Тема: "Кукла - оберег из ниток" - 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Ерёмина Александра Андреевна

Цель деятельности учителя: изготовление обучающимися изделия «Кукла из ниток». 

 

Планируемые результаты: 

Предметные:

•       знать историю возникновения куклы-оберега; 

•       знать этапы выполнения куклы-оберега из ниток; 

•       уметь изготавливать куклу-оберег из ниток. 

Личностные: 

•       принимать и осваивать социальную роль обучающегося; 

•       проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 

•       осознавать личностный смысл учения. 

 

Тип урока: «открытие» нового знания. 

 

Оборудование: материалы и инструменты для работы (нитки для вязания, картон, ножницы), образец куклы-оберега, учебная презентация.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kukla_iz_nitok_-_4_klass.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 4 КЛАССЕ

Тема: Изделие «Кукла из ниток»

 

Цель деятельности учителя: изготовление обучающимися изделия «Кукла из ниток».

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать историю возникновения куклы-оберега;
  • знать этапы выполнения куклы-оберега из ниток;  
  • уметь изготавливать куклу-оберег из ниток.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Оборудование: материалы и инструменты для работы (нитки для вязания, картон, ножницы), образец куклы-оберега, учебная презентация.  

 

 

Этап урока. Методы и приёмы 

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения

к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

Наглядный метод: учебная презентация.

1 мин

  • Здравствуйте ребята. Встаньте пожалуйста возле парт, проверьте, чтобы на столе были ножницы и нитки, всё остальное уберите.

  • Улыбнитесь своему соседу, настроимся на продуктивную работу на уроке. Садитесь.

ПРИВЕТСТВУЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 

 

ПРОВЕРЯЮТ ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ.

Р: саморегуляция. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и

мотивация

 

Словесный метод: рассказ, беседа.

 

Наглядный метод: учебная презентация, демонстрация – образец готового изделия.

 

5 мин  

 

  • Ребята,         отгадайте         загадку. Слушайте внимательно!

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

  • Правильно, это кукла.

  • Ребята, кто мне скажет, что такое кукла?

  • В глубокой древности у кукол было другое предназначение: она была человеку защитой от болезней,         несчастий,         злых         духов.         Кукла оберегла человека, её так и называли: «оберег» или «берегиня».
  • Посмотрите, какая кукла-оберег у меня в руках. Из какого материала она сделана?
  • Верно, сформулируйте тему нашего урока.  
  • Да, тема урока: Изделие «Кукла из ниток».
  • Каковы цели урока?  
  • Правильно!  

Цели урока:

  1. Узнать историю возникновения куклы - оберега.
  2. Научиться изготавливать куклу-оберег из ниток.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ. ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКУ.

 

 

 

  • Кукла.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

- Кукла – это игрушка в виде фигуры человека.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 

 

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Данная кукла сделана из ниток.
  • Тема нашего урока: «Кукла из ниток».
  • Цели урока: узнать историю возникновения куклы-оберега; научиться изготавливать куклу-оберег из ниток.

 

 

 

 

Р: целеполагание, коррекция.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; подведение под понятие; установление причинноследственных связей. К: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

История.

  • Как вы думаете, из каких ещё материалов изготавливали кукол?

  • Посмотрите разнообразие кукол-оберегов, которых изготавливали из ткани, травы, соломы, каждая из них имела своё название:
  • кукла «На счастье»;
  • кукла «Крупеничка» – оберег на сытость и достаток;
  • кукла «Лихоманка» – оберег от болезней;
  • кукла «Стригушка» была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы или травы.
  • Ребята, раньше русский народ изготавливал различные куклы-обереги, их очень много.  - Обратите внимание, что есть общего у этих кукол?
  • Кукол делали безликими. Считали, что через черты лица – глаза, рот, нос, брови – в куклу могут вселиться нечистые силы.  
  • Сегодня         мы         выполним         куклу-оберег «Мартиничку».
  • Как вы думаете, почему эту куклу так называют?
  • Кукол «Мартиничек» изготавливали из ниток. Их делали в первый месяц весны, в марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.

