Главные вкладки

    Рабочая программа учебного предмета "Технология" с 1-4 классы
    рабочая программа по технологии

    Рабочая программа учебного предмета "Технология" с 1 - 4 кл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehn.docx73.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по учебному предмету технология составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного 6 октября 2009 года №373, приказа ГлавУО Курганской области от 11.06.2008 № 1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для общебразовательных учреждений Курганской области, реализующих общеобразовательные программы общего образования» №1297 от 01.07.2009 года, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по технологиии, на основе УМК по технологии, разработанныхН.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой.

    Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребѐнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Цели изучения технологии:

    • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями
    • освоение продуктивной проектной деятельности

    -формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда

    Задачи:

    -духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

    -развитие  эмоционально-ценностного  отношения        к  социальному  миру  и  миру  природы  через  формирование  позитивного

    отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

    -развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового

    и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

    -формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях

    Общая характеристика учебного предмета

    Теоретической основой данной программы являются:

    • Системно-деятельностныйподход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности: переход

    внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

    • Теорияразвитияличностиучащегося на основе освоения универсальныхспособовдеятельности : понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно - нравственного и социального опыта.

    Программа обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

    Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

    Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

    • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

    • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки,раскроя, сборки, отделки;
    • первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

    • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
    • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

    • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

    • проектнаядеятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

    • использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

    • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

    • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

    Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения,

    работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

    Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

    Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

    Место предмета «Технология» в учебном плане:

    На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

    Результаты изучения предмета

    Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих  результатов:

    Личностные результаты:

    • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

    • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты:

    • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
    • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
    • условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

    • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

    • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек

    зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Предметные результаты:

    • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

    • Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

    • Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

    • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
    • Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

    Учебно-тематический план

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Название раздела

    (кол-во

    (кол-во

    (кол-во

    (кол-во

    п\п

    часов)

    часов)

    часов)

    часов)

    1

    Давайте познакомимся

    3

    1

    1

    1

    2

    Человек и земля

    21

    23

    21

    21

    3

    Человек и вода

    3

    3

    4

    3

    4

    Человек и воздух

    3

    3

    3

    3

    5

    Человек и информация

    3

    4

    5

    6

    ИТОГО

    33

    34

    34

    34

    Содержание учебного предмета «Технология»

    Раздел1: Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

    В результате изучения темы:

    Ученик научится:

    Ученик получит возможность научиться:

    • называть наиболее распространенные в своем

    • уважительно относиться к труду людей;

    регионе традиционные народные промыслы и

    ремесла, современные профессии (в том числе

    • понимать культурно-историческую ценность

    профессии своих родителей) и описывать их особенности;

    • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

    • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

    • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.


    традиций, отраженных в предметном мир, и уважать их;

    • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,

    демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

    Предметное содержание:

    Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

    Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

    Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).

    Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

    Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

    Раздел2: Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

    В результате изучения темы:

    Ученик научится:

    Ученик получит возможность научиться:

    • на основе полученных представлений о

    отбирать и выстраивать оптимальную

    многообразии материалов, их видах, свойствах,

    технологическую последовательность реализации

    происхождении, практическом применении в жизни

    собственного или предложенного учителем

    осознанно подбирать доступные в обработке

    замысла;

    материалы для изделий по декоративно-

    художественным и конструктивным свойствам в

    • прогнозировать конечный практический

    соответствии с поставленной задачей;

    результат и самостоятельно комбинировать

    художественные технологии в соответствии с

    • отбирать и выполнять в зависимости от свойств

    конструктивной или декоративно-

    освоенных материалов оптимальные и доступные

    художественной задачей.

