Рабочая программа по технологии для 4 класса (авт.Симоненко)
рабочая программа по технологии (4 класс)
Рабочая программа ( 4 класс) составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа) по авторской программе Симоненко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_po_tehnolgii.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена в соответствии с программой В.Д.Симоненко и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа В.Д.Симоненко выбрана по причине, связанной с преподаванием области «Технология» в среднем звене, где продолжается работа по этой же программе. Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе требований ФГОС НОО.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Введен учебный модуль «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» в объеме 5 учебных часов. Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Важной задачей школы является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Программа по технологии для начальной школы отражает современным требованиям к модернизации содержания технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Программа разработана в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода к технологическому образованию, ориентирована на формирование у учащихся умений и навыков в различных видах умственной и практической деятельности (общепознавательной, графической, проектной, а также навыков конструирования и дизайна) и направлена на получение младшими школьниками первоначального опыта в этих видах деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Технология» представлено различными видами труда: технический, бытовой, основы художественной обработки различных материалов и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами работы. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений, бесед по технике безопасности. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения учащихся, полученные при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Значительное место на уроках трудового обучения занимает моделирование, где учащиеся получают сведения, необходимые в жизни каждого ребенка. На уроках бытового труда предусматривается работа с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания, элементарными знаниями и умениями по шитью. Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (кожа, мех, природные материалы, пенопласт, пластик). Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология в 4 классе являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно стараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться им на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен сам попробовать себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. Предусматривается работа в малых группах.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере»
Целью данного курса является воспитание творческой, социально-активной личности и её развитие: умственное, физическое, нравственное, эстетическое.
Цели обучения
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
- начальные технико-технологические ЗУН по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
- начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение);
- учащиеся приобретут навыки учебного сотрудничества, сформируется культура их труда.
Результаты изучения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность
- контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
- сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
- чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
- моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
- выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
- поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника (соседа по парте);
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
- осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения технологии (труда) ученик 4 класса должен
знать/понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Планируемые результаты изучения курса «Технология».
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с
общепринятыми нормами и ценностями;
- оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно
относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4−м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология» к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
- составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Основные разделы | По плану |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. | 6 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 16 |
3 | Конструирование и моделирование | 7 |
4 | Практика работы на компьютере | 5 |
Итого: | 34 |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
|
|
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
|
|
Конструирование и моделирование
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
|
|
Практика работы на компьютере
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
| пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Личностные | Выставки творческих работ (самостоятельных); |
Метапредметные | Проектно-исследовательская деятельность (НОУ); |
Предметные | Результаты участия в городских, областных конкурсах |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание (6 ч)
Тема 1. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! (1 ч)
Технология как наука о преобразовании мира. Развитие технологий. Непрерывность процесса преобразовательной деятельности человека. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение потребностей человека в продуктах материальной культуры. Ключевые технические изобретения в истории человечества и на современном этапе развития общества.
Профессии людей, связанные с производством и обработкой бумаги и картона, текстильных материалов.
Тема 2. Основы проектной деятельности (2ч)
Представление результатов проектной деятельности в виде электронной презентации с использованием программы Power Point. Критерии оценки проектной деятельности и защиты творческого проекта
Тема 3. Основы самообслуживания (1 ч)
Виды украшений человека (аксессуары, ювелирные изделия, бижутерия). Особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов.
Изготовление украшений для себя и своих близких
Тема 4. Основы культуры быта (2 ч)
Основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд.
Особенности интерьера жилища человека в разные исторические времена. Дизайн окон. Приёмы изготовления украшений для дизайна окон.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности.
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч)
Виды бумаги специального назначения, их свойства: твёрдость, упругость, электропроводность, жиро- и водопроницаемость.
Нетканые швейные материалы, их виды. Общие сведения о назначении и характерных особенностях трикотажных полотен, синтепона, ватина, флизелина, их применении для изготовления одежды.
Заготовка и обработка древесины (технологический и экологический аспекты). Пиломатериалы и фанера, их технологические свойства и производство.
Папье-маше. История и современность техники. Изделия в технике папье-маше и их конструктивные особенности. Способы отделки готового изделия.
Изонить. Основные элементы техники изонити. Приёмы стилизации деталей композиции для техники изонити.
Макраме. История плетения, его основные узлы.
Динамические игрушки. Конструктивные особенности деталей и способы их соединения в изделие.
