План-конспект занятия Введение в образовательную программу “Начальное техническое моделирование”.
план-конспект урока по технологии

Кириллова Ольга Викторовна

пробудить интерес к техническому творчеству через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

Введение в образовательную программу

Начальное техническое моделирование”.

Автор: Кириллова Ольга Викторовна, учитель технологии, педагог дополнительного образования ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»

Продолжительность занятия: 40 мин.

Участники: педагог дополнительного образования, группа обучающихся в количестве 10 человек. Возраст обучающихся – 8лет.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию, 5 столов, стулья по количеству участников, 1 стол для выставки, инструменты, приспособления, бумага, клей.

Наглядный материал:

Выставка поделок из картона и бумаги, модель самолета «Стрела».

Дидактический материал:

презентация, образец самолета, технологическая карта, инструкция по ТБ.

Подготовка к занятию: в центре класса – 5 столов, стулья - по количеству детей.

Цель: пробудить интерес к техническому творчеству через знакомство с основными направлениями работы по дополнительной образовательной программе «Начальное техническое моделирование».

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с деятельностью творческого объединения детей и содержанием образовательной программы “Начальное техническое моделирование ”;

- получение знаний о техническом творчестве.

2. Развивающие:

- формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии;

- пробуждение любознательности в области технического творчества;

3. Воспитывающие:

- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;

- создание атмосферы открытости и доверия;

- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям моделированием;

- воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.

Методы проведения занятия:

  • Словесный (рассказ, объяснение)
  • Наглядные (демонстрация наглядных пособий, презентация)
  • Практическая работа (самостоятельная работа под контролем педагога)
  • Подведение итогов: испытания моделей.

Литература:

1.Техническое творчество в начальных классах. Г.И. Перевертень, М., 1988.

2. От идеи до модели. В.А.Заворотнов., М., 1982.

3.Твори, выдумывай, пробуй. Сборник бумажных моделей. М., 1986.

4. Учебник «Мир вокруг нас», 1 класс, А.А.Плешаков

План занятия:

Беседа о НТМ

Демонстрация слайдов о деятельности объединения.

Игровая ситуация: Путешествие в Город технического моделирования.

Введение в образовательную программу:

- знакомство с деятельностью объединения с

помощью слайдовой презентации и выставки моделей техники.

Активизация познавательной деятельности.

Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.

Создание комфортной обстановки на занятии.

Первичная проверка понимания.

Введение в образовательную программу.

Понятийный словарь.

Понятийный аппарат по теме занятия. Знакомство с понятиями: моделирование,

чертеж.

Усвоение новых знаний.

Адекватность выбранных форм, методов, технологий.

Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы.

Постановка проблемы:

- какие этапы надо пройти, чтоб сделать модель;

Поиск решений проблемы.

Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений.

Практическая часть.

Самостоятельная работа под руководством педагога.

Проведение испытаний с изготовленными моделями самолета.

Практическая самостоятельная работа:

Изготовление модели самолета «Стрела», ТБ при изготовлении.

Демонстрация работы.

Выполнение практической работы.

Получение удовлетворения от выполненной работы, удовольствия при полете.

Постановка целей и их достижение.

III. Завершающий этап. Подведение итогов занятия (10 минут)

Обобщение. Рефлексия.

Приглашение на занятия в кружок НТМ.

Подведение итогов.

Обобщение полученных знаний.

Дают обратную связь через самооценку.

Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

I. Организационный этап. Знакомство.

Дети заходят в кабинет и рассаживаются за столы.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Елена Борисовна и я очень рада встрече с вами!

Я работаю педагогом в школе технического творчества и руковожу кружком, который называется «Начальное техническое моделирование».

Сегодня наше занятие будет связано с техникой, с транспортом, а также вы узнаете, чем ребята занимаются в нашем кружке.

Для того, чтобы занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Сегодня на занятии нашим талисманом будет вот этот маленький самолетик. Давайте встанем в круг и передавая самолет из рук в руки, каждый назовет свое имя.

Обучающиеся знакомятся, передавая модель самолета из рук в руки по очереди. А по окончании знакомства модель самолета остается на столе педагога.

Педагог:- Вот мы и познакомились! Ребята, посмотрите на солнышко, как оно нам улыбается и желает хорошего дня! А давайте, и мы подарим улыбку друг другу и всем присутствующим! Сегодня у нас с вами все получится!