- Этих кукол прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, развешивали в доме и во дворе.

- Всё начало марта считалось временем разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, стараются навредить побольше напоследок.

- Поэтому роль Мартиничек заключается в том, чтобы уберечь от злых воздействий человека и его жилище.  

Кукол изготавливали из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

 

  • Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, соломы, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, теста, проволочек и многое другое.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 

 

 

 

 

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • У всех кукол нет глаз, носа, рта.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Название куклы «Мартиничка» происходит от слова «март», то есть её изготавливали весной, в марте.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 

 

 

соответствии с задачами и условиями коммуникации.

III. Постановка учебной задачи, планирование работы

 

Словесный метод: беседа.

 

Наглядный метод: демонстрация – образец готового изделия.

 

3 мин

Вопросы для анализа изделия (образец).

  • Рассмотрим образец куклы.
  • Скажите, простое это изделие, или сложное?

Почему?

  • Какова форма изделия?

  • Каким         способом         заготовлены         детали изделия?

  • Каким образом связаны детали изделия?

  • Посмотрите на слайд, верно ли составлен план? Назовите правильную последовательность.
  • Правильно, давайте приступим к работе.

 ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Это сложное изделие, так как состоит из нескольких деталей.
  • Форма изделия: фигура человека.
  • Детали изделия: с помощью ножниц заготавливали пучки ниток.
  • Перевязывание нитками.

- Нет. 1. Раскрой. 2. Разметка. 3. Сборка.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ; установление причинноследственных связей. К: постановка вопросов.

IV. Открытие нового знания

 

Словесный метод: беседа, объяснение, инструктаж.

 

Наглядный метод: учебная презентация, демонстрация – образец готового изделия.

24 мин

Демонстрация         выполнения         образца поэтапно.

  • Проговорим правила безопасной работы с ножницами.  

Внимание на доску! Показаны все пункты по технике безопасности при работе с ножницами. Назовём их.

Техника         безопасности         при         работе         с ножницами.

  1. Не держи ножницы концами вверх.
  2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
  3. При работе следи за пальцами рук.
  4. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
  5. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
  6. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу, когда он режет.

- Ребята, какой будет этап первым?

1. Разметка. 

  • Какие инструменты и материалы         нам понадобятся?
  • Верно, для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы и кусочек плотного картона.

  • Будем делать фигуру из ниток. Как это проще сделать? Как определить длину ниток?

  • Отмерять длину ниток по линейке – это очень долгий и неудобный способ.  

- У каждого из вас имеется картон, он поможет сделать пучки ниток быстро.  

- Но для начала заготовим пять ниток и отмерим их с помощью картона более длинной стороной и отложим их, они нам пригодятся в работе.

- Теперь приступим к непосредственному изготовлению кукле. Для этого вдоль более длинной стороны картона быстро нужно намотать нитку, пока не получится пучок нужной толщины (50 витков). Нитку наматываем свободно, чтобы картон не стягивался, но провисать нитки не должны.

- Приступайте к работе и намотайте нитку на картон, когда намотаете примерно 50 витков, покажите получившийся пучок мне.

- Ребята, кто скажет какой этап работы у нас следующий? Верно.

2. Раскрой. 

  • Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Для удобства, можно попросить соседа по парте о помощи.
  • После разрезаем нитки с другого конца картонки – получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его ещё и с противоположной стороны?

  • Хорошо, выполните это действие!

  • Далее оформляем голову куклы. Нужно отступить немного вниз от узла и обвязать ниткой.

  • - Делаем второй пучок, поменьше. Для этого нитки наматываем на картон вдоль короткой стороны (30 витков).
  • Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих?

