Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
«Технология»
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по технологии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Концепцией духовно-нравственного развития школьника, основной образовательной программой начального общего образования и федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учетом авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой. Технология. 1 класс. - М.: Просвещение, 2013.
Раздел II. Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. - Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Раздел III. Содержание учебного предмета «Технология»
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
- Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Технология» первоклассник научится:
- организовывать своѐ рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления и художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-творческого знания; выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
- пользоваться доступными приѐмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами еѐ получения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Критерии оценивания
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в первом классе. При текущем контроле проверяются знания умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертѐжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценивания качественных результатов выполнения заданий: чѐткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или
технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» в первом классе нет, так как ведѐтся безотметочное обучение. В конце года проходят выставки детских работ, где у обучающихся появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Сроки |
1 | Природная мастерская | 8 | |
2 | Пластилиновая мастерская | 5 | |
3 | Бумажная мастерская | 15 | |
4 | Текстильная мастерская | 5 |
Рабочая программа рассчитана на 33 часа.
Количество часов в неделю - 1
Количество часов за I четверть - 8
Количество часов за II четверть - 7
Количество часов за III четверть - 9
Количество часов за IV четверть -9
Раздел IV. Тематическое планирование
№ п/п
| Раздел | Тема | Количество часов | Дата
| |
План | Факт | ||||
1 | Природная мастерская | «Рукотворный и природный мир города». | 1 |
| |
2 | «Рукотворный и природный мир села». | 1 |
| ||
3 | На земле, на воде и в воздухе. | 1 |
| ||
4 | «Природа и творчество. Природные материалы». Экскурсия в природу. Первичный инструктаж. | 1 |
| ||
5 | Работаем с природными материалами. Рабочее место. Листья и фантазии. Семена и фантазии. | 1 |
| ||
6 | Работаем с природными материалами. Рабочее место. Веточки и фантазии. Фантазии из желудей, шишек, каштанов. | 1 |
| ||
7 | Работаем с природными материалами. Рабочее место. Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 |
| ||
8 | Работаем с природными материалами. Рабочее место. Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? | 1 |
| ||
9 | Пластилиновая мастерская | Материалы для лепки. Что может пластилин? Баночка для мелочей. | 1 |
| |
10 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? Узор из пластилиновых шариков в крышке. | 1 |
| ||
11 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Пластилиновая живопись. | 1 |
| ||
12 | НАШИ ПРОЕКТЫ. Аквариум. | 1 |
| ||
13 | НАШИ ПРОЕКТЫ. Аквариум. | 1 |
| ||
14 | Бумажная мастерская | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Ёлки из бумажных полос. | 1 |
| |
15 | НАШИ ПРОЕКТЫ. Скоро новый год! Снежинки Деда Мороза. | 1 |
| ||
16 | НАШИ ПРОЕКТЫ. Скоро новый год! Снежинки Деда Мороза. | 1 |
| ||
17 | Школа оригами. Основные условные обозначения оригами. | 1 |
| ||
18 | Заготовка квадратов разного размера. Базовые формы оригами. | 1 |
| ||
19 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Фигурки оригами. «Бабочка» | 1 |
| ||
20 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Фигурка «Божья коровка», «Птица» | 1 |
| ||
21 | «Наша родная армия». Подарок ко Дню Защитника Отечества. | 1 |
| ||
22 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
|
2
23 | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет? | 1 |
| ||
24 | Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? Весенний цветок. | 1 |
| ||
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 |
| ||
26 | Весна. Какие краски у весны? Весна пришла. | 1 |
| ||
27 | Настроение весны. Что такое колорит? Весенние цветы из креповой бумаги. | 1 |
| ||
28 | Праздники и традиции весны. Какие они? Корзинка для пасхального яйца. | 1 |
| ||
29 | Текстильная мастерская | Мир тканей. Для чего нужны ткани? Маковые узелки. | 1 |
| |
30 | Игла-труженица. Что умеет игла. Лучи-узелки на солнышке. | 1 |
| ||
31 | Вышивка. Для чего она нужна? Веселая игольница. | 1 |
| ||
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закладка. | 1 |
| ||
33 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Игольница. | 1 |
|
Раздел V. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Учебники
| Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013 Методические пособия для учителя: 1. Роговцева Н.И. Уроки технологии. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011г.
|
Технические средства обучения
- Ноутбук.
- Экран.
- Проектор.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...