Народные промыслы. Изделие: «Дымковская игрушка».
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Технологическая карта урока технологии

Тема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка».

Образовательные технологии: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.10.2016_tehnologiya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

Дата проведения: 27.10.2016

Тема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка».

Образовательные технологии: личностно-ориентированные.

Форма проведения урока: изучение нового материала.

Цель: Совершенствование навыков лепки сложной фигуры из пластилина. Формирование мыслительной деятельности при работе по плану изготовления поделки, анализа изделия.  Коррекция моторики мелких мышц пальцев.  Воспитание аккуратности в работе, художественного вкуса.

Задачи урока:

Образовательные: обучить технике выполнения пластилиновой барыни и последующему украшению фигурки.

Развивающие: совершенствовать навыки работы со стеком и пластилином, способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора, осуществлению самоконтроля; рефлексии.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к работе, творческое мышление, эстетический вкус.

Планируемые  результаты:

Личностные результаты:

Положительное отношение к учению; уважительное отношению к мнению и деятельности одноклассников, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осуществление поиска и выделения необходимой информации из источников; постановка темы урока, поиск решения проблем творческого характера.

Регулятивные: планирование учебной деятельности; осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:умение строить свою работу в соответствии с планом, выполнять работу по плану.

Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  учебник по технологии, музыкальный фрагмент «Барыня»  

Материалы: пластилин, картон, цветная бумага.

Инструменты и приспособления: стек, дощечка

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

1мин

Проверяется  готовность обучающихся к уроку.

Личностные: формирование учебного мотива.

2.Актуализация опорных знаний

3 мин

Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно.

А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта.)

Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?

Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке

Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки.

Слушают учителя

Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

 Познавательные: выделение и формулирование  цели.

3. Освоение нового материала

10 мин

Учащиеся читают текст на с. 28 учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода.) Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской. Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину.) Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек.) Рассмотрите рисунки. В виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Это барыни-модницы с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилицы, кавалеры.) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки.) Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.) Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите: у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый.) А каким орнаментом расписывали игрушки?» (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку,  или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов).
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет.

И пусть он не иссякнет

Десятки, сотни лет.

Личностные:  формирование учебного мотива.

Регулятивные: умение оценивать свои знания  с выделением и осознанием того, что известно и что ещё нужно узнать.

Познавательные: общеучебные - выделение необходимой информации, структурирование знаний,  осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Познавательные:

общеучебные –

умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнении) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определение материалов, инструментов и приемов работы;

логические – осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу

Особенности дымковской росписи

– Кто лепил игрушки? (гончары). А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия?

Расставьте по порядку технологические операции (см. дополнительный материал к уроку).

– А кто расписывал игрушку? (художники). Хотя изготавливать игрушку от начала  до конца мог и один человек. Каким узором украшены дымковские игрушки?

Какими красками нарисованы узоры?

 Основной  элемент дымковской росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски прямые и извилистые, круглые пятна, точки, клетка. В оформлении готовой игрушки используются  самые яркие цвета, красный, малиновый, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота.

Почему выбраны именно такие цвета?

особенностью дымковской игрушки, как последовательность лепки.

(если есть время) Последовательность работы над игрушкой представлена  в виде таблицы. Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками.

Работают  по карточкам

Дымковская игрушка была атрибутом праздника, поэтому расписывались яркими красками

Работают в таблице

Личностные:

Проявляют интерес к уроку технологии, удивление, желание узнать и научится новому.

Коммуникативные:

умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи, использовать образную речь при описании узора

4. Физминутка

1 мин

Выполняются движения

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

5. Творческая практическая деятельность

25 мин

Представимсебя в роли дымковских мастеров и  начнём работу с более простой игрушки — лошадки.

Обратите на план работы над поделкой: 1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов.

Познавательные:

организовывают творческое пространство, умеют подготовить рабочее место к работе.

Личностные:

имеют знания о гигиене труда

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические и мыслительные операции (анализ, сравнение) для определения материалов, инструментов и приемов работы, осуществляют поиск информации из различных источников,

расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора.

Коммуникативные:

умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать.

ориентироваться в учебнике; самостоятельно планировать свою деятельность

6.  Подведение итогов урока.

Выставка работ.

Рефлексия

5 мин

Организую выставку фигур

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

    Хороша игрушка расписная!

    Вся поет, бесхитростно  светла.

    И видна в ней радость молодая

    Ставшего искусством ремесла.

-Демонстрируют свои работы

Регулятивные: оценка деятельности  и результата работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

7. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. Тема «Народные промыслы. История матрёшки».

Слушают учителя

Номер действия

Название и описание действия

4

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу

2

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом

5

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками

1

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали

3

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности

Хохломская роспись делается по дереву. В этой росписи есть орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным, геометрическим, использование мотивов, связанных с изображением животных, комбинированным (сочетание разных видов).

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики. Использовали дерево для создания предметов быта. Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.
      Основные особенности городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки.

История дымковского промысла

        Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства.  Считается, что возник он 9 - 16веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлыново-Вятки.

История дымковского промысла

        В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

        Вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

        

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

ПЛАН

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку.

5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию

Номер действия

Название и описание действия

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности

Номер действия

Название и описание действия

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Конспект занятия «Народные промыслы». Изделие: «Матрёшка» в технике обрывной аппликации»

Цели деятельности: формирование у дошкольников представление о народных промыслах;формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результатыПре...

Народные промыслы. Изделие «Матрёшка».

Конспект урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие "Матрёшка"....