Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Саламатина Жанна Александровна

Содержание технологий.

1. Методы дыхательной гимнастики.

2. Методика игрового стрейчинга.

3. Методика профилактики нарушения зрения.

4.Комплексы коррекционных физкультминуток для детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologi.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Методы дыхательной гимнастики.

Саламатина Жанна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 106»

      Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. Правильно выполняемые дыхательные упражнения не просто оздоровляют организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

       Выполнение дыхательных упражнений эффективно в хорошо проветренном помещении.

       В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

       При обучении детей младшего школьного возраста дыхательным упражнениям, прежде всего обращаем внимание на выдох, добиваясь его продолжительности: «подуй на снежинку», «на одуванчик» и т.д. Или показываем произношение некоторых звуков. Наиболее удобными являются:

«ух-х» - колка дров; «ау-у-у» - заблудился; «ка-а-р» - ворона; «га-га-га» - гуси; «ква-а-ква-а» - лягушка и др.

       Правильное чередование вдоха и выдоха. Умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:

- вдох через нос – выдох через рот;

- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

- медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;

- медленный выдох. Чтобы воздух выходил узкой струёй;

- выдох толчками;

- сделайте глубокий вдох. Медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта;

- выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните лёгкие воздухом. Но не за один вдох. А за несколько коротких, активных вдохов;

- на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж…; писк летающего комара: З-З-З-З…; рычание собаки: Р-Р-Р…; воздух, выходящий из проколотой шины велосипедиста: С-С-С-С…;

- «Свеча» - ровный медленный выдох. Глубоко  вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло». И удержать его в таком положении до конца выдоха;

- «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох;

- на одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звукам: ф! – ф! – ф! – ф!...;

- произнесите скороговорку-считалку.

Комплекс упражнений «На лугу»

1. Упражнение «На лугу вырос цветок»

И.п. – основная стойка.

На счёт 1 вдох через нос. Поднять руки через стороны вверх.

На счёт 2 выдох через рот со звуком «а-а-х». Опустить руки вниз И.п.

2. Упражнение «Подул ветерок».

И.п. – руки сложены на груди.

На счёт 1 – вдох через нос. Развести руки в стороны.

На счёт 2 выдох со звуком «ф-ф-ф-у». Руки вытянуть вперёд. Подуть на ладони. Вернуться в и.п.

3. Упражнение «Цветок зашелестел листочками»

И.п. – основная стойка.

На счёт 1 поднять руки через стороны вверх. Вдох через нос.

На счёт 2 опустить скрестно руки вниз. Выдох со звуком «Ш-ш-ш».

4. Упражнение «Вместе с ветерком прилетел комарик»

И.п. – руки на поясе, ноги чуть врозь.

На счёт 1 вдох через нос. Поворот влево. Ноги стоят на месте.

На счёт 2 выдох со звуком «з-з-з» через рот, зубы сжаты. Вернуться в и.п.

На счёт 3 поворот вправо. Вдох

На счёт 4 – и.п. Выдох.

5. Упражнение «На лугу пасутся гуси»

И.п. – прямые руки слегка отведены назад, ноги на ширине плеч.

На счёт 1 вдох через нос. Встать на носки. Шею вытянуть вверх.

На счёт 2 выдох со звуком «ш-ш-ш». Опуститься на всю стопу. Лёгкий наклон вперёд. Погнуться. Шею вытянуть вперёд.

6. Упражнение «Цветочек качается на ветру».

И.п. – руки на поясе.

На счёт 1 вдох через нос. Подняться на носки.

На счёт 2 выдох через нос. Перекат на пятки.

Методика игрового стрейчинга

       Среди оздоровительных методик восстановления можно выделить игровой стрейчинг. Методика упражнений стрейчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

       Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные младшим школьникам названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом уроке даётся новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения.

        Стрейчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоционально- психические напряжения. Упражнения стрейчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. в результате воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатываются естественная сопротивляемость организма.

       Комплекс упражнений может включать:

- упражнения для мышц живота путём прогиба назад;

- упражнения для мышц спины путём наклона вперёд;

- упражнения для укрепления позвоночника путём его поворотов;

- упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,

- упражнения для укрепления мышц ног;

- упражнения для развития стоп;

 - упражнения для развития плечевого пояса на равновесие.

Упражнение «Морская звезда»

   И.п. Встать прямо. Ноги поставить чуть шире плеч. Руки развести в стороны на уроне плеч ладонями вниз.

1. Медленно наклониться вправо, но не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И.п.

3,4. Повторить всё в левую сторону. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в 1-й, 3-й.

Упражнение «Зёрнышко»

   И.п. – Сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище.

