Рабочая программа по технологии.
рабочая программа по технологии (3 класс)

Рабочая программа по технологии с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinkina_l.a._tehnologiya_1-4_klass.docx78.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа учебного курса

 «Технология» 1-4 класс

2016 – 2020 учебные годы

3 «б» класс

Учитель: Калинкина Лариса Александровна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2018 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с  Примерной  программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011, авторской программой Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2013).

Учебники:

Лутцева Е.А, Зуева  Т.П. Технология 1 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 2 класс.- М.: Просвещение,2014

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 3 класс.- М.: Просвещение,2016

Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 4 класс- М.: Просвещение,2016

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
  • освоение продуктивной проектной деятельности;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда;
  •  приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  •  приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  •  формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах библиотеки.

Место учебного курса в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан   на 135 часов: 33 часа – в 1 классе (33 учебные недели), по 34 часа  -  во 2 - 4 классах (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметнопреобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Обучающийся научится:

–иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

–понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность— и руководствоваться ими в практической деятельности;

–планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

–выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

–уважительно относиться к труду людей;

–понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

–понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

–на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

–отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

–применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

–выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Обучающийся получит возможность научиться:

–отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

–прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

–анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

–решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

–изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

–соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

–создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

–выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

–пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

–пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Обучающийся получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Содержание учебного курса

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Основные содержательные линии

 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология  ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1 класс

1.

Давайте познакомимся

7

Называть  виды деятельности,  которыми  школьники  овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями.

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.  

Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее  

Прогнозировать  результат своей деятельности.

2.

Человек и земля

16

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  

Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.

Выполнять практическую работу  из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать  аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять  листья  похожими по форме и размеру на образец.

Выполнять работу с опорой на  слайдовый  или  текстовый план. Соотносить  план  с собственными действиями.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)  свойства пластичных материалов.

3.

Человек и вода

3

Исследовать  значение воды в жизни человека, животных, растений.

Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.

Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.).

На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Осваивать способы проращивания семян в воде.

Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.

Определять и использовать инструменты и приспособления

4.

Человек и воздух

3

Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах.  

Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг.

Сравнивать современные и старинные  виды летательных аппаратов.

Приводить  собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.

Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке.

Осваивать соединение деталей с помощью кнопки.

Использовать приемы работы с бумагой.

Выполнять украшение изделия по собственному замыслу.

5.

Человек и информация

4

Осуществлять поиск информации  о способах общения.  

Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.

Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы)

Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия

Определять необходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.

Осуществлять поиск информации  о компьютере, его составных частях, сферах применения.  Осваивать правила безопасного использования компьютера.

Осваивать работу на компьютере.

ИТОГО

33

2 класс

1.

Как работать с учебником.

1

Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

2.

Человек и земля.

23

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план.  

Определять  и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.

Организовывать  рабочее место.

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.

Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции.

Закреплять знания о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивать творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

Научиться составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; уметь различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.

Придумывать эскиз, выбирать  материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения.

Использовать  элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.

Создавать разные изделия на основе одной технологии.

3.

Человек и вода.

3

Исследовать  значение воды в жизни человека, животных, растений.

Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.

Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Осваивать способы проращивания семян в воде.

Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями.

В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.

Научиться создавать изделия, украшенные изонитью, различать приспособления для рыболовства.

Контролировать и корректировать свою деятельность.  

Предъявлять  и оценивать изделие. Формирование познавательного мотива.

Проводить презентацию готового изделия.

4.

Человек и воздух.

3

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов.

Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения.

Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.

Самостоятельно планировать свою работу.

Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу.

Научиться складывать изделия техникой оригами; закрепить навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.

Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.

Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.

Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра.

Осмыслять важность использования ветра человеком.

Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника и собственных  наблюдений.

Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления.

Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами.

Составлять план работы и заполнять технологическую карту.

Уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом

Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня).

Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу.

5.

Человек и информация.

3

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове.

Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя).

Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления.

Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке.

Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.

Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты.  

Выделять  с опорой  на  план  и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения.

Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений.

Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству, оригинальности и др.)

Познакомить учащихся с процессом изготовления книги; развивать чертежные навыки, умение выполнять разметку по линейке; воспитывать бережное отношение к книге через описание трудности этого процесса. Научиться создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.

6.

Заключение

1

Организовывать и оформлять выставку изделий.

