентации.

Были времена, когда люди обходились без застежек. Одежду носили простую: шкура или кусок материи с вырезами для головы и рук. В этой одежде застегивать было нечего.

Позднее одежда изменилась, и появилась потребность в застежках. Первые застежки появились в Древней Греции и назывались фибулами. Ими скалывали одежду на плечах.

- На что похожи фибулы?

Кто изобрел пуговицу, истории не известно. Первое упоминание о пуговицах было в 14 веке. В средневековой летописи мы можем прочитать, что появились новые костюмы, на них размещалось 300 и более пуговиц.

- Как вы думаете, зачем так много пуговиц на одном костюме?

В те времена по пуговицам можно было определить, богат человек или беден.

- Как это можно было сделать?

Сегодня, зайдя в магазин для рукоделия, мы можем увидеть огромное разнообразие пуговиц.

- Для чего такое многообразие?

2) Предлагает поработать в группах по классификации пуговиц.

- Предлагает познакомимся с многообразием пуговиц и попробовать  разделить их на группы по различным признакам.

- Возьмите коробочку с пуговицами, изучите содержимое и выделите несколько признаков, по которым пуговицы можно разделить на группы.

- По каким признакам различаются пуговицы?

- На какой вопрос мы ответили, когда выделяли отличительные признаки пуговиц?

- Так для чего же существует такое великое множество пуговиц.

- Как человек может использовать пуговицы?

- Рассмотрите иллюстрации и дополните свой список.

Отвечают на  вопрос на основе жизненного опыта.

Читают  текст в учебнике.

Находят необходимую информацию, перерабатывают и представляют её

(Отвечают на поставленные вопросы)

Слушают. Смотрят видеоряд. Воспринимают информацию

Высказывают свои предположения.

Работают  в группах по классификации пуговиц.

(Различают пуговицы:  по форме, по размеру, по цвету, по способу пришивания, по количеству дырочек, по материалу изготовления, по оформлению, по назначению.)

Осуществляют контроль по таблице.

IV.   Физкультминутка.

Возможно, вы чуть-чуть устали.

Подвигаемся – легче станет.

Танцуют под музыку.

V. Практическое применение знаний.

3) Предлагает выполнить практическую работу.

- Рассмотрите материалы, инструменты, которые имеются у вас для выполнения практической работы. Предположите, как мы будем использовать пуговицы?

Предлагает обсуждение замысла (анализ будущего изделия), задавая вопросы:

-  Какое изделие вы предполагаете  сделать?

- Каково его назначение? Как его можно будет использовать?

- Какова будет его общая форма?

- Из каких частей будет состоять?

- Каково назначение каждой части?

- Какая часть будет самая трудоемкая?

- Из каких деталей будет сделано украшение? Одинаковых или разных?

- Как будут соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно или в разъем.

- С помощью чего будет сделано соединение?

- Из каких материалов выполнено изделие? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

- Какой еще материал потребуется для изготовления изделий?

- Потребуются ли инструменты для работы? Предлагает  составить  план работы.

- Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия?

 - Перед вами картинки и плановая нумерация. Подберите к каждому номеру картинку, чтобы получился план, по которому можно работать.

- Все ли согласны? Нужно ли что-то исправить?

Объявляет самостоятельную работу.

Высказывают свои предположения.

Работают с иллюстрацией.

Вступают в беседу. Обсуждают замысел, анализируют

(Изделие состоит из  основы и украшения.  Основа служит фоном.)

Украшение.

Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении.

Выполняют планирование работы, используют нумерацию для картинного плана.

Оценивают  этап планирования.

Обсуждают выбор картинки.

Выполняют самостоятельную практическую  работу в парах.

VI.   Рефлексия деятельности.

Задаёт вопросы:

- Удалось ли вам осуществить свой замысел в работе?

- Если ваша работа оценена знаком «+», я думаю, вы не против  поделиться замыслом с нами. Давайте организуем выставку на доске.

- За что хотелось бы сказать спасибо партнёру?

Благодарят друг друга. Обосновывают доводы.

VII. Итог урока.

- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Получили ли мы на них ответы?

- Как вы на них ответите?

- Закрасьте ту пуговицу, которая соответствует вашим знаниям о пуговицах теперь?

- Если была закрашена большая пуговица, а запас знаний у вас увеличился, нарисуете ей шляпку.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Определяют, как изменилось их  знание о пуговицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...