Игровая технология
материал по технологии

Белопейская Ольга Ивановна

Игровая технология 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

Отношение игры к развитию – это отношение  обучения  к  развитию.

                                                 Игра – источник развития и создаёт

                                                       зоны    ближайшего   развития.

                                                                                     Л. С. Выготский

          Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, смогу решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

В результате систематического использования игровых форм обучения повысился  темп работы на уроках, возросла активность учащихся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей с ОВЗ требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.    В начале урока, в основном, провожу короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.

    Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т.д., провожу в конце урока, чтобы не нарушать ход занятия.

    Для активизации пассивных детей использую игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока, применяю для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагаю разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.                                                                                                      

Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на своих уроках применяю следующие игры:

  •   Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу провожу со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

       Задачи на умножение  и деление.

  •  Четыре умные мышки, читать любили книжки.

      Каждая мышка прочла по две книжки!

      Сосчитай-ка скорей, сколько книжек у мышей?

  • У резной избушки на лесной опушке

      Бельчата гуляли, орехи считали.

      На четыре кучки их разделили,

      В каждую кучку по три положили.

      Если таблицу умноженья знаешь,

      То без труда орехи сосчитаешь.

  • Любит рыбу кот Василий.

      Может съесть он в день четыре.

      Сколько съест он за пять дней?

      Посчитайте поскорей!

Игра "Где чей домик?" 

Цель: Формировать умение сравнивать числа в пределах ста, логические структуры мышления, учить понимать символику, работать по алгоритму. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

  • Содержание: Ребенок попадает в город Цифроград и помогает расселить цифры в домики, согласно знакам - указателям: < или >. Сказочный сюжет помогает ребенку осознать, что цифры обозначают то или иное число, которые надо уметь сравнивать.
  • Игра «Составь из слогов слова»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Метод изложения: игра

-Чтобы не заблудиться в лесу,  белка  разложила на тропинке  шишки.

-Посмотрите внимательно: на шишках записаны слоги. Составьте из них три слова.

-Какие слова у вас получились? (Белка, белочка, бельчонок).

-Как можно назвать эти слова? (Это родственные слова).

-Какая общая часть в этих словах?

Вывод: что определяли в родственных словах?  (В родственных словах определяли общую часть). 

  • Сколько звуков в слове?

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: детям дается задание - вставить цветок в тот домик, цифра на котором соответствует количеству звуков в слове, обозначающем этот цветок.

  • Магазин игрушек 

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.

  • Построим пирамидку.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом. 

  • Игра “Подбери пару”.

Цель: Закрепить умение составлять словосочетания существительное + прилагательное.

Содержание:

ковёр                  красивый                                  кепка                   кожаный                                

костюм                 красный                                  кресло                 коричневый                          

карандаш             красивый                                кофе                     квадратный                            

комната                клетчатый                              кофта                    крепкий                                  

  • Игра “Твёрдый – мягкий”.

Цель: Развивать фонематический слух.

Содержание: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’].

Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.

  • Поднимите синюю карточку, если в заключительном слове каждой строки стиховорения услышите [м], зелёную – [м’].

       На полу скребётся мышка.

       Спит в берлоге бурый мишка.

       Этот мишка очень мил,

       Только лапы он не мыл.

       Убежала в норку мышка.

       Спать залёг в берлогу мишка.

       Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.                    

        В  процессе обучения учащиеся не только овладевали   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои    познавательные способности и творческие силы.

        Такие игры закрепили знания детей, развивали логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

        Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...