Конспект урока технологии. Работа с тканью. Изготовление куклы.
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме
-В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, перед тем, как шагнуть вперёд. Скоро вы будете изучать новый предмет – история.
-Что такое история? История – это наука о прошлом. Каждое мгновение нашей жизни превращается в историю, в прошлое. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей родины, предков.
-Почему? Это интересно. Всё, что нас окружает (кроме природы) сделано руками человека, пришло к нам из прошлого. Мы гордимся достижениями наших предков. Тот опыт, который накопили предки, получили мы с вами.
Ваша задача – передать его будущим поколениям. Сейчас вы – часть истории настоящей. Каким будет будущее, зависит от вас. Тяжело сегодня представить себе ребёнка не имеющего мобильного телефона, компьютера. Техника должна помогать человеку, а не разрушать в нас главное – личность, душу. Именно её вкладывают люди во все свои дела. Человек – это главный потребитель и разрушитель, но сегодня на уроке мы попробуем выступить в роли созидателей и постараемся выполнить работу с душой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tehnologii.docx | 19.96 КБ |
istoriya_slavyanskoy_kukly.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока технологии.
Работа с тканью.
Изготовление куклы.
Цели: научить изготавливать куклу из ткани, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к семье и уважение к окружающим.
Оборудование: презентация «История славянской куклы», образцы кукол из ткани, дерева, пластмассы; у учащихся – ткань двух видов и нитки; на доске размещены листы А 4 с пословицами и «Памяткой рабочего человека».
Ход урока
Организационный момент. Определение готовности к уроку.
Основной этап урока. Вступительная беседа.
-В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, перед тем, как шагнуть вперёд. Скоро вы будете изучать новый предмет – история.
-Что такое история? История – это наука о прошлом. Каждое мгновение нашей жизни превращается в историю, в прошлое. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей родины, предков.
-Почему? Это интересно. Всё, что нас окружает (кроме природы) сделано руками человека, пришло к нам из прошлого. Мы гордимся достижениями наших предков. Тот опыт, который накопили предки, получили мы с вами.
Ваша задача – передать его будущим поколениям. Сейчас вы – часть истории настоящей. Каким будет будущее, зависит от вас. Тяжело сегодня представить себе ребёнка не имеющего мобильного телефона, компьютера. Техника должна помогать человеку, а не разрушать в нас главное – личность, душу. Именно её вкладывают люди во все свои дела. Человек – это главный потребитель и разрушитель, но сегодня на уроке мы попробуем выступить в роли созидателей и постараемся выполнить работу с душой.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Платье носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
С ней играть не скучно. (Кукла)
Предположите тему нашего урока. Как с ней может быть связана кукла?
-Что такое кукла?
-Зачем она нужна?
-Каких кукол вы видите в нашей коллекции?
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы будем изготавливать куклу из ткани.
А сейчас мы вернёмся на 5000 лет назад к нашим предкам славянам и увидим как выглядели первые куклы.
Просмотр презентации с комментариями учителя.
Когда вам предлагают что-то сделать своими руками, первое, о чём вы думаете, получится или нет. Второе – хочу или не хочу это делать. Ваше желание - очень важный компонент, от него зависит результат работы. С какой целью взрослые делали игрушки своим детям? С помощью игрушек мама готовила дочку к взрослой жизни. Чтобы научить девочку варить кашу, мама давала ей куклу и говорила: «Налей воды в чугунок по шейку куклы, а по поясок насыпь крупы».
Кукла, сделанная мамиными руками, охраняла дочку, напоминала о маминой любви.
Беседа после просмотра презентации.
-Каких кукол запомнили?
-Какие больше всего понравились?
Попробуем представить себя на месте наших предков и будем изготавливать куклу.
У каждого ребёнка на столе лежит ткань (два куска: 1 – 20х10, 2 – 8х8 см.), нитки, ножницы. Показ образца и его анализ.
-Какие материалы нам понадобятся? (ткань, нитки)
-Какими инструментами будем пользоваться? (ножницы)
Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами. Перед началом работы прочитайте «Правила рабочего человека» (дети читают правила с доски).
«Правила рабочего человека»
- Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место.
- Содержи его в чистоте и порядке.
- Береги инструменты, экономь материалы.
- Думай, как сделать работу лучше.
- Главное правило – работайте дружно.
- Закончил работу – убери рабочее место.
Во время работы помогайте друг другу (работа в парах).
Позитивный настрой на работу. Чтение с доски пословиц.
Пословицы.
Глаза облюбовали, а руки сделали.
Каждое дело любовь освещается.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Поэтапное выполнение работы.
1.Взять больший кусок ткани, закрутить ткань в полоску шириной 2 см. Полоску сложить пополам. Отступив от сгиба вниз 2 см. обмотать ниткой, отделив голову куклы.