  • Теперь намотайте нитки, покажите получившийся пучок мне.
  • Молодцы! Какой остался у нас этап?

3. Сборка. 

  • После продеваем меньшую заготовку (руки) через большую заготовку (туловище). Перевязываем большую заготовку посередине, чтобы получилась талия куклы. Обрезаем с обеих сторон и перевязываем ниткой.

- Для того что бы удобно было завязать, попросите соседа о помощи. Приступайте к работе.

  • В конце подравниваем руки и юбку ножницами.

Вы можете оформить свою куклу-оберег так, как вам нравится: украсить нитками другого цвета, повязать бантики и так далее.

 

- Разметка.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Нитки для вязания, ножницы, картон.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Можно отмерить по линейке и нарезать отдельные нитки, сложить их в пучки.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

 

 

ВЫПОЛНЯЮТ.

- Раскрой.

 

 

 

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрезать, кукла будет слишком маленькая.

 

 

 

 

 

 - С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ.

ВЫПОЛНЯЮТ.

 

Р: планирование. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера; синтез; установление причинноследственных связей. К: постановка вопросов.

V. Итог урока. Включение в систему знаний

 

Словесный метод: беседа.

 

7 мин

Вопросы на повторение теоретического материала.

  • Повторим этапы работы над нашей куклой - оберегом. Назовите последовательность её выполнения.

  • Для чего раньше изготавливали кукол?

  • Из каких материалов делали кукол?

- Какая особенность у кукол-оберегов?

- Какую куклу мы сегодня делали?

- Почему кукла-оберег «Мартиничка» имеет такое название?

- Из ниток каких цветов изготавливали кукол «Мартиничек»? Что это символизировало?

 

 

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

Последовательность выполнения         куклы - оберега из ниток:

  • Кукла-оберег была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
  • Кукол делали из самых разных материалов: из дерева, глины, соломы, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, теста, проволочек и многое другое
  • Кукол делали безликими. Считали, что через черты лица – глаза, рот, нос, брови – в куклу могут вселиться нечистые силы.
  • Мы сегодня делали куклу «Мартиничку».
  • Куколок «Мартиничек» делали в первый месяц весны, в марте, поэтому их так и назвали – Мартинички.
  • Мартиничек изготавливали из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца...

П: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинноследственных связей. К: постановка вопросов.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

 

Словесный метод: слово учителя, беседа.

 

Наглядный метод: учебная презентация, демонстрация готовых работ обучающихся.

  1. мин

- Каковы были цели нашего урока?

  • Достигли ли мы их?
  • Сейчас каждый, кто закончил работу, подходит к первой парте второго ряда и кладёт свою куклу-оберег.  

Полюбуемся на ваших кукол!

Выставка готовых работ.

  • Посмотрите, какие замечательные куклы у вас получились! Вы, их создатели, вложили в них частицу своей души и энергии.

Пусть ваши куклы-обереги принесут вам радость и счастье!

Давайте теперь проанализируем проделанную работу:

-Из каких пунктов плана состояла наша работа?

-Что далось труднее всего?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Где вы сможете использовать изделие?

-Посмотрите теперь каждый на свою работу и попробуйте самостоятельно её оценить, опираясь на следующие критерии:

1. Работа выполнена пошагово грамотно.

2. Работа выполнена в соответствии с планом.

3. Работа имеет опрятный и аккуратный внешний вид.

Уборка рабочих мест.

  • Наводим порядок на своих рабочих местах! - Ребята, вы большие молодцы! Спасибо за активную работу! До свидания!

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.

  • Цели урока: узнать историю возникновения куклы-оберега; научиться изготавливать куклу-оберег из ниток.
  • Да, мы достигли целей урока.

СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ. ОЦЕНИВАЮТ РАБОТУ ОПИРАЯСЬ НА КРИТЕРИИ.

 

 

 

 

НАВОДЯТ         ПОРЯДОК НА СВОЁМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ.

Р: оценка. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.