Главные вкладки

    Конспект урока технологии. Работа с тканью. Изготовление куклы.
    план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

    -В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, перед тем, как шагнуть вперёд. Скоро вы будете изучать новый предмет – история.

    -Что такое история? История – это наука о прошлом. Каждое мгновение нашей жизни превращается в историю, в прошлое. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей родины, предков.

    -Почему? Это интересно. Всё, что нас окружает (кроме природы) сделано руками человека, пришло к нам из прошлого. Мы гордимся достижениями наших предков. Тот опыт, который накопили предки, получили мы с вами.

    Ваша задача – передать его будущим поколениям. Сейчас вы – часть истории настоящей. Каким будет будущее, зависит от вас. Тяжело сегодня представить себе ребёнка не имеющего мобильного телефона, компьютера. Техника должна помогать человеку, а не разрушать в нас главное – личность, душу. Именно её вкладывают люди во все свои дела. Человек – это главный потребитель и разрушитель, но сегодня на уроке мы попробуем выступить в роли созидателей и постараемся выполнить работу с душой.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_tehnologii.docx19.96 КБ
    Файл istoriya_slavyanskoy_kukly.pptx2.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока технологии.

    Работа с тканью.

    Изготовление  куклы.

    Цели: научить изготавливать куклу из ткани, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к семье и уважение к окружающим.

    Оборудование: презентация «История славянской куклы», образцы кукол из ткани, дерева, пластмассы; у учащихся – ткань двух видов и нитки; на доске размещены листы А 4 с пословицами и «Памяткой рабочего человека».

    Ход урока

    Организационный момент. Определение готовности к уроку.

    Основной этап урока. Вступительная беседа.

    -В каком веке мы живём? 21 век – это век информационных технологий. Слово компьютер давно всем знакомо и сегодня на уроке мы тоже воспользуемся его помощью. Мы всегда возвращаемся в прошлое, перед тем, как шагнуть вперёд. Скоро вы будете изучать новый предмет – история.

    -Что такое история? История – это наука о прошлом. Каждое мгновение нашей жизни превращается в историю, в прошлое. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей родины, предков.

    -Почему? Это интересно. Всё, что нас окружает (кроме природы) сделано руками человека, пришло к нам из прошлого. Мы гордимся достижениями наших предков. Тот опыт, который накопили предки, получили мы с вами.

    Ваша задача – передать его будущим поколениям. Сейчас вы – часть истории настоящей. Каким будет будущее, зависит от вас. Тяжело сегодня представить себе ребёнка не имеющего мобильного телефона, компьютера. Техника должна помогать человеку, а не разрушать в нас главное – личность, душу. Именно её вкладывают люди во все свои дела. Человек – это главный потребитель и разрушитель, но сегодня на уроке мы попробуем выступить в роли созидателей и постараемся выполнить работу с душой.

    Актуализация знаний.

    Отгадайте загадку:

    Платье носит,

    Есть не просит,

    Всегда послушна,

    С ней играть не скучно. (Кукла)

    Предположите тему нашего урока. Как с ней может быть связана кукла?

    -Что такое кукла?

    -Зачем она нужна?

    -Каких кукол вы видите в нашей коллекции?

    Объявление темы урока.

    Сегодня на уроке мы будем изготавливать куклу из ткани.

    А сейчас мы вернёмся на 5000 лет назад к нашим предкам славянам и увидим как выглядели первые куклы.

    Просмотр презентации с комментариями учителя.

    Когда вам предлагают что-то сделать своими руками, первое, о чём вы думаете, получится или нет. Второе – хочу или не хочу это делать. Ваше желание - очень важный компонент, от него зависит результат работы. С какой целью взрослые делали игрушки своим детям? С помощью игрушек мама готовила дочку к взрослой жизни. Чтобы научить девочку варить кашу, мама давала ей куклу и говорила: «Налей воды в чугунок по шейку куклы, а по поясок насыпь крупы».

    Кукла, сделанная мамиными руками, охраняла дочку, напоминала о маминой любви.

    Беседа после просмотра презентации.

    -Каких кукол запомнили?

    -Какие больше всего понравились?

    Попробуем представить себя на месте наших предков и будем изготавливать куклу.

    У каждого ребёнка на столе лежит ткань (два куска: 1 – 20х10, 2 – 8х8 см.), нитки, ножницы. Показ образца и его анализ.

    -Какие материалы нам понадобятся? (ткань, нитки)

    -Какими инструментами будем пользоваться? (ножницы)

    Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами. Перед началом работы прочитайте «Правила рабочего человека» (дети читают правила с доски).

    «Правила рабочего человека»

    1. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место.
    2. Содержи его в чистоте и порядке.
    3. Береги инструменты, экономь материалы.
    4. Думай, как сделать работу лучше.
    5. Главное правило – работайте дружно.
    6. Закончил работу – убери рабочее место.

    Во время работы помогайте друг другу (работа в парах).

    Позитивный настрой на работу. Чтение с доски пословиц.

    Пословицы.

    Глаза облюбовали, а руки сделали.

    Каждое дело любовь освещается.

    Была бы охота, заладится всякая работа.

    Поэтапное выполнение работы.

    1.Взять больший кусок ткани, закрутить ткань в полоску шириной 2 см. Полоску сложить пополам. Отступив от сгиба вниз 2 см. обмотать ниткой, отделив голову куклы.

    2. Взять меньший кусок ткани, закрутить ткань в полоску шириной 2 см. Прикрепить руки к туловищу куклы обмотав их ниткой.

    3.Оценивание работ друг друга (сходство с образцом, аккуратность).

    4.Выставка кукол на доске (с помощью магнитов).