II. Основной этап.

Введение в предмет.

Педагог: - Ребята! Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну мастеров, в город технического моделирования. А на чем же мы отправимся туда? Отгадайте загадку:

Крылатый, но не птица.

Летает в небесах.

В мгновенье может скрыться

В пушистых облаках.

Когда взлетает в небо

И набирает ход – закладывает уши,

Что это? – САМОЛЕТ.

Педагог: - Правильно! Ребята, а кто управляет самолетом? Кто ему помогает? (Капитан, штурман, пилот).

А еще в пассажирском самолете есть бортпроводница, которая общается с пассажирами, рассказывает им о полете. И чтобы ещё больше погрузить вас в атмосферу полета, позвольте надеть мне форму бортпроводницы, еще ее называют стюардесса.

- Вы готовы отправиться со мной в полет? Молодцы!

Педагог: - Цель нашего занятия – путешествия познакомиться с городом «Кружок технического моделирования», узнать, чем занимаются юные мастера и даже самим стать конструктором. Но все по порядку.

Наш полет начинается, и сейчас мы с вами подлетаем к нашему городу. Посмотрите, вот он какой – Город мастеров, (показывается общий слайд «Техническое моделирование»).

- Ребята, как вы думаете, что мастерят в этом городе, почему он называется «Кружок технического моделирования»?

- Правильно, потому что там юные техники – мальчики вашего возраста знакомятся с различного вида техникой. А кто догадается, что такое моделирование?

- Ребята, моделирование - это изготовление моделей транспорта, только в уменьшенном виде. Юные мастера из бумаги и картона делают или моделируют самые различные модели транспорта.

Давайте посмотрим, что же умеют делать ребята в этом городе.

Демонстрация работ на выставке.

Педагог: - А делать они умеют вот такие замечательные модели: автомобилей, кораблей, ракет, самолетов. Все модели сделаны из картона и бумаги. Но такими машинками можно даже играть, ведь колеса – то у них крутятся, кузов поднимается! У каждого юного мастера дома есть целая коллекция из тех моделей, которые он сделал. Не обязательно покупать дорогую игрушку в магазине, а можно постараться сделать ее своими руками!

Сейчас вы это и попробуете сделать!

Педагог: - Наш самолет совершает посадку в городе технического моделирования. И я предлагаю вам стать конструкторами и сделать модель вот такого военного самолета – истребителя «Стрела».

Педагог показывает готовую модель самолета.

2. Этапы построения модели.

Педагог: Ребята, посмотрите, перед вами лежат материалы и инструменты, которые понадобятся вам для работы. Это цветная бумага с чертежом, ножницы, клей, кисточки.

- Ребята, наши юные техники, когда делают модель какого-либо транспорта, должны пройти несколько шагов. Посмотрите на экран.

а) Последовательность выполнения модели (показывается на экране).

Первый шаг – это изготовление чертежа модели. Любая модель автомобиля, робота, самолета делается по чертежу.

А что такое чертеж? Это изображение детали с помощью линий, нанесенных на бумагу при помощи линейки.

А помогает сделать нам чертеж вот такая копировальная бумага.

Второй шаг – продавить линии сгиба на чертеже, чтобы бумага легче сгибалась.

Третий шаг – вырезать модель.

Педагог: - Друзья мои, сегодня у нас время для занятия ограниченно. Поэтому мы начнем с вами выполнять работу сразу с 3 шага. Это вырезание чертежа. Каким инструментом мы будем пользоваться? Ножницами. Давайте вспомним, как надо правильно работать ножницами.

б) Инструктаж по технике безопасности.

Педагог: Перед вами на столе лежат карточки, красного и зеленого цвета. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте карточкой нужного цвета (красная карточка – неправильный ответ; зеленая карточка – правильный ответ).

Варианты:

1.Ножницы можно держать концами вверх (красная карточка).

2.Нельзя оставлять ножницы в открытом виде (зеленая карточка).

3.Ножницы необходимо передавать закрытыми, кольцами вперед (зеленая карточка).

4.По классу можно ходить с открытыми ножницами (красная карточка).

5.Ножницами можно порезаться (зеленая карточка).

Педагог: Молодцы! Все прекрасно знают, как пользоваться ножницами. Отложите карточки в сторону.

