Программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
рабочая программа по технологии

Бондарева Светлана Николаевна

Программа раработана для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov_1_klass_2016-2017.docx60.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Принято педсоветом

Протокол « » от _______________2016 года

«Утверждаю»

« » от __________________2016 года

Директор Школы /Л.Г. Гракова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Город мастеров »

для 1 класса

на 2016-2017 учебный год

Автор программы: учитель начальных классов

Бондарева Светлана Николаевна

д. Богородицкое,

2016

Пояснительная записка

Народное искусство – это неотъемлемая часть национальной культуры.

В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание учащихся без занятий декоративно-прикладного творчества, оно стало неотъемлемой частью детского художественного воспитания.

    Произведения декоративно – прикладного искусства проникая в быт людей, формирует художественный вкус, создает эстетически полноценную среду окружающую человека.

    Декоративно - прикладное искусство – вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.

    Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Занятия способствуют развитию творческой способности, инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора.

    В процессе создания декоративных изделий на практике применяют занятия изобразительного искусства, черчения, истории, биологии.

Благоприятным условием для создания творческой атмосферы в кружке является организация экскурсий в музей, на тематические выставки.

Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают чувство прекрасного. Кроме того, у детей совершенствуются физические качества: развитие глазомера, мелкая моторика рук, точные движения пальцев.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает беседы по изучению народного и декоративно-прикладного искусства и технологию изготовления поделок. Практическая часть работы состоит из трех основных разделов: основы построения общей композиции, работа над композицией изделия, выполнение изделия в материале.

Методическая часть работы должна строиться на тематическом разнообразии.

    Выполняемые работы не должны быть слишком трудоемкими и утомительными. Они должны заинтересовать детей.

    На протяжении трех лет обучения дети работают с природным материалом, с бумагой, с пластилином. Практическая работа связана с использованием  клея и колющих предметов, поэтому от учащихся требуется строгое соблюдение правил по ТБ.

Итоговые работы объединения проводятся на отчетной выставке, в конце учебного года.

     Программа имеет конкретную цель – развитие и самореализация индивидуального творчества способностей каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Закон Российской Федерации «об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.

​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

​ авторская программа «Город мастеров» Т.М.Рагозина;

​ Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

​ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.

№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

​ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 

​ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов  во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию  традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цели программы:  

  • Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
  • Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
  • Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
  • Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

-развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

      Работа в творческих мастерских  представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • Формирование информационной грамотности современного школьника;
  • Развитие коммуникативной компетентности;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.    

Актуальность программы

     Народное искусство является важной составной частью эстетического воспитания, как единого процесса обеспечивающего гармоничного развития личности ребенка, позволяет показать самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры.

     Отличительной особенностью данной программы является с одной стороны – развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, а с другой сохранение народных традиций, развитие духовных потребностей.

Искусство декоративно – прикладного творчества Белогорья составляет важное звено в образовании и воспитании обучающихся и является важным фактором формирования духовности, любви к родному краю.

Работая по данной программе, мы знакомим обучающихся с культурой и искусством декоративно – прикладного творчества.

     Новый подход к построению программы заключается в следующем:

- ориентирует обучающихся на дополнительное образование;

- позволяет не только комплексно обогатить обучающихся новыми знаниями, расширить кругозор, но и активно развивать познавательные,  психологические процессы;

- дает возможность построить работу с каждым ребенком, учитывая его творческие способности.

   Занятия в объединении «Город мастеров» направлены на знакомство детей с истоками народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Овладевая основными умениями и навыками работы в различных техниках и с различными материалами, дети смогут делать интересные красивые вещи, а из любого обыденного предмета создавать произведение искусства.

   Данная программа актуальна тем, что обучающиеся получают эстетическое воспитание непосредственно в процессе изготовления изделий.

Новизна образовательной программы  «Город мастеров» в том, что есть возможность в одном объединении освоить несколько видов искусства декоративно-прикладного творчества:

    -работа с бумагой;

    -работа с пластилином,

    -работа с природным материалом.

В программе много часов уделяется разделу «Работа с бумагой» искусству «Квиллинг». Бумагопластика объединяет совершенно разные техники квиллинга и последователей этого необыкновенного творчества.

    Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая при этом новые изделия.

