Открытое внеурочное занятие "Волшебный мир Оригами"
план-конспект занятия по технологии (3 класс)

Докуз Светлана Александровна

Открытое внеурочное занятие "Волшебный мир Оригами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhuravlik_mashushchiy_krylyami.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

                              МБОУ Мотмосская средняя школа

    Открытое внеурочное занятие по оригами

   

«Журавлик,  машущий   крыльями»

                                                                     

                                                                         

                                                                             Учитель: Докуз С.А.

                                                       Класс: 3-а

  Апрель 2018 г.

Тема занятия: Журавлик, машущий крыльями.

Цель: научить складывать двигающуюся фигурку журавлика на основе базовой формы «Птица».

Оборудование: название темы, бумага формата А4, ножницы, поделки, оформление доски.   

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- формирование культуры труда;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные:

- умение принимать учебную задачу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в алгоритме по изготовлению журавлика;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль в процессе изготовления журавлика;

- умение планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность учащимися.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить сообщения;

- формирование  устойчивого учебно-познавательного интереса к изготовлению журавлика

Коммуникативные:

- учитывать и координировать в сотрудничестве одноклассников;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: название темы, бумага формата А4, ножницы, поделки, оформление доски.   

                                                               Ход занятия.

1. Вводная часть.

1.Организационный момент.

 -   Ребята, давайте поприветствуем, друг друга,

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живёт на этой планете,

«Добрый день!» - скажем мы вместе,

«Добрый день!» и взрослые и дети.

2.Вступительная часть. (слайд 1)

Я рада вас приветствовать в городе «Оригами»!

За лесами, за горами лежит город «Оригами».

Там кораблик из бумаги. Там живут и феи, маги.

Домик беленький стоит, а живёт в нём Айболит,

Там ведь лето круглый год: Чудо-дерево растёт –

Всё сложили из бумаги, словно мы и вправду маги!

2. Основная часть.

1.Повторение. (слайд 2)

Д.- Мы уже знакомы  с искусством оригами и сделали много разных поделок.

- А что же такое оригами? (слайд 3)

Д.- Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги.

- Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов «ори»- сложенный и «ками» - бумага, т.е. оригами – это складывание фигурок из бумаги.

- В какой стране зародилось оригами?

Д.- Оригами зародилось в Японии.

- Родина  оригами – это Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. А сейчас оригами уже известно во всём мире.

- А какие вы знаете базовые формы, принятые в оригами?

Д.- Треугольник, блинчик, книга, дверь, птица, рыба, воздушный змей, двойной квадрат, двойной треугольник, катамаран. (слайд 4)

- Какая геометрическая фигура используется для изготовления поделок в оригами?

Д.- Для изготовления поделок используется квадрат.

- Молодцы, ребята! 

2.Выступление детей. (слайд 5)

1)Что такое оригами? Задала вопрос я маме.

"Это целая страна», - мне ответила она!

Там чудесно оживают птицы, звери и цветы.

Там таинственно, как в сказке все сбываются мечты.

И тогда решила я: это чудо - оригами

Буду я любить всегда!

2) Что такое оригами,

Мы сейчас вам объясним:

Это значит, из бумаги

Делаем мы, что хотим.

Прямоугольники, квадраты

Мы сгибаем много раз,

Получаются игрушки

Для прогулок и проказ.

Нам сказали: оригами

Родилось в Японии

Очень рады, что и нас

С ними познакомили.

3) Простой листок бумаги,

Но в опытных руках

Он может обернуться

Жар -птицей в облаках.

Он может стать зверушкой,

Причудливым цветком,

Забавною игрушкой,

Усатым мотыльком.

Волшебное занятье

Для рук и для ума,

И мира восприятье -

Чудесная страна!

4) Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказку своими руками,

И мир тот чудесный зовут оригами.

5) Оригами – наше счастье,

Будем мы с тобой играть.

И поделки из бумаги переделывать опять…

-Ребята, Оригами, действительно, замечательный город, в котором происходят удивительные, сказочные превращения. Кто из вас может рассказать нам сказку, с которой мы познакомились на прошлом занятии?

Сказка Оригами (приложение 1)

-Молодец! Спасибо!

- Ребята, город Оригами очень волшебный. Но у него есть определённые правила. Давайте их вспомним.

3.Правила оригамистов. (слайд 6)

1) Работай старательно.

2) Складывай на столе.

3) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.

4) Всегда держи фигурку так, как держит её учитель.

5) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.

6) Сделал правильно сам – помоги соседу.

7) Соблюдай правила работы с ножницами.

8) После работы убери за собой весь мусор.