Плоские игрушки из ткани. Работа с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани. Постоянное и временное соединение деталей.
Изделия из реек, их конструктивные особенности и приёмы изготовления. Изделия из фанеры, выпиленные лобзиком по внешнему контуру. Лобзик, его устройство, приёмы работы им. Декорирование фанеры выжиганием. Прибор для выжигания, приёмы выжигания рисунков
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2 ч)
Инструменты и приспособления для выполнения изонити, плетения, макраме; папье-маше; выпиливания лобзиком, выжигания, пиления древесины и соединения деталей с помощью гвоздей; обработки фанеры. Правила безопасной работы с ними
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (4 ч)
Технологии изготовления изделий (на основе общих приёмов): на основе развёрток куба и прямоугольного параллелепипеда, в технике папье-маше по готовой и самодельной формам; динамических игрушек разных типов; в технике шитья; обработки древесины и выпиливания фигур лобзиком
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (6 ч)
Правила и приёмы: чтения чертежей из трёх видов детали или изделия, технических рисунков, развёрток; создания базовой формы из папье-маше и её декорирования; выполнения элементов техники изонити; узелкового плетения в технике макраме; раскроя и соединения деталей из ткани (временного и постоянного); динамических соединений деталей; разметки, пиления, зачистки и отделки древесины; выжигания; выпиливания фигур лобзиком
Тема 5. Графические изображения в преобразовательной деятельности (2 ч)
Чтение чертежей, состоящих из трёх видов. Признаки и конструктивные элементы куба и прямоугольного параллелепипеда. Этапы построения развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда. Технический рисунок, его назначение и этапы чтения
Раздел 3. Конструирование и моделирование (7 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности (1 ч)
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.)
Тема 2. Конструирование и моделирование несложных объектов (6 ч)
Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения. Приёмы проектных задач. Презентация результатов проектной деятельности. Критерии оценки качества проектной деятельности и защиты творческого проекта
Раздел 4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) (5 ч)
Тема 1. Знакомство с компьютером (1 ч)
Современные технические устройства для работы с информацией, история их создания и современные функции
Тема 2. Работа с информацией (2 ч)
Электронная почта, приёмы передачи электронного письма.
Электронная презентация
Тема 3. Компьютерное письмо (2 ч)
Приёмы создания электронной презентации в программе Power Point
Изучение раздела «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
- формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
- приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
- развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
- научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
- получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
- научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
- научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
- понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
- получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
- освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
- научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
- научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
- получить элементарные пользовательские навыки.
Для достижения прочных навыков работы на компьютере, практические работы с использование компьютера, должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН. В соответствии с гигиеническими требованиями к использованию ПК в начальной школе работа непосредственно за компьютером не должна превышать 15-20 минут.
Поэтому можно взять за основу следующий регламент урока:
- Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин.
- Объяснение нового материала. Просмотр презентаций – 15-20 мин.
- Практическая работа на компьютере – 15-20 мин.
- Выключение ПК. Итог урока. Оценки. Домашнее задание - 5-10 мин.
Критерием успеха курса можно считать:
А) уровень подготовки и защиты проектов по окончании изучения тем;
Б) результаты итогового игрового занятия «Лучший знаток информатики» (теоретическая часть – презентация игры, вопросы по изученному материалу для соревнующихся команд; практическая часть – индивидуальное компьютерное тестирование);
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта. Самообслуживание. (6 ч) | ||||||||
1 | Технологии в жизни. Человек: наблюдатель, мыслитель, творец! Вводный инструктаж по технике безопасности. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий). В совместной деятельности – учитель – ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Общие сведения о различных технологиях. Влияние развития технологий на окружающую среду. Анализ изделий и продуктов труда человека. Изучение примеров влияния технологий на окружающую среду. Научиться отвечать на поставленные вопросы, работая в группе. Знать профессии людей, связанных с производством | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
2 | Основы проектной деятельности. Открытка-сувенир | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний: выбор формы презентации. Оценка достижений на уроке | Текущий, индивидуальный | Целесообразность деятельности, рациональный выбор орудий труда. Создание материальных и духовных ценностей. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других. Организовывать и оформлять выставку изделия. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к проектной деятельности | |
3 | Основы проектной деятельности. Электронная презентация проекта | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группе. Оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Научиться определять цель проекта, собирать дополнительный материал, составлять план | Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов, в процессе их рассматривания. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий; Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Формирование личностного смысла учения и сотрудничества, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к коллективной работе | |
