Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

 Рыбьякова Ирина Анатольевна

УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технология 1-4 класс119 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Технология»

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по технологии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Концепцией духовно-нравственного развития школьника, основной образовательной программой начального общего образования и федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учетом авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой. Технология. 1  класс. - М.: Просвещение, 2013.  

Раздел II.  Предметные результаты:

  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.  
  • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.  - Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

Раздел III. Содержание учебного предмета «Технология»

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания 

Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.  

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).  

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).  

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.  Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

 

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты  

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.  

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.  

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.  

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).  

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.  

 

  1. Конструирование и моделирование  

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).  

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.  

                           

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения предмета «Технология» первоклассник научится:

  • организовывать своѐ рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления и художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-творческого знания;  выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
  • пользоваться доступными приѐмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами еѐ получения, хранения, переработки.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;  демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Критерии оценивания  

 

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в первом классе. При текущем контроле проверяются знания  умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертѐжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценивания качественных результатов выполнения заданий:  чѐткость, полнота и правильность ответа;

  • соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
  • аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
  • целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или

технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

 

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведѐтся безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы.

 

 

Учебно-тематический план 1 класс

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Сроки  

1

Природная мастерская

8

2

Пластилиновая мастерская

5

3

Бумажная мастерская

15

4

Текстильная мастерская

5

 

Рабочая программа рассчитана на 33 часа.

Количество часов в неделю - 1 

Количество часов за I четверть - 8

Количество часов за II четверть - 7

Количество часов за III четверть - 9

Количество часов за  IV четверть -9

 

Раздел IV. Тематическое планирование

п/п

 

Раздел

Тема

Количество часов

Дата

 

План

Факт

1

Природная мастерская

«Рукотворный и природный мир города».  

1

 

2

«Рукотворный и природный мир села».

1

 

3

На земле, на воде и в воздухе.  

1

 

4

«Природа и творчество. Природные материалы». Экскурсия в природу. Первичный инструктаж.

1

 

5

Работаем с природными материалами. Рабочее место. Листья и фантазии. Семена и фантазии.

1

 

6

Работаем с природными материалами. Рабочее место. Веточки и фантазии. Фантазии из желудей, шишек, каштанов.

1

 

7

Работаем с природными материалами. Рабочее место. Композиция из листьев. Что такое композиция?

1

 

8

Работаем с природными материалами. Рабочее место. Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?  

1

 

9

Пластилиновая мастерская

Материалы для лепки. Что может пластилин? Баночка для мелочей.

1

 

10

В мастерской кондитера. Как работает мастер?  Узор из пластилиновых шариков в крышке.

1

 

11

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Пластилиновая живопись.

1

 

12

НАШИ ПРОЕКТЫ. Аквариум.

1

 

13

НАШИ ПРОЕКТЫ. Аквариум.

1

 

14

Бумажная мастерская

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.  Ёлки из бумажных полос.

1

 

15

НАШИ ПРОЕКТЫ. Скоро новый год! Снежинки Деда Мороза.

1

 

16

НАШИ ПРОЕКТЫ. Скоро новый год! Снежинки Деда Мороза.

1

 

17

Школа оригами. Основные условные обозначения оригами.

1

 

18

Заготовка квадратов разного размера.  Базовые формы оригами.

1

 

19

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Фигурки оригами. «Бабочка»

1

 

20

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?  Фигурка «Божья коровка», «Птица»

1

 

21

«Наша родная армия».  Подарок ко Дню Защитника Отечества.

1

 

22

Ножницы. Что ты о них знаешь?

1

 

2

 

23

Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет?

1

 

24

Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? Весенний цветок.  

1

 

25

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

1

 

26

Весна. Какие краски у весны? Весна пришла.  

1

 

27

Настроение весны. Что такое колорит?  Весенние цветы из креповой бумаги.

1

 

28

Праздники и традиции весны. Какие они? Корзинка для пасхального яйца.  

1

 

29

Текстильная мастерская

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Маковые узелки.

1

 

30

Игла-труженица. Что умеет игла. Лучи-узелки на солнышке.

1

 

31

Вышивка. Для чего она нужна? Веселая игольница.

1

 

32

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закладка.

1

 

33

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Игольница.

1

 

 

 

 

 

Раздел V.  Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Дидактическое обеспечение 

Методическое обеспечение 

                 Учебники 

  • Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.  
  • Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2017.  

 

Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013               Методические пособия для учителя: 

1.  Роговцева Н.И. Уроки технологии. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011г.

 

 

Технические средства обучения

  1. Ноутбук.
  2. Экран.
  3. Проектор.

3

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...