4 класс. РП по технологии к УМК "Школа России" с модулем "Декоративное творчество"
рабочая программа по технологии (4 класс)

Жданова Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету «Технология» для 4класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v.rp_tehnologiya.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Технология»

предмет «Технология»

4 класс

на 2019 – 2020 учебный год

Составитель:

Жданова И.А.,

 учитель начальных классов

                               высшей квалификационной категории

город Черняховск

2019 год

Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе:

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.-(Стандарты второго поколения).
  • Авторской программы по технологии. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных.учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 74 с. — ISBN 978-5-09-026576-8.;        
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2019-2020учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России» учебник  технологии:  Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю России и ее народов.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Освоение простейших способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  • Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание учебного предмета, курса

  1. Как работать с учебником (1 ч)

Как работать с учебником. Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты,

  1. Человек и земля (15 ч)

Вагоностроительный завод. Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися. Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка»

Автомобильный завод. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов.

Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика».

Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контр рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль».

Фаянсовый завод. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создаётся фаянс».

Швейная фабрика. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер. Изделие: «Прихватка».

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка».

Обувное производство. Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви».

Деревообрабатывающее производство. Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.

Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, ножкосяк. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений».

Кондитерская фабрика. Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия».

Бытовая техника. Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов».

Тепличное хозяйство. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы».

  1. Человек и вода (3 ч)

Водоканал.Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды».

Порт. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы».

Узелковое плетение. Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. Изделие: «Браслет».

  1. Человек и воздух (2 ч)

Самолётостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолёт».

Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей».

  1. Человек и информация (7ч)

Создание титульного листа. Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист».

Работа с таблицами. Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами.

Создание содержания книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно- издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». Практическая работа: «Содержание».

Переплётные работы. Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

Итоговый урок. Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.

         6.   Внутрипредметный модуль «Декоративное творчество»

История возникновения изонити. Материалы, инструменты, применяемые для вышивки изонитью. Правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг. Приемы вышивания на картоне. Перевод рисунка на картон разными способами. Выполнение образцов: солнце, елочка, цветок, снеговик, рыбка. Выполнение небольших картин.

Форма промежуточной  аттестации по технологии – защита проектной работы.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1.   Как работать с учебником

1 час

1.

Как работать с учебником

1

Раздел 2.   Человек и земля

15 часов

2.

Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележки)», «Кузов вагона»

1

3.

Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон»

Полезные ископаемые. Изделие «Шкатулка»

1

4.

Административная контрольная работа (входная)

1

5.

Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

1

6.

Монетный двор

1

7.

Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза»

1

8.

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

1

9.

Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка» по выбору.

1

10.

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

1

11.

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

1

12.

Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

1

13.

Административная контрольная работа (промежуточная)

1

14.

Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье» или «Пирожное картошка»

1

15.

Бытоваятехника.Изделия:«Настольнаялампа»,«Абажур.Сборканастольной лампы»

1

16.

Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы»

1

Раздел 3.   Человек и вода

3 часа

17.

Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды»

1

18.

Порт .Изделие «Канатная лестница»

1

19.

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

1

Раздел 4.   Человек и воздух

2 часа

20.

Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолёт»

1

21.

Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей»

1

Раздел 5.   Человек и информация

7 часов

22.

Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист»

1

23.

Работа с таблицами. Изделие «Таблица»

1

24.

Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание»

1

25.

Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание»

1

26.

Переплетные работы

1

27.

Защита проектов

1

28.

Административная контрольная работа (итоговая)Защита проектов

1

Раздел 6.   Внутрипредметный модуль «Декоративное творчество».

6 часов

29.

«Декоративное творчество»

История возникновения изонити.

1

30.

«Декоративное творчество»

Материалы, инструменты, применяемые для вышивки изонитью.

1

31.

«Декоративное творчество»

Правила заполнения геометрических мотивов: треугольник, квадрат, угол, круг.

1

32.

«Декоративное творчество»

Приемы вышивания на картоне. Перевод рисунка на картон разными способами.

1

33.

«Декоративное творчество»

Выполнение образцов: солнце, елочка, цветок, снеговик, рыбка.

1

34.

«Декоративное творчество»

Выполнение небольших картин.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество"

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу "Устное народное творчество" в виде тестовых заданий....