    В содержании программы повторяется  тема «Аппликация». В дальнейшем, в процессе обучения выполнение изделия пополняется новыми знаниями, усложняется технология выполнения работы, что способствует дальнейшему развитию ребенка при изучении данной темы.

Подбор и последовательность заданий, приведенных в программе позволяют дать обучающемуся необходимые для самостоятельной работы теоретические знания и практические навыки.

     Программа «Город мастеров» позволяет каждому ребенку проявить свои творческие способности.

Новизна образовательной программы позволит значительно усилить художественно - эстетическую выразительность творческих работ.

                     

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Город мастеров» разработана на 4 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 66 часов в 1 классе, по 68 часов во 2-4 классах. Длительность занятия 35-40 минут.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Общая характеристика курса «Город мастеров»

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить  кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.

Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик  продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение.  Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он  должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Город мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • Выраженной познавательной мотивации;
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Проявлять познавательную инициативу;
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться, приходить к общему решению;
  • Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • Владеть монологической и диалогической формой речи;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • Анализировать объекты, выделять главное;
  • Осуществлять синтез ;
  • Проводить сравнение и  классификацию;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Осознанно строить сообщения в различных формах;
  • Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание курса «Город мастеров»

  1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами ( рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ  объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во  всех мастерских 1,2,3,4 класса.

  1. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

Практические работы:

1 класс: композиции из листьев;

2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;

3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы  с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

Практические работы:

1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;

2 класс: лепка героев сказок,  фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;

3 класс: лепка посуды;

4 класс: лепка из соленого теста.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

Практические работы:

1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;

2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;

3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;

4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений.  Приемы работы с текстильными материалами.

Практические работы:

1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;

3 класс: куклы из драпа, изонить;

4 класс:  мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

Практические работы:

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

3 класс:  игрушки из поролона.

  1. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практические  работы:

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

4 класс:  декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.

Тематическое планирование

1 класс (66 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Мастерская игротеки

Домино

Счетный материал для уроков математики

Групповая

4

2

Мастерская лепки

Фигурки животных и композиции из пластилина

  1. Лиса
  2. Заяц
  3. Медведь
  4. Еж
  5. Композиция

 « На лесной полянке»

Индивидуальная

Групповая

2

2

2

2

2

3

Мастерская флористики

Картинки из засушенных листьев

  1. Пейзаж
  2. Букет
  3. Под водой
  4. Творческая работа

Индивидуальная

Групповая

2

2

2

2

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Игрушки из полосок бумаги
  2. Фонарики
  3. Клоун
  4. Объемные игрушки (лиса, заяц)
  5. Гирлянда из флажков

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

Групповая

Коллективная

2

2

2

4

2

5

Мастерская коллекции идей

Поделки из бумаги, ткани, ниток

Поделки из бумаги:

  1. Мышка
  2. Клоун
  3. Лошадь
  4. Объемные цветы (композиция)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Коллективная

2

2

2

2

Поделки из ткани и пуговиц:

     1-2. Подставка под горячее

Индивидуальная

4

Поделки из ниток:

  1. Закладка плетеная
  2. Аппликация «Бабочка»

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

6

Мастерская оригами

Фигурки животных, композиции

1.Модули оригами

2. Собачка, поросенок, корова, кот

3. Композиция «А у нас во дворе»

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

4

2

2

7

Мастерская конструирования и моделирования

Плавающие и летающие модели и игрушки

  1-2. Кораблик

  3-4. Самолет

Индивидуальная

Индивидуальная

4

4

Тематическое планирование

                                                     2 класс (68 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Мастерская флористики

Соломка и способы ее обработки

1.Композиция из соломки «Старинный дом»

2.Композиция из листьев «Сказочная птица»

Индивидуальная

Групповая

6

4

2

Мастерская лепки

Лепка фигурок, композиции из пластилина

1.Герои сказки «Колобок»

2.Составляем композицию

3. Домашний любимец

Групповая

Коллективная

Индивидуальная

4

4

2

3

Мастерская игротеки

Работа с природным материалом

Шахматы из шишек

Групповая

6

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Птица из гофрированной бумаги
  2. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза
  3. Шар из цветной бумаги

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

2

4

2

5

Мастерская коллекции идей

Поделки из цветной бумаги

  1. Аппликация в рамке «Подарок»
  2. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли»
  3. Поздравительные открытки с окошком
  4. Букет для мамы
  5. Цветы (квиллинг)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Коллективная

