Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс)

Попова Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1 класс – 33 часа

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Давайте познакомимся

2

2

Человек и Земля

22

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

 

Итого:

33

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tehnologiya_1_klass.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс – 33 часа

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Давайте познакомимся

2

2

Человек и Земля

22

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

3

Итого:

33

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор  и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние,  и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Давайте познакомимся – 3 часа.

Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология.

Человек и Земля – 21час.

Природный материал. Пластилин. Растения. Бумага. Насекомые. Дикие животные. Новый год. Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.

Человек и вода – 3часа.

Вода в жизни человека. Вода в жизни растение. Питьевая вода. Передвижение по воде.

Человек и воздух - 3 часа.

Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.

Человек и информация – 3 часа.

Способы общения. Важные телефонные номера. Компьютер.

Формы организации работы:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Работа в малых группах
  4. Групповая:

а) однородная,

б) дифференцированная.

Виды учебной  деятельности:

«Давайте познакомимся»

  • Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
  • Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков).
  • Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них).
  • Находить и различать инструменты, материалы.
  • Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.
  • Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
  • Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. 

«Человек и земля»

  • Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.
  • Осмысливать значение бережного отношения к природе.
  • Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами.
  • Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец.
  • Выполнять работу с опорой на слайдовый план.
  • Соотносить план с собственными действиями
  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.
  • Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.
  • Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя.
  • Корректировать изготовление изделия.
  • Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
  • Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.
  • Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами.
  • Отбиратьнеобходимые материалы для изготовления изделия.
  • Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина.  
  • Составлять композицию из природных материалов. 
  • Актуализировать знания об овощах.
  • Осмысливать значение растений для человека.
  • Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.
  • Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.).
  • Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия. 
  • Освоить  понятия  «эскиз», «сборка».
  • Познакомиться с терминами проект, композиция, с частями растений, с первоначальными умениями проектной деятельности.
  • Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.
  • Называть инструменты, используемые при работе с пластилином.
  • Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
  • Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
  • Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать  полуобъёмную аппликацию. 
  • Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.
  • Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.
  • Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов.
  • Осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж..
  • Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия.
  • Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов.
  • По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов.
  • Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона.
  • Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий).
  • Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы).
  • Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.
  • Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. 
  • Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».
  • Осваивать правила поведения за столом
  • Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры.
  • Составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте
  • Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы.
  • Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.
  • Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий.
  • Определять инструменты и приспособления, необходимые для работы.
  • Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки. 
  • Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий.
  • Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий.
  • Сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков.
  • Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. 
  • Осваивать приёмы работы с конструктором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения.
  • Конструировать изделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки.
  • Применять приёмы работы с конструктором — завинчивание и отвинчивание гайки — при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).
  • Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное).
  • Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового приспособления — тачки.

«Человек и вода»

  • Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений.
  • Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.
  • Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
  • Проращивать семена.
  • Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты.
  • Определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
  • В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
  • Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек).
  • Конструировать макет колодца.
  • Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
  • Сравнивать способы и приёмы изготовления изделия.
  • Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу.
  • Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления.
  • Исследовать различные материалы на плавучесть. 
  • Осваивать приемы техники оригами. 

«Человек и воздух»

  • Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах.
  • Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки.
  • Чертить диагональ по линейке.
  • Осваивать соединение деталей с помощью кнопки.
  • Использовать приёмы работы с бумагой. 
  • Осваивать  новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага».
  • Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
  • Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, контролировать и корректировать последовательность выполнения.
  • Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов.
  • Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта).

«Человек и информация»

  • Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек).
  • На основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
  • Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки.
  • Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы).
  • Ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение.
  • Знать важные телефонные номера.
  • находить информацию в Интернете.
  • Ориентироваться в информации различного вида.

РАЗДЕЛII

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

  • роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
  • профессиях близких и окружающих людей.

Учащийся будет уметь:

  • обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
  • соблюдать правила гигиены труда.

Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности

Учащийся будет знать:

  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
  • последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
  • способы разметки («на глаз», по шаблону);
  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
  • клеевой способ соединения;
  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Учащийся будет уметь:

  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:

1)  экономно размечать по шаблону, сгибанием;

2)  точно резать ножницами;

3)  соединять изделия с помощью клея;

4)  эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;

  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

Конструирование и моделирование

Учащийся будет знать о:

  • детали как составной части изделия;
  • конструкциях разборных и неразборных;
  • неподвижном клеевом соединении деталей.

Учащийся будет уметь:

  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 ч)

№ урока

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

«Давайте познакомимся» (2ч)

1

Я и мои друзья. Знакомство с учебником.Техника безопасности на уроках технологии.

       1

04.09

2

Знакомство со значением слова «технология». Материалы и инструменты.Организация рабочего места.

       1

11.09

«Человек и земля» (22ч)

3-4

Природный материал.Виды природных материалов.Выполнение аппликации из листьев.ТБ.

       2

18.0925.09

5-6

Пластилин.Знакомство со свойствами пластилина.  Приемы работы с пластилином.Мудрая сова. ТБ.

       2

02.10

09.10

7-8

Растения.Заготовка семян.

Овощи из пластилина. ТБ

Проект «Осенний урожай».

       2

16.10

23.10

9

Бумага. Знакомство с видами  и  свойствами бумаги.

Закладка из бумаги. ТБ

       1

30.11

2 четверть

10

Насекомые. Выполнение изделия из различных материалов.

Пчелы и соты. ТБ

        1

11.11

11

Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж.

Проект «Дикие животные». ТБ

       1

18.11

12

Домашние животные. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Котенок. ТБ

      1

25.11

13

Дома. Выполнение макета домика  с использованием гофрированного картона и природных материалов.  

Изделие: « Домик из веток». ТБ

      1

02.12

14-15

Посуда. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Чайный сервиз. ТБ

      2

09.12

16.12

16

Новый год.

Проект «Украшаем класс к Новому году». ТБ

      1

23.12

3 четверть

17

Свет в доме. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Торшер. ТБ

      1

18

Мебель. Выполнение модели стула из гофрированного картона. ТБ

       1

19

Одежда. Ткань. Нитки. Кукла из ниток. ТБ

1

20-23

Одежда. Ткань. Нитки.Кукла из ниток. ТБ

4

24

Передвижение по земле. Выполнение из конструктора модели тачки. ТБ

1

«Человек и вода» (3ч)

25

Вода в жизни растений и человека.

Проращивание семян. Уход за комнатными растениями. ТБ

1

4 четверть

26

Питьевая вода. Создание композиции «Колодец». ТБ

1

27

Передвижение по воде. Знакомство со способами и приемами выполнения  изделий в технике оригами.

Кораблик из бумаги. ТБ

1

«Человек и воздух» (3ч)

28

Использование ветра. Изготовление модели флюгера из бумаги. ТБ

1

29

Полёт птиц. Выполнение аппликации  «Попугай». ТБ

1

30

Полёты человека. Выполнение модели самолета и парашюта. ТБ

1

«Человек и информация» (3ч)

31

32

Способы общения.

Письмо на глиняной дощечке.ТБ

Важные телефонные номера. Правила движения.   Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы. ТБ

2

33

Компьютер.

Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. ТБ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...