4 | Виды украшений человека. Изготовление украшений для себя и своих близких | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации изучаемого предметного содержания. Оценка достижений на уроке | Текущий, индивидуальный | Познакомиться с видами украшений человека (аксессуары, ювелирные украшения, бижутерия). Узнать особенности изготовления и ношения украшений у различных народов (история и современность). Знать материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления украшений в традициях народных промыслов. Изготовление украшений для себя и своих близких | Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, оценка собственной учебной деятельности: достижений, самостоятельности, ответственности, причин неудач | |
5 | Основы самообслуживания и культуры дома. Меню ужина. Правила сервировки стола к ужину. Приёмы украшения блюд. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний | Текущий, фронтальный | Познакомиться с правилами сервировки стола к ужину, составлением меню, приемами украшения блюд | Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
6 | Дизайн окон. Приёмы изготовления украшений для дизайна окон. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, фронтальный | Познакомиться с особенностями интерьера жилища человека в разные исторические времена. Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности | Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (16ч.) | ||||||||
7 | Бумага и ее свойства. Оригами. | Урок открытия нового знания | Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий Решение проектно-технологических задач. | Текущий, индивидуальный | Знать об истории возникновения и общие сведения о производстве бумаги Знать свойства бумаги. Иметь представление о процессе труда. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности | |
8 | Бумага и ее свойства. Карандашница из картона. | Урок открытия нового знания | Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий Решение проектно-технологических задач. | Текущий, индивидуальный | Наблюдение и опыты над свойствами картона. Сгибание и складывание, резание и вырезание. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию, извлекать информацию из схем, иллюстраций Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
9 | Чтение чертежей. Технический рисунок | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. | Текущий, фронтальный | Чтение чертежей, состоящих из одного и двух видов. Технический рисунок. Назначение и начертание линий невидимого контура предметов. Изделия из цилиндров и конусов по выбору учащихся. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на план учебника, контролировать и корректировать свою работу. | Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов, в процессе их рассматривания. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий; Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
10 | Папье-маше. Тарелка. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы | Текущий, индивидуальный | Материалы, инструменты и приспособления для работы в технике папье-маше. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: перерабатывать полученную информацию делать выводы в результате совместной работы всего класса, преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески; ориентировка на разнообразие способов решения задачи. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, проявление внимания, желания больше узнать | |
11 | Папье-маше. Тарелка | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся навыков самоконтроля. | Текущий, индивидуальный | Способы отделки готового изделия. Извлекать из дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать ее. Выполнить разметку и вырезание орнамента. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Формирование у учащихся навыков самоконтроля, самостоятельной работы | |
12 | Динамические соединения. Клоун | Урок открытия нового знания | Формирование умения работать с бумагой, моделировать, изготавливать детали из картона по шаблонам, скреплять детали проволокой | Текущий, фронтальный | Научиться работать по шаблонам, скреплять детали проволокой | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
13 | Игрушки из бумаги. Домик | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения работать с бумагой, моделировать, выполнять чертеж | Текущий, фронтальный | Технология изготовления изделий на основе чертежа, технического рисунка и развертки. Читать чертежи. Строить развертку куба. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
14 | Аппликация из ткани | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения работать с тканью, моделировать | Текущий, индивидуальный | Знать технологию выполнения «аппликации» из ткани. Уметь её выполнять. Знать виды ткани по происхождению и свойствам. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
15 | Вязание на спицах. Лицевые и изнаночные петли. | Урок открытия нового знания | Формирование умения работать на спицах, с помощью учителя выполнять учебную задачу | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Научиться вывязывать изнаночные и лицевые петли, пользоваться схемой вязания. Набор петель. Материалы и инструменты для вязания на спицах | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
16 | Вязание на спицах. Панно | Урок общеметодологической направленности | Формирование умения работать на спицах, с помощью учителя выполнять учебную задачу | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Научиться вязать панно согласно схеме вязания | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
17 | Изонить. Открытка. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, фронтальный, индивидуальный | Научиться изготавливать рисунок из нитей. Материалы и инструменты для изготовления изделий в технике изонити. Уметь выполнять открытку с элементами плоского плетения | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
18 | Изонить. Закладка. | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Виды закладок. Знать основные элементы техники изонити | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
19 | Изонить. Панно. | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Рассмотреть различные виды панно. Стилизация изображений для техники изонити. | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
20 | Игрушки из ткани. Кот. | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Научиться работать с выкройками, разметка и раскрой деталей из ткани по выкройкам шаблонам | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; удерживать цель деятельности до получения ее результата | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
