Рабочая программа по технологии 4 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по технологии (4 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора Н.И. Роговцевой УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя  школа №41»

Рассмотрена и одобрена                      Согласована                         Утверждена

на заседании методического              с заместителем                      руководителем                  

объединения                                          директора по УВР                образовательного

руководитель ШМО                                                                             учреждения

______________________                      _________________              ________________

    / Е.В. Догадова /                                  /О.П. Забенкова/                     /В.В. Терёхин/

 «29» августа 2019 г.                             «30» августа 2019 г.              «02» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

УМК «Школа России»

4 «Б» класс

Количество часов: 34

Учитель начальных классов: Горбунова Л.Н.

Учебный год: 2019-2020


Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, УМК «Перспектива». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2019.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2019-2020 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Технология» в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуется цель рабочей программы по предмету «Технология»:

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • развитие творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию, отображению объекта, процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); знаково-символического и пространственного мышления, творческого  мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических  задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно -  преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • развитие  эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
  • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения  развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».

В 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Технология» в 4 «Б» классе отводится 29 часов:

1. в I четверти – 8 часов,

2. во II четверти – 7 часов,

3. в III четверти – 8 часов,

4. в IV четверти – 6 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Технология» УМК «Школа России» для 4 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

2. Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. - М.: Просвещение, 2019.

Для учащегося:

1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова. Технология. 4 класса. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

2. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» учащихся 4 класса

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
  • ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
  • осознание своей ответственности за общее дело;
  • ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
  • уважение к чужому труду и результатам труда;
  • уважение к культурным традициям своего народа;
  • представление о себе как гражданине России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств окружающих людей;
  • готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
  • широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям; следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,
  • осознания себя как гражданина России.

Регулятивные

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения, оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно - образном и словесно-логическом уровнях;
  • адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • владеть общими приемами решения задач;
  • работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
  • находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
  • передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов;
  • выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковые систем, медиаресурсов;
  • делать выписки из используемых источников информации;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • ориентироваться па позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные

Обучающийся научится:

  • называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
  • выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
  • использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
  • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
  • отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
  • соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
  • узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
  • экономно расходовать используемые материалы;
  • применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
  • выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
  • изменять способы соединения деталей конструкции;
  • изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
  • размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
  • изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
  • наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать особенности проектной деятельности; осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность; разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
  • выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
  • прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы;
  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя;
  • писать и отправлять электронное письмо;

соблюдать режим и правила работы на компьютере.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

№ п/п

Название разделов и тем уроков

Название изделия

Человек и земля (20 ч)

1

Вагоностроительный завод.

 «Ходовая часть (тележка)»

2

Вагоностроительный завод.

«Пассажирский вагон»

3

Полезные ископаемые.

«Буровая вышка»

4

Полезные ископаемые.

«Малахитовая шкатулка»

5

Автомобильный завод.

 «КамАЗ»

6

Монетный двор. Проект «Медаль».

«Стороны медали»

7

Фаянсовый завод.

«Ваза»

8

Швейная фабрика.

«Прихватка»

9

Швейная фабрика.

«Новогодняя игрушка»

10

Швейная фабрика.

«Птичка»

11

Швейная фабрика.

«Подставка под горячее»

12

Обувная фабрика.

«Модель детской летней обуви»

13

Обувная фабрика.

«Модель детской летней обуви»

14

Деревообрабатывающее производство.

«Лесенка-опора для растений»

15

Деревообрабатывающее производство.

«Лесенка-опора для растений»

16

Кондитерская фабрика.

«Пирожное «Картошка»

17

Кондитерская фабрика.

«Шоколадное печенье»

18

Бытовая техника.

«Абажур»

19

Бытовая техника.

«Настольная лампа»

20

Тепличное хозяйство.

«Цветы для школьной клумбы»

Человек и вода (3 ч)

21

Водоканал.

«Фильтр для очистки воды»

22

Порт.

«Канатная лестница»

23

Узелковое плетение.

«Браслет»

Человек и воздух (3 ч)

24

Самолётостроение.

«Самолёт»

25

Ракетостроение.

«Ракета-носитель»

26

Летательный аппарат.

«Воздушный змей»

Человек и информация (3 ч)

27

Издательское дело.

«Титульный лист», «Таблица».

28

Содержания книги.

Создание работы  «Содержание»

29

Переплётные работы.