Презентовать работы.

Оценивать выступления по заданным критериям.

ИТОГО

34

3 класс

1.

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.

1

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними).

Планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты.

Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия.

Создавать и использовать карту маршрута путешествия.

Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий.

2.

Человек и земля

21

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия.

Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания.

Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности.

Анализировать линии чертежа, конструкции изделия.

Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями.

Находить отдельные элементы архитектуры.

Организовывать рабочее место.

Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем.

Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия.

Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы.

Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте, определённым по рубрике «Вопросы юного технолога».

Распределять роли и обязанности для выполнения проекта.

Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность.

Создавать объёмный макет из бумаги.

Применять приёмы работы с бумагой.

Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними.

Составлять и оформлять композицию.

Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы

3.

Человек и вода.

4

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов.

Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов.

Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей.

Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели.

Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту.

Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила.

Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные.

Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие.

Анализировать работу поэтапно, оценивать качество её выполнения.

4.

Человек и воздух

3

Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника.

Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании.

Осваивать условные обозначения техники оригами.

Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами.

Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение.

Определять последовательность выполнения операций, используя схему.

Самостоятельно составлять план изготовления изделия.

Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами.

Презентовать готовое изделие, используя рубрику «Вопросы юного технолога»

5.

Человек и информация

5

Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика.

Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами.

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации.

Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты.

Отбирать информацию и кратко излагать её.

Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материал учебника и собственные наблюдения.

Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания.

ИТОГО

34

4 класс

1.

Знакомство с учебником

1

Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах.

Планировать деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки.

Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради.

2.

Человек и земля

21

Находить и отбирать информацию.

Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов.

Соотносить детали конструкции и способы соединения с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное).

Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия.

Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок.

Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды.

Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника и другие источники. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе.

Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы с ножом.

3.

Человек и вода

3

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды.

Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений.

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России.

Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла.

Определять правильное крепление и расположение груза.

Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике «макраме».

Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике «макраме».

Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоский узел, оформлять изделие бусинами.

4.

Человек и воздух

3

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов.

Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов.

Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника.

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты.

Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу.

Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр. Соединять детали изделия при помощи клея.

Самостоятельно декорировать изделие.

Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.

На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток.

5.

Человек и информация

5

Находить и отбирать информацию из материалов учебника и других источников о технологическом процессе издания книги, о профессиях людей, участвующих в её создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Находить и определять особенности оформления титульного листа.

Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере.

Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника».

Закреплять знания работы на компьютере.

Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице.

Создавать на компьютере произвольную таблицу

Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги.

Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word.

Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника».

Закреплять умения сохранять и распечатывать текст.

Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника»

ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование уроков технологии  на 2018-2019 уч. год

№ п/п

Тема урока

Основное содержание уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Введение.

Как работать с учебником.

Условные и графические обозначения.

Анкета.

Определить, что надо знать и уметь, чтобы стать мастером. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Человек и земля (21 час)

Изделие «Дом»

Архитектура, каркас, эскиз, чертеж.

Познакомиться со значимостью профессиональной деятельности архитектора. Проводить  наблюдения, оформлять результаты.

Городские постройки. Изделие «Телебашня»

Проволока, кусачки, плоскогубцы, телебашня

Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Использовать приемы  и свойства работы с проволокой  при изготовлении изделия.

.

Парк. Изделие «Городской парк»

Лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор

Освоить  приёмы работы над составлением композиции из природных материалов. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета при выполнении композиции.

Проект «Детская площадка»

Технологическая карта, проект

Освоить приёмы работы над составлением композиции из природных материалов. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять  этапы проектной деятельности; выполнять изделие и оформлять его.

  

Изделия «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели»

Изделия «Строчка стебельчатых стежков»

«Стебельчатый»  шов»

Применять алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков.    Использовать  приёмы работы иглой и нитками.

«Строчка петельных стежков»

«Петельный» шов»

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Практическая работа «Коллекция тканей»

Ателье, фабрика, ткань,  пряжа, выкройка, кроить. Знакомство с видами и свойствами тканей и пряжи.

Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать  правила безопасного использования инструментов.

Вязание. Изделие «Воздушные петли»

Вязка, воздушные петли. Знакомство с алгоритмом выполнения воздушных петель.  

Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт.  Использовать приёмы работы с крючком и  пряжей.

Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама»

Карнавал. Знакомство с народными промыслами. Выполнение аппликации из картона и ткани.

Освоить способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

Бисероплетение. Изделие браслетик «Цветочки», браслетик «Подковки»

Бисер, леска, способы и приемы работы с бисером

Использовать бисер при изготовлении украшений. Сравнивать и различать виды бисера. Использовать свойства и особенности лески, составлять  композицию в соответствии с тематикой

Кафе. Изделие «Весы»

 Тест «Кухонные принадлежности»

Весы, порция, меню.

Выполнить изделие «Весы». Использовать умения работать по шаблону. Применять правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей.

Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке»

Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»

Рецепт, ингредиенты

Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и  способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта.  

Сервировка стола.

Изделие «Колпачок-цыпленок»

Сервировка стола

Сервировать стол, выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя

Бутерброды

Изделие «Бутерброды»

«Радуга на шпажке»

 Бутерброд, способы приготовления холодных закусок

Определять последовательность приготовления закусок Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления.

Салфетница

Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток»

Симметрия, симметричные фигуры Знакомство со способами складывания салфеток.

Анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Узнать о  поверьях и правилах приёма гостей у разных народов России.

Магазин подарков

Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»

Кассир, бухгалтер, кладовщик. Знакомство с  видами магазинов, с  особенностями  их работы (на основе текста учебника и собственного опыта). Изготовление из слоеного теста изделия.

Использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета. Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать выводы  

 

Работа с соломкой.

Изделие: «Золотистая соломка"

Соломка

Освоить способы подготовки и приёмы работы с новым природным материалом — соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру

Упаковка подарков

Изделие: «Упаковка подарков"

Упаковка

Освоить правила упаковки н художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой. Узнать о  приёме соединения деталей при помощи скотча. Оформлять изделие по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации.

.

Автомастерская

Изделие:«Фургон «Мороженое»

Фургон

Самостоятельно оформлять изделия в соответствии с назначением (фургон «Мороженое»), Применять приёмы работы с бумагой, выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении

Грузовик

Изделия: «Грузовик», «Автомобиль».

Практическая работа: «Человек и земля»

Грузовик

Освоить технологию конструирования объёмных фигур. Применить  новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели автомобиля

Человек и вода  (4 часа)

Мосты

Изделие, модель «Мост»

Мост, виды мостов

Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей.  Выполнять новые виды соединений деталей (натягивание нитей).

Водный транспорт Изделия: «Яхта», «Баржа»

Яхта, виды яхт

Создавать модель яхты с соблюдением его конструктивных особенностей. Самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приемы работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции.

Проект «Океанариум»

Изделие: «Осьминоги и рыбки».

Океанариум, оформление  композиции из осьминогов и рыбок.

Освоить технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уроках. Соблюдать правила работы иглой,  выполнять строчку косых стежков для соединения деталей

 

Фонтаны

Изделие: «Фонтан».

Практическая работа: «Человек и вода»

Фонтан, декоративный водоем

Изготовить объёмную модель фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. Сформировать представление о роли воды в жизни человека.

Научатся   применять правила работы иглой, ножницами

Человек и воздух  (3 часа)

Зоопарк

Изделие: «Птицы».

Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами»

Оригами, бионика

Освоить и сравнивать различные техники создания оригами. Применять  приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение.

      28.

Вертолетная площадка

Изделие: «Вертолёт «Муха»

Летчик, штурман. Изготовление полу объёмной модели вертолета из  бумаги и картона  по заданному образцу.

Освоить технику создания полу объёмной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма.

      29.

Воздушный шар

Изделие: «Воздушный шар».

Практическая работа: «Человек и воздух»

Воздушный шар, папье-маше. Изготовление объемной модели воздушного шара.

Применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии.  Применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Человек и информация  (5 часов)

30.

Переплетная мастерская

Изделие: «Переплётные работы»

Печатник, переплетчик, книгопечатание

Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами

31.

Почта. Изделие «Заполняем бланк»

Телеграф, телеграмма, бланк

Использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Применять способы заполнения бланка телеграммы

32-33.

Кукольный театр

Проект «Готовим спектакль»

Изделие: «Кукольный театр»

Пальчиковые куклы

Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками.

34.

Афиша

Изделие «Афиша»

Афиша

Анализировать   способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой Microsoft Office Word.   Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...