    5.Уборка рабочего места.

    Итог урока.

    Сегодняшнюю куклу мы делали в подарок родителям, возможно они не будут играть вашей куклой и не превратятся в детей, но они обязательно вспомнят своё детство и почувствуют вашу любовь и тепло, которые вы вложили в эту работу. Сегодня вы выполняли работу своими руками без помощи техники. Не забывайте, что любую технику приводит в действие человек. Разумно пользуйтесь ею, но не позволяйте технике использовать вас.

    В конце урока мне хотелось бы открывать вам один секрет любого дела:

    Есть секрет? Конечно, да!

    Его я вам открою,

    Надо делать всё всегда

    С желаньем и любовью.

    Домашнее задание.

    Дома можно украсить платье куклы вышивкой или аппликацией.

                                         


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    История славянской куклы

    Слайд 2

    В древности у славян куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи.

    Слайд 3

    Берегиня Куклу с красным лицом вешали напротив двери и считалось, что никого с дурными мыслями она в дом не пустит.

    Слайд 4

    Кукла Крупеничка Крупеничка оберегает достаток. Внутри куклы мешочек, набитый крупой.

    Слайд 5

    Богач (мужичок, пара Крупеничке) Ведь как ни крути, богатство в дом приносит мужичок. Но он не только обеспечивал прибыль и достаток на год, но и защищал семью и род от напастей и неудач, приносил благополучие.

    Слайд 6

    Кукла-десятиручка Помогала своей владелице в рукоделии и подготовке приданного. Ее дарят хозяйке для помощи в делах, отдавая дань непростому женскому труду.

    Слайд 7

    Масленица Случилось чего, обидел кто женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. Когда приходил праздник Масленицы, дети этих кукол собирали и бросали в костер. Все проблемы и заботы уходили с огнем. А для дома делалась новая Масленица.

    Слайд 8

    Коза Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения . Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб

    Слайд 9

    Коляда С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. Колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

    Слайд 10

    Солнечный конь В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее успех и удачу.

    Слайд 11

    Кубышка-травница Набивалась разными травами. Зачем? Вот играет с ней малыш, запах от нее исходит и сон приходит или насморк-кашель проходит, в зависимости от того, какой лечебной травой она набита.

    Слайд 12

    Кукла-перевертыш Девка-Баба Все жизненные контрасты мама на такой кукле показывала. Вот она девка нарядная, красивая, с одной косой… И в одночасье жизнь переворачивается…

    Слайд 13

    Стригушка Самая распространенная игровая кукла. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.

    Слайд 14

    Кукла Неразлучники Делалась на свадьбу и вешалась на первую тройку лошадей, принимая негатив на себя. Бережно хранилась в семье. Когда появлялись дети, на общую руку навешивались маленькие куколки на ниточках. Сколько деток в семье – столько и куколок.

    Слайд 15

    Мотанка Во время создания такой куклы, в нее вплетаются все сокровенные желания и мечты.

    Слайд 16

    Желанница Такая подружка была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Девушка пришивала к ней бусинку или привязывала ниточку – загадывала желание. И оно обязательно исполнялось.

    Слайд 17

    На удачное замужество Куколка помогает удачно найти мужа."Муж голова, а жена шея". Куда шея повернет, туда голова и смотреть будет. Шею украшают красивые разноцветные воротники, но не просто так – на каждый воротник загадывают желаемые качества будущего мужа, которые хотели бы видеть в нем в дальнейшей супружеской жизни.

    Слайд 18

    Капустка Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда пора было выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.

    Слайд 19

    Кувадки (Куватки) Делают накануне рождения ребенка и вывешивают в доме, чтобы отвлекать внимание от злых духов. Позже кукол стали укладывать в колыбель или подвешивать над ней. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок разных цветов – это развивает зрение младенца.

    Слайд 20

    Кукла на ложке Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению.

    Слайд 21

    Игровые куклы Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Например, зайчик на пальчик – первая игрушка малыша. Казалось бы все просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит – сам себя развлекает.

    Слайд 22

    Кукла на Счастье Главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска счастья, потому что путь бывает долгим.

    Слайд 23

    День и Ночь Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.

    Слайд 24

    Колокольчики Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей.

    Слайд 25

    Подорожница Эта маленькая кукла верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.

    Слайд 26

    Славянским куклам более 5 тысяч лет. Куклы-обереги – это не просто интересные вещицы и игрушки, а глубокомысленное мистическое послание от наших предков. Они несут нам веру в чудеса и добро.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока технологии "Работа с ткаными материалами. Вышивание." 2 класс Школа России

    Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Работа с ткаными материалами. Вышивание.Цели урока:-  расширить представления учащихся о видах обработки ткани;Планируемые результаты:Личностные:·...

    Конспект урока технологии "Работа с конструктором. Изготовление поделки "тачка"".

    Конспект урока технологии "Работа с конструктором. Изготовление поделки "тачка""....

    Конспект урока технологии. Работа с бумагой, техника папье-маше "Воздушный шар"

    Тема: Работа с бумагой. Папье-маше: «Воздушный шар»Тип урока: Изучение нового материала.Цель:  Познакомить с новой техникой изготовления изделия – папье-маше на практическом уро...

    Конспект урока технологии "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка"

    Методическая разработка урока технологии в 1 классе "Работа с бумагой и картоном. Оригами. Рябиновая сказка" содержит конспект урока. Урок позволит учащимся узнать строение сложного листа ря...

    Конспект урока технологии «Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона)» (2 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умение применять нетканые материалы по средствам выполнения аппликации «одуванчик».Планируемые  результаты:Предметные:знать техно...