Адаптированная программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс)

Фролова Светлана Николаевна

Адаптированная рабочая  программа по курсу «Технология» для учащихся  4 класса с задержкой психического развития. УМК " Гармония" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, х.Балко-Грузский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа № 12

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12

___________________ М.Б.Буравкина

Приказ  от «_____» ______ 2019 г №_______.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Уровень общего образования (класс) начального общего образования, 4 класс

Количество часов – 34 часа

Учитель: Фролова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе: авторской  программы Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» Смоленск: «Ассоциация XXI век»,2014г

 примерных программ по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. М: Просвещение, 2010 ( Стандарты второго поколения).

2019 – 2020 учебный год

1.Пояснительная записка

     Адаптированная рабочая  программа по курсу «Технология» для учащихся  4 класса с задержкой психического развития  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – РФ.

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, (приказ  Министерства   образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

3.Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях – М.: Просвещение, 2010 г.

4.СанПин 2.4.2.2821 – 10, утвержденным постановлением главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер № 19993.

5.Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2019 – 2020 учебный год».

6.Учебным планом МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019 – 2020 учебный год.

7.Положением «О структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ № 12, реализующих образовательные программы общего образования».

8.Основной образовательной программой начального общего  образования МБОУ Б-ГСОШ № 12 на 2019– 2020 учебный год.

9.Примерной АООП НОО для детей с ЗПР.  

10.С учетом  авторской  программы Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность»

     Рабочая программа ориентирована на УМК «Гармония»:  

             

 учебником  Н.М. Конышевой «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 (учебно-методический комплект «Гармония»).

Н.М.Конышева « Технология» 4 класс- рабочие тетради в 2-х частях

     Согласно учебному плану  на изучение  курса « Технология» для детей ОВЗ отводится  в 4 классе  -  34 часа в год,( 1 час в неделю). Расхождение может составлять ( не более 4-5 часов) определенные государством праздники ( 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая).

Количество контрольных работ- 0

 Срок реализации адаптированной рабочей программы – 1 год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ТЕХНОЛОГИИ

 Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

•        формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

•        формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

•        расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

•        расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

•        развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

•        развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

•        развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

•        развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

•        формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

•        формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные         

У учащихся будут сформированы:

•        положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

•        осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

•        уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

•        понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

•        представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

•        понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

•        чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

•        устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

•        установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

•        привычка к организованности, порядку, аккуратности;

•        адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

•        чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

•        использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

•        правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

•        на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

•        отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

•        работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

•        изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

•        решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

•        понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

•        определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

•        творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

•        понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

•        понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•        самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

•        планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

•        следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

•        руководствоваться правилами при выполнении работы;

•        устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;

•         осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

•        самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

•        прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

•         находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

•        анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

•        анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

•        выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

•        использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

•        осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

•        самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

•        создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

•        понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•        организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

•        формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

•        выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

•        в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

•        проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

•        самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

К концу четвёртого класса учащиеся узнают:        

•        виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

•        способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;        

•        способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

•        что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;

•        условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;                

•        способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);

•        что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

•        что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

•        как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

•        что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

•         как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

•        петельный шов, способ его  выполнения;

•         о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;                

•        о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся научатся:

•        правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

•        с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

•         читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

•        выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

•        выполнять изображения в технике барельефа;

•        лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

•        изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

•        создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных мате¬риалов;

•        выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

•        выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;        

•        выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

•        выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

•        выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

•        анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

•        придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся получат возможность узнать:

-        что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);            

-        что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;

-        что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

-        что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;        

-        о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;        

-        что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;          

-        что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

-        выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;        

-        вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

-        создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

-        расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);    

          -        выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

«Технология

Из глубины веков – до наших дней (10 ч)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (10 ч)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (13 ч)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Контрольные работы               ( к-во часов)

Практические работы( к-

во часов)

Лабораторные работы( к-во часов)

1

Из глубины веков – до наших дней

10

0

0

0

0

0

2

Традиции мастеров в изделиях для праздника

11

0

0

0

0

0

3

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

13

0

0

0

0

0

4

Итого за год:

34

0

0

0

0

0

4.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

       Наименование раздела, темы

Кол-во

 часов

Дата

Дидактическое обеспечение                      ( оборудование)

план

факт

Из глубины веков – до наших дней- 10 часов

1

Вводный урок. Задачи и  содержание работы в новом учебном году и первой четверти. Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда .

1

6.09

Учебник, с. 13–15

пластилин

2

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам

1

13.09

Учебник, с.16–21

гуашь

3-4

Архитектурная керамика. Изразец.  Декоративная плитка.

2

20

27.09

Учебник, с.22–31.

пластилин

5-6

Древнее ремесло – плетение изделий.Плетёная коробочка.

2

4.10

11.10

Учебник, с.32–39

7-10

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки, крестик»

4

18, 25.10

8.11

15.11

Учебник, с.40–48

Бисер, леска

Традиции мастеров в изделиях для праздника (11ч)

1-2/

11-12

Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска.

2

22.11

29.11

Учебник, с.49–59

Гаф.бумага, ножницы, линейка, клей

3-4/

13-14

Бумагопластика. Раскладные

картинки.

2

6.12

13.12

Учебник, с.60–63.

5-6/ 15-16

Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.

2

20.12

27.12

Учебник, с.64–69.

7-8/17-18

Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста).

2

10.01

17.01

Учебник, с. 78–81.

Соленое тесто

9-11/

19-21

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото

3

24.01

31.01

7.02

Учебник, с.82–87.

пластилин

3. Мастера и подмастерья.  (13 ч)

1-4/

22-25

Вязание крючком. Приёмы вязания. Петельный шов. Декоративные кармашки.

4

14, 21

28,

 6.03

Учебник, с.88–107.

Крючок. нитки

5-6/

26-27

Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка.

2

13.03

20.03

Учебник, с.115.

7-10/

28-31

Соломенных дел мастера. Аппликация из соломки. Звёздочка из соломки. Игрушки из соломки и ниток.

4

27.03

10.04

17.04

24.04

Учебник, с.116–142

11-12/

32-33

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге:

2

8.05

15.05

с.142–144

13/

34

Секреты бумажного листа.

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

1

22.05

Учебник, с.152–153

5.ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

- Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс УМК «Гармония».

- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.

Ресурсы Интернета

- Электроные образовательные ресурсы http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 - Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-  Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

Для детей:

- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014

Согласовано

протокол заседания МС

МБОУ Б-ГСОШ №12

от __________2019г   №1

руководитель МС

_________________ Митченко М.Н.

Согласовано

Заместитель директора      

 по УВР

____________Митченко М.Н.

___  ________  2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии  составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...

рабочая адаптированная программа по технологии для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

рабочая адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития по технологии для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по технологии в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...

Рабочая адаптированная программа по технологии (вариант 80.2)

Рабочая адаптированная программа по технологии (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...

Адаптированная программа по технологии 7.2 1 класс

Адаптированная программа по 7.2 по ИЗО 1 класс...