- Сегодня мы познакомимся с вами с новой фигуркой оригами. А какой вы узнаете, если отгадаете загадку. (слайд 7)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали,

Кто скажите? … (журавли)

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем создавать на занятии?

- Правильно!

-Девиз нашего занятия:

                                       « Расскажи мне – я услышу,

                                        Покажи мне – я запомню,

                                        Дай мне сделать самому -я пойму».

                             Мы познакомимся сегодня с вами

                             С новою фигуркой оригами.

                             А вот журавлик на моей ладони,

                              И, кажется, сейчас он оживёт...

                              Он прилетел к нам из Японии,

                              Из той страны, где солнышко встаёт.

-Сегодня мы с вами совершим чудо, сложим фигурку оригами «Журавлик». А я вам помогу в этом. Это ведь не просто журавлик, он имеет удивительную историю. Сейчас я её вам расскажу, а вы внимательно слушайте.

4.Легенда о тысячи журавликов. (слайд 8, 9)

          Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. В Японии существует легенда о тысячи журавликов. Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 г. и была ещё маленькой, когда при бомбёжке Хиросимы погибли её отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. В больнице врач рассказал девочке о легенде про тысячу журавликов и что, если Садако сделает тысячную фигурку, она поправится. Согласно легенде, человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Садако мечтала о мире на земле и о том, чтобы поправиться. Девочка стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Но …она умерла, сделав 644 журавлика. Закончили работу её друзья и Садако  была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. С тех пор, вдохновлённые мужеством и силой воли маленькой девочки, японцы делают тысячу бумажных журавликов и преподносят тяжело больному близкому человеку, родственнику, другу. Часто подобная демонстрация любви действительно придаёт больному силы и помогает побороть недуг. А бумажный журавлик стал символом мира, надежды и веры в чудо.

Давайте научимся складывать таких журавликов.

5.Физкультминутка.

- Но сначала приготовим наши пальчики к работе.

 Много могут пальчики

 Озорные мальчики,

 Могут карандаш держать,

 Чтоб картинки рисовать.

 Могут пальчики лепить,

 Из бумаги птиц сложить,

 И машины, и зверей,

Приготовьтесь поскорей.

- Птичка хочет есть? (вверх-вниз)

- Птичка хочет пить?

- Птичка хочет спать? (влево-вправо)

- Птичка хочет играть?

- Молодцы!

6.Практическая часть. (слайд 10)

- Возьмите волшебные квадраты.

.- Сложите базовую форму «Двойной квадрат» и положите «глухим» углом от себя.

- Делаем базовую форму «Птица»: -  спереди согните две нижние стороны к центральной линии,

- перегните верхний треугольник,

- отогните согнутые стороны,

- потяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям,

- поверните результат и повторите действия сзади. Базовая форма «Птица» готова.

- Складываем журавлика: - спереди согните боковые стороны к центральной линии. Переверните, повторите тоже самое с другой стороны,

- обе «ножки» согните наверх и немного в стороны. Опустите вниз,

- теперь вогните внутрь обе «ножки» по намеченным линиям,

- это хвост, это шея, сделайте головку,

- опустите крылья вниз до упора,

- держите фигурку за грудку и начните потягивать за хвостик. Журавлик начнёт махать крыльями.

- журавлик, машущий крыльями, готов.

Дорисуем мелкие детали: крылышки, перья, клюв, глазки.

 Ребята, представим, как наши птички оживают и они машут крыльями. Как здорово! У нас свершилось чудо! Наши птицы  оживили. Посмотрите, сколько у нас птичек получилось! У каждого своя птица! Да какие они все красивые! (показ работ).

(слайд 11)

В. - Ребята, а вы знаете, что самый большой журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 метра. А самый маленький - из квадрата со стороной 1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.

3. Заключение.

В.  Сегодня мы с вами научились складывать фигурку оригами «Журавлик». 
Давайте вспомним:

В.- Где мы сегодня побывали?

Д.- Мы были в городе Оригами.

В.- Какую поделку мы сделали?

Д.- Мы сделали журавлика.

о чём нам поведала японская легенда?

В.- Что означает символ журавлика?

Д.- Журавлик означает символ надежды, мира и веры в чудо (дети вешают напечатанные символы на доску).

- А для того, чтобы весь мир наш был яркий, мы должны беречь и сохранять всё живое на земле.

- Вы уже узнали, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают – покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются? В чём же здесь секрет? А секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются!

         

         И поэтому, давайте те, кто желает  подарите своих журавликов нашим гостям, а в ответ они подарят вам улыбку. А остальные запустят журавликов в небо, прикрепим их на плакат, составим композицию "Журавлик в небе".

          Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Но на ней чего- то не хватает... Как вы думаете чего? (солнышка).

       Рефлексия. (слайд 12)

          Соберём солнышко. Из  жёлтых квадратов сделаем лучики из базовой формы бумажный змей. Если вам было интересно на занятии, вы узнали что - то новое и хотите поделиться этим со своими друзьями  - нарисуйте на лучиках весёлую добрую улыбку,  если было интересно, но возникали трудности- нарисуйте прямую линию. Если было неинтересно - нарисуйте улыбку опущенную вниз. Прикрепите лучики к солнышку. (Солнышко приклеивается на композицию).

         -Посмотрите какая великолепная картина у нас получилась.

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечёт интересное дело.

-   Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковых журавликов, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на занятии справились с заданием. Наше занятие закончено. Спасибо всем! До свидания!

                                     

Приложение 1

Жил-был один человек. Была у него земля (показывается квадрат бумаги)

Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило.

Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).

Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа попарно /правый к левому, верх к низу/),

и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же),

а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий  раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный пароход/).

На эти деньги он решил отправиться в путешествие и заодно принарядиться. Захотел на мир посмотреть, да и себя показать (квадрат переворачивается).

Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход – в верхнем и нижнем квадратиках вытягивают середины (половинки) вверх по очереди и разглаживают – получают вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и правый квадратики поддевают изнутри целиком указательными пальцами и тянут соответственно вправо и влево (фигура как бы складывается) и разглаживают до рис.2).

   рис.1

   рис.2

Купил он себе  красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)

крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)

кожаные штаны (сапоги разворачиваются обратно в шляпу, шляпа  (только передняя часть) разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый квадратики поддеваются указательными пальцами изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх рис.4)

     рис.3                 рис.4

и  тёплый свитер (указательными пальцами сверху отгибаем переднюю часть фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем).

И в таком нарядном виде он плыл и плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7).

   рис.5

                 рис.6

Заказал он себе много разной еды и хорошо пообедал.

     рис.7

После обеда поплыл он дальше и через некоторое время причалил к  берегу небольшого островка. Погостил он на этом островке, продал пароход и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо).

       рис.8             рис.9

На паруснике он плыл по морю, пока не приплыл к пристани небольшого города. Денег у него оставалось совсем немного, т.к. он их потратил во время путешествия. Он продал парусник и отправился он дальше на лодке (фигура парусник - правый угол /край/ изделия (только передняя часть) отгибается и прикладывается  ровно к левому краю, выступившая центральная /передняя/ часть отгибается к правому краю, разглаживается рис.10).

    рис.10

Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.110).

Катался он на катамаране, пока время его не вышло. Но вот время закончилось, и человек, вполне довольный путешествием, сошёл на берег. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в фигуре катамаран внутри торчат как бы язычки /треугольники, рис.11/, придерживая фигуру, аккуратно вытаскиваем первый язычок целиком вверх рис.12, после чего верхний треугольник сгибаем вниз рис.13 и боковые треугольные части сгибаем к центру. Затем полученный квадрат сгибаем пополам вниз.)

рис.11

рис.12

рис.13

рис.14

(Переворачиваем фигуру и точно такую же операцию повторяем с оставшейся половиной катамарана.)

А ты любишь сказки слушать – люби и денежки платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16).

рис.15

Вот так и закончил он своё путешествие. Теперь он зарабатывает себе на жизнь тем, что рассказывает сказки прохожим.

рис.16

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"

программа по внеурочной деятельности...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Мир оригами. Лебедь.

Представлен материал по проведению внеурочной деятельности 1 класс фгос...

Внеурочная деятельность. Мир оригами.

Представлено занятие по внеурочной деятельности в 1 классе....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе—выставке оригами, посвященный Международному Женскому Дню «Весенний букет»

1. Цель и задачи школьного конкурса—выставки оригами.1.1. Цель школьного конкурса—выставки оригами:— пропаганда семейных ценностей;— укрепление авторитета и поддержки института семьи;— развитие творче...

План-конспект открытого занятия по теме: «Оригами. Изготовление сердечка с кармашками»

План-конспект открытого занятия по теме: "Оригами. Изготовление Лягушки...

План-конспект открытого занятия по теме: «Оригами. Изготовление сердечка-кармашка»

План-конспект открытого занятия по теме: "Оригами. Изготовление сердечка-кармашка"...

Открытое занятие "Журавлик счастья"- оригами

Цель: учить складывать журавлика, машущего крыльями из базовой формы «Птица»Задачи:-учить создавать образ журавля, передавать в поделке его форму;-научить детей выполнению б...