Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна рукоделия»
рабочая программа по технологии (2 класс)

Актуальность программыв том, что она формирует у обучающихся художественно – творческие способности через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_rukodeliya_2_klass.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                  г. Черногорск

Рассмотрено

школьным методическим  

объединением учителей

начальной школы

                Утверждено:

              приказом

.

.                                          

Рабочая программа   внеурочной деятельности

«Страна рукоделия»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс 2а

Симкина Наталья Германовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1

г.Черногорск,

                                           

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа «Страна рукоделия» составлена в  соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации  от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с  изменениями);Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с  изменениями); Положение о рабочих программах внеурочной деятельности.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена.

Актуальность программы в том, что она формирует у обучающихся художественно – творческие способности через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально–образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности детей, их стремление к созданию прекрасного.

Задачи программы:

  • воспитать у детей интерес к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
  • сформировать технические навыки и приемы в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;
  • развить понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно–прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народа;
  • формировать способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в дальнейшей деятельности.
  • воспитывать трудолюбие, терпение и настойчивость;
  • приобщать к культуре быта, общения и поведения;
  • уметь организовать свое рабочее место.

                                             Общая характеристика курса.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Изучая лоскутную технику, азы ручных работ, основы материаловедения учащиеся одновременно знакомятся с истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов.

Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.

Программа «Страна рукоделия» знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Техника рукоделия дается в программе в такой последовательности, которая дает возможность постепенно совершенствовать свои умения и навыки. Большое внимание уделяется соблюдению культуры труда, экономичному расходованию материалов, бережному отношению к инструментам и приспособлениям, правильному пользованию ими. Дети учатся делать любую вещь красиво.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества, последовательное усложнение заданий, развитие у детей навыков ремесла, постепенно переходящих в творчество.

Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Срок реализации. Программа «Страна рукоделия» рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 мин.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-владеть монологической и диалогической формой речи.

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих

задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

-Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-Познакомиться  с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

-Достичь оптимального для каждого уровня развития;

-Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать и навык и работы с информацией

Формы и методы обучения

В процессе занятий использую различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

•        словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

•        наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);

•        практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)

исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах;

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры)
  • познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства)
  • художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков)
  • трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок)

Содержание программы

Вводное занятие

 Техника безопасности при работе с различными материалами.

   Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий, их социальное значение. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства).

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

“Бумажный город”

История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.

Правила безопасности работы с клеем. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.

Правила безопасной работы с ножницами. Вырезание крупных и мелких фигур. История развития искусства оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги.

Основные понятия: сорта бумаги, приёмы обработки бумаги, шаблон, оригами.

Формы работы: беседа, рассказ, работа со схемой, графической инструкцией.

 “Ниточная страна”

 Ознакомление с техническим процессом изготовления нитей и верёвок и сырьём для них (ручным методом). Знакомство с иглой, практическими назначениями.

Основные понятия: виды ниток, свойства ниток, игла, .

Формы работы: аппликации из ниток, ниткопись (изонить)

“Лоскутный город”

Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Разметка ткани по шаблону. Изготовление аппликации из текстильных материалов.

Основные понятия: текстиль, свойства тканей, разметка.

Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ;

практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

“Лепка из соленого теста”

Ознакомление с рецептом солёного теста. Исследование свойств солёного теста, особенностей работы с ним. Изготовление изделий из солёного теста.

Основные понятия: солёное тесто, свойства теста.

Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу ;

практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.

Декоративное искусство.  

Роспись узорами различных предметов.Мир художественных изделий, имеющих практическое назначение и отличающихся декором. Витражи, мозаики, росписи на фасадах. Декоративная посуда, мебель.

Основные понятия: декоративное искусство, мозаика, витраж, роспись.

Формы работы: украшение объектов узорами, декоративное рисование овощей, фруктов, самостоятельное составление декора из различных цветов.

Игра-путешествие “По стране рукоделия”
Выставка изготовленных поделок.

Тематическое  планирование

п/п

Наименование раздела

Количество часов

11.

Вводное занятие

2 часа

22.

“Бумажный город”

9 часов

33.

“Ниточная страна” (8 часов)

8 часов

44.

“Лоскутный город”

3 часа

55.

“Лепка из соленого теста”

2 часа

66.

Декоративное искусство.  

8 часов

77.

Игра-путешествие “По стране рукоделия”

Выставка изготовленных поделок.

2 час

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование по «Страна рукоделия »

2 класс а 2018-2019 учебный год

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1

Вводное занятие

1 ч.

2

Вводное занятие.  Виды декоративно-прикладного творчества

1 ч.

Бумажный город

3

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

1 ч.

4

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги

1 ч.

5

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

1 ч.

6

Мозаика из комочков гофрированной бумаги

1 ч.

7

Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Бабочка

1 ч.

8

Плетение из бумаги

1 ч.

9

Плетение из бумаги

1 ч.

10

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

1 ч.

11

Моделирование из картона. Рамочка для фотографии

1 ч.

Ниточная страна

12

Изонить

1 ч.

13

Изонить на картонных шаблонах. Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой)

1 ч.

.

14

Изображение окружности

1 ч.

15

Узор из углов и окружности. Птица.

1 ч.

16

Снеговик.

1 ч.

 

17

Изображение спирали.

1 ч.

18

Открытка «Снежинка»

1 ч.

 

19

Открытка «Снежинка»

1 ч.

Лоскутный город

20

История возникновения народной игрушки, игрушек из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью

1 ч.

21

«Лоскутные фантазии» панно (проектирование, крой шаблонов, деталей)

1 ч.

22

«Лоскутные фантазии» панно (сборка деталей)

1 ч.

Лепка из соленого теста

23

Лепка из солёного теста. Лепка простых элементов. (Солнышко, цветок, ленточка, медальон).

1 ч.

24

Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».

1 ч.

25

Лепка из солёного теста. Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками».

1 ч.

Декоративное искусство

26

Беседа о декоративно – прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»

1 ч.

27

Беседа о декоративно – прикладном искусстве. (Городецкая роспись) «Узор на разделочной доске»

1 ч.

28

«Семёновские матрёшки»

1 ч.

29

«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе

1 ч.

30

«Хохломские узоры» Рисование узоров в полосе

1 ч.

31

Папье-маше. Карнавальные маски. Изготовление.

1 ч.

32

Папье-маше. Карнавальные маски. Роспись маски

1 ч.

Игра-путешествие “По стране рукоделия”

33

Игра-путешествие “По стране рукоделия”
Выставка изготовленных поделок.

1 ч.

34

Игра-путешествие “По стране рукоделия”

Выставка изготовленных поделок.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СТРАНА ЭТИКЕТА"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна рукоделия"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"

Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие", рассчитанная на 34 часа в год...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна хороших манер» ( Духовно-нравственное направление)

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА МАСТЕРОВ » 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА МАСТЕРОВ » НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ2 класс...