21 | Игрушки из ткани. Кот. | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний | Текущий, индивидуальный | Научиться сшивать детали | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
22 | Макраме. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Научиться изготавливать изделие из ниток, овладеть приемами переплетения нитей. Материалы и инструменты для изготовления изделий в технике макраме | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (7 ч.) | ||||||||
23 | Древесина, ее виды и свойства. | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий). В совместной деятельности – учитель – ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Научиться проводить наблюдения и опыты по исследованию древесины | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: оценивать качество и уровень усвоения материала | Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природной среде | |
24 | Пиломатериалы. Подставка под горячее | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Научиться различать пиломатериалы и фанеру, их технологические свойства. Уметь выполнять конструкцию из реек | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
25 | Выжигание. Разделочная доска | Урок открытия нового знания | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, фронтальный | Правила и приемы разметки. Научиться пользоваться выжигательным прибором | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
26 | Оформление разделочной доски | Урок общеметодологической направленности | Как лучше выполнить работу, ТБ работы, умение работать в паре (сотрудничать) | Текущий, индивидуальный | Научиться работать поэтапно в парах | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческое задание Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу | Формирование навыков организации и анализа своей и групповой деятельности, построение взаимоотношений с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивирование своих действий | |
27 | Окна- вчера, сегодня, завтра | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Познакомиться с приёмами изготовления украшений для дизайна окон из бумаги. Материалы, инструменты и приспособления для украшения окон. Элементы украшения окон | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков анализа и сопоставления, экологически грамотное поведение в природной среде | |
28 | Дизайн окон | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Определение критериев контроля за качеством изделия. Как лучше выполнить работу, какие инструменты и материалы необходимы, ТБ работы, выбор технологий | Текущий, индивидуальный | Познакомиться с приемами изготовления украшений для окон из бумаги и картона. Составление эскиза комнаты с окнами | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения | Формирование навыков выполнения задания творческого характера, умения оценить собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность; осознание трудностей и стремление к их преодолению | |
29 | Выставка. Защита творческих работ. | Урок рефлексии | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний: выбор формы презентации. Оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Целесообразность деятельности, рациональный выбор орудий труда. Создание материальных и духовных ценностей. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других. Организовывать и оформлять выставку изделия. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к проектной деятельности | |
Раздел 4. Практика работы на компьютере (5 ч.) | ||||||||
30 | Компьютер – источник информации. Компьютер и технологии | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний. В совместной деятельности –учитель- ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Знать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к самостоятельной поисковой деятельности | |
31 | Компьютер работает с нами | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний. В совместной деятельности –учитель - ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Научиться работать с электронной почтой, приёмы передачи электронного письма. Безопасный Интернет. Приемы работы в сети Интернет. Электронная презентация | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок. | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к самостоятельной проектной деятельности | |
32 | Оформление информации | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний. В совместной деятельности –учитель - ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Организация рабочего места, безопасной работы за компьютером. Вывод текста на принтер. Работа с простейшими информационными объектами (таблица,текст, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. | Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов, в процессе их рассматривания. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к проектной деятельности | |
33 | Компьютерное письмо | Урок общеметодологической направленности | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний. В совместной деятельности –учитель - ученик формулирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Продолжить работу с электронными презентациями, узнать новые приемы. Создание портфолио | Регулятивные: Учиться работать по предложенному учителем плану в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: перерабатывать полученную информацию делать выводы в результате совместной работы всего класса, преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески; ориентировка на разнообразие способов решения задачи. | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к проектной деятельности | |
34 | Выставка. Защита творческих проектов. | Урок рефлексии | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к рефлексивной деятельности: самостоятельная работа с материалами. Формирование умений построения и реализации новых знаний: выбор формы презентации. Оценка достижений на уроке | Текущий, фронтальный | Целесообразность деятельности. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план работы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других. Организовывать и оформлять выставку изделия. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания | Формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, проявление интереса к проектной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...
Рабочая программа по технологии (4 класс, В.Д.Симоненко)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой В.Д.Симоненко, рассчитана на 2 часа в неделю, 34 учебные недели...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...