2. Взять меньший кусок ткани, закрутить ткань в полоску шириной 2 см. Прикрепить руки к туловищу куклы обмотав их ниткой.
3.Оценивание работ друг друга (сходство с образцом, аккуратность).
4.Выставка кукол на доске (с помощью магнитов).
5.Уборка рабочего места.
Итог урока.
Сегодняшнюю куклу мы делали в подарок родителям, возможно они не будут играть вашей куклой и не превратятся в детей, но они обязательно вспомнят своё детство и почувствуют вашу любовь и тепло, которые вы вложили в эту работу. Сегодня вы выполняли работу своими руками без помощи техники. Не забывайте, что любую технику приводит в действие человек. Разумно пользуйтесь ею, но не позволяйте технике использовать вас.
В конце урока мне хотелось бы открывать вам один секрет любого дела:
Есть секрет? Конечно, да!
Его я вам открою,
Надо делать всё всегда
С желаньем и любовью.
Домашнее задание.
Дома можно украсить платье куклы вышивкой или аппликацией.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В древности у славян куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.
Берегиня Куклу с красным лицом вешали напротив двери и считалось, что никого с дурными мыслями она в дом не пустит.
Кукла Крупеничка Крупеничка оберегает достаток. Внутри куклы мешочек, набитый крупой.
Богач (мужичок, пара Крупеничке) Ведь как ни крути, богатство в дом приносит мужичок. Но он не только обеспечивал прибыль и достаток на год, но и защищал семью и род от напастей и неудач, приносил благополучие.
Кукла-десятиручка Помогала своей владелице в рукоделии и подготовке приданного. Ее дарят хозяйке для помощи в делах, отдавая дань непростому женскому труду.
Масленица Случилось чего, обидел кто женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. Когда приходил праздник Масленицы, дети этих кукол собирали и бросали в костер. Все проблемы и заботы уходили с огнем. А для дома делалась новая Масленица.
Коза Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения . Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб
Коляда С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. Колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.
Солнечный конь В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее успех и удачу.
Кубышка-травница Набивалась разными травами. Зачем? Вот играет с ней малыш, запах от нее исходит и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.
Кукла-перевертыш Девка-Баба Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой… И в одночасье жизнь переворачивается…
Стригушка Самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.
Кукла Неразлучники Делалась на свадьбу и вешалась на первую тройку лошадей, принимая негатив на себя. Бережно хранилась в семье. Когда появлялись дети, на общую руку навешивались маленькие куколки на ниточках. Сколько деток в семье – столько и куколок.
Мотанка Во время создания такой куклы, в нее вплетаются все сокровенные желания и мечты.
Желанница Такая подружка была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Девушка пришивала к ней бусинку или привязывала ниточку – загадывала желание. И оно обязательно исполнялось.
На удачное замужество Куколка помогает удачно найти мужа."Муж голова, а жена шея". Куда шея повернет, туда голова и смотреть будет. Шею украшают красивые разноцветные воротники, но не просто так – на каждый воротник загадывают желаемые качества будущего мужа, которые хотели бы видеть в нем в дальнейшей супружеской жизни.
Капустка Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда пора было выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Кувадки (Куватки) Делают накануне рождения ребенка и вывешивают в доме, чтобы отвлекать внимание от злых духов. Позже кукол стали укладывать в колыбель или подвешивать над ней. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок разных цветов – это развивает зрение младенца.
Кукла на ложке Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению.
Игровые куклы Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Например, зайчик на пальчик – первая игрушка малыша. Казалось бы все просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит – сам себя развлекает.
Кукла на Счастье Главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска счастья, потому что путь бывает долгим.
День и Ночь Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
Колокольчики Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей.
Подорожница Эта маленькая кукла верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.
Славянским куклам более 5 тысяч лет. Куклы-обереги – это не просто интересные вещицы и игрушки, а глубокомысленное мистическое послание от наших предков. Они несут нам веру в чудеса и добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Вышивание." 2 класс Школа России
Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Работа с ткаными материалами. Вышивание.Цели урока:- расширить представления учащихся о видах обработки ткани;Планируемые результаты:Личностные:·...
Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие "Кошелек"
Технология, 2 класс, "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока технологии «Работа с ткаными материалами. Шитьё «Кошелёк» »
Конспект урока технологии...
Конспект урока технологии «Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам выполнения аппликации «одуванчик».Планируемые результаты:Предметные:знать техно...
Конспект урока технологии "Какие бывают ткани" (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Какие бывают ткани».Изготовление: аппликации «одуванчик». Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам вып...
Конспект урока технологии "Какие бывают ткани? Изготовление изделия из ватных дисков" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам выполнения аппликации «одуванчик».Планируемые результаты: Предметные: зна...
Конспект урока технологии "Изделие из ткани" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования практического навыка при выполнении изделия.Планируемые результатыПредметные:знать: знать виды натуральных тканей, их происхождении, их сво...