«Дневник путешественника»

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Выпускник научится:

  • иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), описывать их особенности;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно ­ историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Выпускник научится:

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно ­ художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно ­ художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Выпускник научится:

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно ­ эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Выпускник научится:

  • выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно ­ двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини ­ зарядку);
  • пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
  • пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Выпускник получит возможность научиться 

  • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
  • знакомиться с доступными способами получения информации, её хранения, переработки.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Особенности организации контроля по технологии

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка устных ответов:

Отметка

Норма выполнения

«5»

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4»

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3»

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2»

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка выполнения практических работ:

Отметка

Норма выполнения

«5»

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

«4»

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполняются приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3»

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • самостоятельность в работе была низкой;
  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2»

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Человек и земля

20 ч

2

Человек и вода

3 ч

3

Человек и воздух

3 ч

4

Человек и информация

3 ч

Итого:

29 ч

2. Календарно - тематическое планирование

Дата

Название разделов и тем уроков

Кол-во часов

Домашнее задание

план.

факт.

I четверть (8 ч)

Человек и земля (20 ч)

1

02.09

02.09

Вагоностроительный завод. Изделие «Ходовая часть (тележка)»,

1

Принести изображения пассажирского вагона.

2

09.09

09.09

Вагоностроительный завод. Изделие «Пассажирский вагон».

1

Принести изображения буровой вышки.

3

16.09

16.09

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка».

1

Принести изображение шкатулок.

4

23.09

23.09

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

1

Принести изображение машины КамАЗ.

5

30.09

30.09

Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ».

1

Принести изображения медалей.

6

07.10

07.10

Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали».

1

Принести изображения кухонной вазы.

7

14.10

14.10

Фаянсовый завод. Изделие «Ваза».

1

Принести изображения кухонной прихватки.

8

21.10

21.10

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка».

1

II четверть (7 ч)

9

11.11

11.11

Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка».

1

Принести изображения новогодней птички,  проволоку, 2 бусинки для птички.

10

18.11

18.11

Швейная фабрика. Изделие «Птичка».

1

Принести изображение подставки под горячее,  плотную ткань, пуговицы.

11

25.11

25.11

Швейная фабрика. Изделие «Подставка под горячее».

1

Принести изображение детской летней обуви,  плотную ткань (шерсть, сукно и т.д.).

12

02.12

02.12

Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви».

1

Принести изображения летней обуви.

13

09.12

09.12

Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви».

1

Принести изображение лесенки-опоры для растений.

14

16.12

16.12

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений».

1

Принести проволоку.

15

23.12

23.12

Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений».

1

III четверть (8 ч)

16

13.01

13.01

Кондитерская фабрика. Изделие «Пирожное «Картошка».

1

Принести продукты для пирожного "Картошка".

17

20.01

20.01

Кондитерская фабрика. Изделие «Шоколадное печенье».

1

Принести изображения абажуров для настольных ламп.

18

27.01

27.01

Бытовая техника. Изделие «Абажур».

1

Принести изображения настольных ламп.

19

03.02

03.02

Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа».

1

Посадить семена цветка с клумбы.

20

10.02

10.02

Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы».

1

Принести изображения фильтров для очистки воды.

Человек и вода (3 ч)

21

17.02

Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер».

1

Принести изображения канатной лестницы.

17.02

ДО. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер».

1

Выполнить модель фильтра для очистки воды.

22

02.03

02.03

Порт. Изделие «Канатная лестница».

1

Принести изображения женских браслетов.

23

16.03

16.03

Узелковое плетение. Изделие «Браслет».

1

IV четверть (6 ч)

Человек и воздух (3 ч)

24

06.04

Самолётостроение. Изделие «Самолёт».

1

Принести изображения ракеты.

06.04

ДО. Самолётостроение. Изделие «Самолёт».

1

Сделать модель любого самолёта.

25

13.04

Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель».

1

Принести изображения «Воздушного змея».

13.04

ДО. Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель».

1

Сделать модель любой ракеты.

26

20.04

Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей».

1

Принести изображение титульного листа книги.

20.04

ДО. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей».

1

Сделать модель воздушного змея.

Человек и информация (3 ч)

27

27.04

Издательское дело. Изделие «Титульный лист», «Таблица».

1

Принести изображение содержания книги.

27.04

ДО. Издательское дело. Изделие «Титульный лист», «Таблица».

1

Сделать Титульный лист к своей книге.

28

18.05

Содержания книги. Создание работы  «Содержание».

1

Создать содержание к своей книге.

29

25.05

Переплётные работы. Изделие «Дневник путешественника».

1

Итого:

29

27

Программный материал: скорректирован и пройден.

Учитель: Горбунова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").

Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....

Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России

Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

Рабочая программа по технологии 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...