Педагог: А я предлагаю вам, дорогие ребята, встать и немного размяться перед важной работой.

Физминутка.

Руки ставим все в разлёт

Появился самолёт

Мах крылом туда-сюда

Делай раз и делай два!

Молодцы! Садитесь!

Мы можем начинать работу.

в) Практическая работа.

Текущий инструктаж – целевые обходы:

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля.

Повторим.

Чтобы у нас получился вот такой самолет, мы должны сделать чертеж, продавить линии сгиба, вырезать детали. Возьмите в руки лист с чертежом. Посмотрите, сколько деталей, как вы думаете, на нем изображено. Давайте, посмотрим. Вот это – самая большая деталь – корпус самолета, здесь все есть: и крылья, и корпус. И еще у нас на чертеже есть кабина самолета, а это хвост. Ваша задача вырезать все три детали по контуру, по сплошным линиям, аккуратно. Я вам буду помогать, приступайте к работе.

Педагог: Молодцы, у вас получается очень хорошо.

Педагог: Переходим к 4 шагу – сгибание деталей по пунктирным линиям. Придаем форму нашему самолету.

Пятый шаг – начинаем склеивать. Работать мы с вами будем клеем ПВА, старайтесь много клея не наносить, чтоб наши самолеты получились аккуратными, чтобы вы могли полетать ни них!

- Сначала нам надо вклеить уплотнитель в нос самолета, чтоб он был покрепче. Вот так выглядит эта деталь. Возьмите ее и намажьте клеем сначала с одной стороны. Приклейте ее внутрь носа самолета, чтоб совпадали края. (Показываю). Так же намазываем клей с другой стороны, соединяем деталь. Далее приклеиваем крылья. Корпус самолета готов. Мы должны приклеить кабинку самолета и хвост.

Педагог: - Молодцы, хорошо получается! Осталось немного украсить наш самолет. Возьмите и приклейте звездочки на крылья.  Напишите название самолета, пусть это будет ваше имя.

-Здорово! Молодцы! Вот и вы сделали свою 1 модель! Очень хорошо летающую модель самолета «Стрела»! Хотите запустить модель?

- Давайте сначала подготовим рабочее место. Клей закрываем, обрезки бумаги убираем.

г) Испытания модели.

Дети с педагогом выходят в холл для запуска модели.

Инструктаж по ТБ при запуске модели.

д) Мини-соревнования.

Подведение итогов.

Педагог: - Юные пилоты, как хорошо летают ваши модели! Понравилось? Сегодня у нас все победители! И есть ребята, которым повезло чуть больше, их самолеты пролетели дальше других!

III. Итоги занятия.

Педагог: Ребята, наш самолет благополучно завершил путешествие по стране технического творчества. Как вы считаете, полет был интересным? В каких городах мы с вами побывали? Какие модели техники видели? Понравилось вам мастерить самолет? А запускать его? Кто захотел прийти в гости к нам в школу и записаться на кружок? Здорово!

IV. Рефлексия.

Педагог: А сейчас еще одно маленькое задание. Перед вами лежат смайлики: с улыбкой, грустный, и равнодушный. Вот какое у вас настроение сейчас, понравилось ли вам заниматься сегодня – выберите смайлик и прикрепите его.

Ребята, вы молодцы, как вы думаете? А давайте дружно: мы молоды! Мы супер!

Педагог: - А я говорю вам спасибо за наше с вами занятие, за творчество, за хорошее настроение, за вашу старательность и приглашаю вас записаться к нам в школу на занятия кружка НТМ. До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Начальное техническое моделирование"

Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования"    способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрыва...

ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»

   Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами,  научиться использовать различный ин...

ЮНЫЙ ТЕХНИК РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 ГОДА по образовательной программе начального технического моделирования «ХОЧУ ВСЁ УМЕТЬ»

   Данная рабочая тетрадь позволит обучающемуся в интересной, увлекательной форме познакомиться с приемами работы с чертежными инструментами,  научиться использовать различный ин...

Дополнительная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет научно-техническую направленность с элементами спортивно-технической направленности. Программа ориентир...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Образовательная программа «Начальное техническое моделирование»

Образовательная программа  "Начальное техническое моделирование" технической направленности разработана на основе программ по начальному техническому  конструированию и техническом...