Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани».
план-конспект урока по технологии (2 класс)

конспект по технологии Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани». 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_kostyum._izdelie_kostyumy_dlya_ani_i_vani.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карта урока

Дата: 14.02.19г.

База практики:  МБОУ Локотская СОШ №1 им П.А. Маркова

Образовательная система: «Школа России»

Класс:

Ф.И.О. учителя: Кулюкина Р.Ф.

Учебный предмет: технология

Тема: Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани».

Цель: стимулировать уважительное отношение к национальному костюму разных народов России.

Задачи:

  1. Формировать умение подготавливать выкройки.
  2. Воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.
  3. Формировать умение действовать в соответствии с предварительным замыслом, вносить необходимые коррективы по ходу продуктивной деятельности;
  4. Воспитывать эмоционально — положительное отношение к результатам совместной продуктивной деятельности.  
  5. Создавать условия для формирования УУД.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение подготавливать выкройки
  2. Уважительное отношение к народному творчеству
  3. Работать с технической документацией: распознавать, читать и изготавливать изделие с опорой на эскиз.
  4. Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: эстетическая выразительность, умение руководствоваться ими  в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место, сохранять порядок на рабочем столе.
  2. Планировать свою практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
  4. Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать ход практической работы.

Познавательные:

  1. Находить необходимую информацию, анализировать её, сравнивать, оценивать возможность  её использования  в практической деятельности.
  2. Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, расположение, определять способы соединения.

Коммуникативные:

  1. Формулировать собственное мнение и идеи, аргументировано их излагать.
  2. Комментировать и оценивать достижения свои и товарищей.
  3. Проявлять заинтересованное отношение к деятельности товарищей и результатам их работы.

Личностные:

  1. Проявлять интерес, старательность, добросовестное отношение к работе, художественный вкус.
  2. Проявлять заинтересованность к творчеству.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации;

для учителя – презентационные материалы, образец изделия, цветной картон, цветная бумага, белая бумага формата А4.

для детей -   линейка, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, цветные карандаши (фломастеры или мелки), белая бумага формата А4.

Образовательные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/07/11/plan-konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-tekhnologii
  2. http://ilovedomain.ru/referat/bystro/konspekt-uroka-po-tekhnologii/

План:

  1. Организационное начало урока.(3мин)

1.1.Приветствие.

1.2. Проверка готовности.

1.3. Эмоциональный настрой.

      2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

      3. Целеполагание. (3мин)

      4. Вхождение в новое знание.(5 мин)

      5. Самостоятельное применение новых знаний. (25 мин)

      6. Итог урока. Рефлексия. (3мин)

      7. Уборка рабочих мест (1мин)

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формы, средства и методы обучения.

Формируемые

УД

1.Организация начала урока

1.1. Приветствие.

1.2.Проверка готовности.

1.3.Эмоциональный настрой.

1.1. - Здравствуйте, ребята!

1.2. - Проверьте пожалуйсто, всё ли у вас готово к уроку.

1.3. – Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, все ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем клеить, мастерить – 
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш – 
Он в труде помощник наш.

Молодцы! Все готовы, приступим к работе.

Форма работы: фронтальная.

Методы: формирование готовности восприятия учебного материала, ситуация успеха, рассказ.

 Средства: слово учителя.

Р.1

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Беседа

2.1

- Послушайте и отгадайте загадки

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это? (Рубашки)

Чтобы скуке не поддаться -

Ярче нужно одеваться!

Я в нем печален и угрюм,

Не надену что? (Костюм)

Как избавиться от скуки? -

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет? (Платье)

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, объяснение, просмотр презентации.

 Средства: слово учителя, презентация.

К.1

П.1

3. Целеполагание.

-Сегодня вы продолжите знакомство с народным костюмом и поработаете дизайнерами, разрабатывающими народную одежду мужскую и женскую.

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, просмотр презентации.

 Средства: слово учителя, презентация.

Р.2,3

К.1

4. Вхождение в новое знание.

4.1. Словесно-иллюстрационный рассказ об особенностях национального костюма

4.2. Объяснение последовательности выполнения работы по технологической карте.

4.1

- Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Нас же в большей степени интересуют общие принципы организации этого костюма.

Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы бранного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья.

Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.

Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка.

Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.

Одним из значимых элементов костюма женщин были-нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинакова:: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов, а попутно прикрывать все ту же греховную суть женщины. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов.

Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты.

Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).

Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь - расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) - трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.

Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей - ввозимые, а потому и менее распространенные

4.2.  

Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, ткань, тесьма)

-Какие инструменты? (ножницы, клей, салфетка, кисть, краски, мыло или карандаш)

-Какие правила работы с инструментами надо вспомнить? (ножницами)

-Техника выполнения? (аппликация)

-Вариант применения? (подарок, сувенир.)

План работы:

  1. . Подготовка материалов и инструментов.
  2. Разметка.
  3. Раскрой
  4. Сборка.
  5. Отделка

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, объяснение, просмотр презентации, демонстрация, иллюстрация.

 Средства: слово учителя.

Р.3

П.1,2

К.1,3

Пр.4

5.Самостоятельное применение нового знания.

5.1.Повторение техники безопасности при работе с ножницами.

5.2.Выполнение поделки в соответствии с технологическим алгоритмом.

5.1.- Ребята, а теперь прежде, чем приступить к работе,  давайте повторим технику безопасности при работе с  ножницами: (Слайд)

  1. Нельзя держать ножницы концами вверх.
  2. Нельзя резать ножницами на ходу.
  3. Передавать ножницы только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.
  4. Нельзя подставлять под ножницы пальцы левой руки

5.2. Учащиеся выполняют поделку в соответствии с алгоритмом.

Каждый учащийся работает над изделием с опорой на поэтапный инструктаж  учителя и уровень технологической подготовки.

Целевые обходы учителя: 

  • Контроль организации рабочего места.
  • Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы.
  • Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.
  • Оказание инструктивной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: беседа, объяснение, повторение, творческое задание.

Средства: слово учителя, презентация.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: беседа, объяснение, повторение, творческое задание.

Средства: слово учителя, презентация.

Пр.1,2,3,4

Р.1,2,3,4

П.2

К.3

Л.1,2

Пр.1,2,3,4

Р.1,2,3,4

П.2

К.3

Л.1,2

6.Подведение итогов. Рефлексия.

- Вы довольны получившимся результатом?

- Каково назначение нашей сегодняшней работы?

- Что бы вы хотели добавить или изменить?

- Мы закончили сложную, но очень интересную  работу.

- Сможете ли повторить эту работу самостоятельно?

- Какие умения  нам помогали? (резать, складывать, сгибать, оформлять)

- Как  можно использовать результаты работы? (участие в тематической выставке)

Критерии оценки:

  • грамотное выполнение технологических операций (резание, разметка, склеивание)
  • выразительность (подбор цветовых сочетаний, декорирование)
  • завершенность работы
  • соблюдение правил техники безопасности и культуры

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа.

Средства: слово учителя.

К.1,2

7.Уборка рабочих мест.

-Урок окончен. Уберите, пожалуйста, свои рабочие места. Спасибо за работу. До свидания!

Р.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по технологии на тему "Изделие: костюмы Ани и Вани"

Предмет: технологияКласс: 2Тема урока: изделие: костюмы Ани и ВаниЦели урока: познакомить учащихся с правилами разметки ткани; обучить приему разметки ткани с помощью шаблона; научить работать с выкро...

Народные промыслы. Изделие: «Дымковская игрушка».

Технологическая карта урока технологииТема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка». Образовательные технологии: личностно-ориентированные.Ф...

Мокшэрзянь костюмсь (Мокшэрзянский костюм)

Конспект внеклассного занятия "Мокшэрзянский костюм". Основная цель- познакомить обучающихся с особенностями и основными элементами мокшэрзянского костюма....

Конспект занятия «Народные промыслы». Изделие: «Матрёшка» в технике обрывной аппликации»

Цели деятельности: формирование у дошкольников представление о народных промыслах;формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результатыПре...

Народные промыслы. Изделие «Матрёшка».

Конспект урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие "Матрёшка"....

Классный час по теме: «Интерактивное путешествие в мир народных сказок и костюмов»

Цель: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с народными сказками и костюмами.Задачи: 1. Изучение связи старинного чувашского национального костюма с современны...

Технологическая карта урока технологии по теме: "Народный костюм. Изделия «Тамбурные стежки", "Салфетка". УМК "Перспектива".

Технологическая карта урока технологии по теме: "Народный костюм. Изделия «Тамбурные стежки", "Салфетка". УМК "Перспектива"....