1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямы руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.

2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.

Упражнение «Хлопушка»

   И.п. Сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной. Согнуть ноги в колнях. Прикасаясь пятками к ягодицам.

1. Поднять вверх правую прямую ногу, вытянуть носок. Правой рукой взять носок правой ноги. Задержаться нужное время.

2. Вернуться в И.п.

 

Методики профилактики нарушений зрения.

       В последнее время среди немедикаментозных методов лечения, связываемых с нетрадиционными методиками, в сфере офтальмологии широкую известность получила методика лечения нарушений зрения, разработанная американским врачом У.Г. Бейтсом.

       «Бэйтсизм» - «лечение плохого зрения без помощи очков».

       Упражнения Уильяма Бэйтса обращены к тем, кто страдает каким-либо видом нарушения зрения - близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом.

       Основная концепция данной методики – тесная взаимосвязь между мозгом и глазом. Если мозг подвергается напряжению, глаза тоже напрягаются. В результате зрение ухудшается. Чтобы вернуть зрение в норму, необходимо снять напряжение.

       Алгоритм действий по данной методике следующий:

  1. Общее (физическое) расслабление.
  2. Психическое расслабление.
  3. Дополнительные методы. Способствующие улучшению зрения (дыхание, диета и пр.)

 Общее расслабление.

Пассивное расслабление.

  1. Пальминг.
  2. Воспоминание.
  3. Мысленное представление.

Динамическое расслабление.

  1. Перемещение и раскачивание головы.
  2. Большие и малые повороты (длинные и короткие покачивания0.
  3. Моргание  и проблески.

Дыхание.

Тратака (упражнения для глаз).

       Тратака- сосредоточение. Концентрация зрения. Это упражнение может быть определено как сосредоточение взгляда на одной точке.

       С помощью тратаки излечиваются дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие.

Упражнения для начинающих.

Упражнение 1.

       Смотреть влево до конца, прямо, затем вправо, прямо, вверх, прямо, вниз. От 1 до 10 раз.

Упражнение 2.

       То же самое, что и в упр. 1, но смотреть влево-вниз до конца, затем прямо, вправо-вверх, прямо. Вправо-вниз, прямо, влево-вверх. Прямо. От 1 до 10 раз.

Упражнение 3.

       Делать круговые вращательные движения по часовой стрелке (начинать слева). От 1 до 10 кругов. Вначале в первые недели быстро, затем медленнее.

Упражнение 4.

       Делать так же. Как в упр. 3. Но в противоположном направлении.

КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Зарядка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядке.

(Встают. Руки на поясе)

Руки в стороны согнули,

Вверх подняли и махнули.

(Машут руками).

Спрятали за спину,

Оглянулись:

(Прячут руки за спину и оглядываются попеременно.)

Через правое плечо,

Через левое ещё.

Дружно присели,

Пяточки задели.

(Приседают и обхватывают пятки руками).

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Самолёт

Пролетает самолёт –

С ним собрался я в полёт!

(Смотрят вверх и вводят пальцем за пролетающим самолётом).

Правое крыло – готово.

Левое крыло – готово

(Отводя руки попеременно и прослеживают взглядом)

Я мотор завожу,

(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом0.

За приборами слежу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

(Встают на носочки и выполняют летательное движение).

Возвращаться не хочу.

Прогулка в зимнем лесу

Мы пришли в зимний лес

(Ходьба на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

Слева ёлка на нас глядит

(Отводят руку в указанную сторону и смотрят.)

Снежинки в небе кружатся

(Движение «фонарики» и смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся.

(Кружась, приседают.)

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

(Прыжки.)

А вон там волчище рыщет,

Он себе добычу ищет!

(Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас!

(Приседают, прячась.)

Лишь медведь в берлоге спит.

Так всю зиму и проспит!

(Имитируют сон.)

Пролетают снегири.

(Имитируют полёт птиц.)

Как они красивы!

(Отводят руку и прослеживают взглядом.)

В лесу красота и покой,

(Разводят руки в стороны.)

А нам пора уже домой.

(Садятся на свои места.)

Учимся письму

Мы учимся письму.

(Руки указывают на тетрадь.)

Для чего? И почему?

Из крючков, из крючков,

(Пальцами делают крючки.)

Из кружков, из кружков

(Пальцами делают кружки)

Сможем буквы написать.

(Имитируют написание букв.)

Если будем мы стараться,

(Руки на поясе, наклоны головы в стороны.)

Буквы будут получаться.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

(Двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем кисти без движения повисают.)

Дружно мы их встряхнём (Встряхивают кисти рук.)

И опять писать начнём! (Сгибают и разгибают пальцы рук.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....