4

4

4

2

6

6

Мастерская  оригами

Сюжетные аппликации

  1. Композиция «Солнце»
  2. Композиция «Колибри»

Групповая

Коллективная

4

2

7

Мастерская

конструиро-

вания и моделирова-ния

Вертушки,

парашют,

  1. Вертушка
  2. Парашют

Индивидуальная

Индивидуальная

4

4

Тематическое планирование

3 класс  (68 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Мастерская игротеки

Игрушки из картона

  1. Танграм
  2. Танцевальный снеговик

Индивидуальная

Групповая

2

4

2

Мастерская лепки

Лепка посуды

Чудо-посуда

Индивидуальная

4

3

Мастерская кукольного театра

Куклы из сукна и драпа, куклы из цветной бумаги

  1. Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба»
  2. Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек»

Групповая

Индивидуальная

6

4

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона

  1. Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона
  2. Упаковка «Елочка»

Групповая

Групповая

4

4

5

Мастерская коллекции идей

Игрушки с подвижными деталями

Слоненок подвижный

Групповая

6

6

Мастерская дизайна

Украшение коробок, панно, рамок для фотографий

  1. Украшение коробок яичной скорлупой
  2. Панно-тарелка из пуговиц
  3. Эстамп (украшение подарочной коробки)
  4. Украшение рамки для фотографий
  5. Бусы из фантиков

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

8

4

4

4

2

7

Мастерская изонити

Декоративные композиции из ниток

Композиции «Цыпленок»

Индивидуальная

6

8

Мастерская

конструиро-

вания и мо-

делирова-ния

Игрушки из поролона

Игрушка «Осьминог»

Групповая

6

Тематическое планирование

4 класс (68 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Мастерская игротеки

Головоломки из цветной бумаги

Пазлы из бумаги

Групповая

4

2

Мастерская дизайна

Декупаж , украшение мозаикой, аппликацией

1.Декупаж «Ваза под конфеты»

2.Украшение шкатулки мозаикой

3. Аппликация из ткани

Индивидуальная

Групповая

Групповая

4

4

2

3

Мастерская Деда Мороза

Маскарадные маски, идеи для костюмов

  1. Маски для карнавала в смешанной технике
  2. Идеи новогодних костюмов

Индивидуальная

Групповая

4

4

4

Мастерская мягкой игрушки

Куклы из сукна и драпа

Куклы Анишит- Йокоповны и летучей мыши

Групповая

8

5

Мастерская коллекции идей

Сувениры из пластика, футляры, вышивка

1.Сувениры из пластика

2.Футляр для карандашей из драпа

3. Вышивка крестом салфетки

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

4

4

6

6

Мастерская волшебной паутинки

Сувениры из ниток

Подвеска для цветочного горшка (макраме)

Индивидуальная

10

7

Мастерская бумагопластики

Бумажные цветы

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг

Групповая

8

8

Мастерская лепки

Декоративное панно из соленого теста

Панно «У самовара»

Групповая

6

Методическое обеспечение программы.

​ Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды, видеофильмы о народных промыслах и ремёслах.

​ Методическая литература по изготовлению народных игрушек.

​ Изделия народных мастеров для показа.

​ Образцы, сделанные педагогом, трафареты, заготовки.

​ Таблицы по основам цветоведения.

​ Раздаточные материалы, трафареты

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Город мастеров»

  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
  8. Пицык А.А.  Игрушки из соленого теста. М., 2010
  9. Энциклопедия поделок . М., 2004

Комплект компьютерного оборудования и оргтехники.

Комплект электронных пособий для начальной школы

Интернет ресурсы.

Список литературы

 Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004

 Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

 Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил.

 Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

 Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

 Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

 Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

 Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

 Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

 Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

 Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Список литературы для детей

 Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

 Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

 Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).

 Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

 Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

 Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).

 Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький мастер"

Программа разработана для занятий по внеурочной деятельности. Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения

Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....

Программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" 3 класс

Программа кружка «Город мастеров» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы Т.М. Рогозиной «Город мастеров».Ц...

Программа по внеурочной деятельности "Расчётно-конструкторское бюро", "Город мастеров"

Программа разработана на 4 года обучения в соответствии с ФГОС на основе примерной программы....