    технологические приѐмы их ручной обработки при

    разметке деталей, их выделении из заготовки,

    формообразовании, сборке и отделке изделия;

    экономно расходовать используемые материалы;

    • применять приѐмы безопасной работы ручными

    инструментами: чертежными (линейка, угольник,

    циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);

    • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

    Предметное содержание:

    Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

    Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

    Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

    Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

    Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

    Раздел3: Конструирование и моделирование

    В результате изучения темы:

    Ученик научится:

    Ученик получит возможность научиться:

    • анализировать устройство изделия: выделять

    соотносить

    объемную

    конструкцию,

    детали, их форму, определять взаимное расположение,

    основанную

    на

    правильных

    геометрических

    виды соединения деталей;

    формах, с изображениями их разверток;

    • решать простейшие задачи конструктивного

    •  создавать  мысленный  образ  конструкции  с

    характера по изменению вида и способа соединения

    целью  решения  определенной

    конструкторской

    деталей: на достраивание, придание новых свойств

    задачи

    или

    передачи

    определенной

    конструкции, а также другие доступные и сходные по

    художественно-эстетической

    информации,

    сложности задачи (в том числе в интерактивных средах

    воплощать этот образ в материале.

    на компьютере);

    • изготавливать несложные конструкции изделий по

    рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и

    доступным заданным условиям (в том числе в

    интерактивных средах на компьютере).

    Предметное содержание:

    Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их

    сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

    Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

    Раздел4: Практика работы на компьютере

    В результате изучения темы:

    Ученик научится

    Ученик получит возможность

    научиться

    • соблюдать безопасные приѐмы труда, пользоваться

    • пользоваться доступными приѐмами

    персональным компьютером для воспроизведения и поиска

    работы с готовой текстовой, визуальной,

    необходимой информации в ресурсе компьютера, для

    звуковой информацией в сети Интернет,

    решения доступных конструкторско-технологических

    а также познакомится с доступными

    задач;

    способами еѐ получения, хранения,

    переработки.

    • использовать простейшие приѐмы работы с готовыми

    электронными ресурсами: активировать, читать

    информацию,выполнять задания;

    • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному

    рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

    Предметное содержание:

    Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,

    использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

    Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

    Содержание учебного материала

    1. класс

    Введение – 2часа

    Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Знакомство с учебником и условными обозначениями. Осмысление

    собственных интересов.

    Общее понятие о материалах, их назначении. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Организация рабочего места.

    Значение слова «технология». Общее представление о технологических процессах.

    Человек и земля – 21 час

    Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, предметы быта) разных народов России. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира.

    Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

    Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека.

    Название и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов (бумаги, пластилина, ткани).

    Профессии: садовод, овощевод, цветовод.

    Многообразие природных материалов. Виды природных материалов (листья), их свойства, подготовка к работе. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

    Пластилин, его происхождение, свойства, подготовка к работе. Техника соединения пластилином. Приѐм деления пластилина с помощью стеки и нитки. Пластический способ лепки: из целого куска. Вылепливание сложной формы из нескольких

    частей. Инструменты и приспособления для обработки пластилина, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

    Бумага, еѐ происхождение, свойства. Техника «коллаж». Инструменты и приспособления для обработки бумаги, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Экономное расходование бумаги.

    Ткань, нитки, общее понятие, виды, свойства, происхождение, назначение. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом «змейкой», строчки стежков с перевивом «спираль». Использование различных видов стежков для оформления изделия. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию. Приѐмы пришивания пуговиц. Инструменты и приспособления для обработки ткани и ниток, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

    Конструктор, его детали, способы соединения деталей. Инструменты и правила безопасного использования.

    Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование трудового процесса. Выстраивание последовательности практических действий и операций. Анализ задания. Анализ устройства

    • назначение изделия. Контроль и корректировка хода работы.

    Элементарная проектная деятельность. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.

    Изготовление по образцу, по рисунку, по выбору учащихся.

    Изделия: аппликация из листьев, аппликация из пластилина, сувенир «Мудрая сова», получение и сушка семян, волшебные фигуры (из бумаги), закладка из бумаги, пчѐлы и соты, котѐнок (из пластилина), домик из веток, торшер, чайная чашка (из пластилина), стул (из картона), кукла из ниток, строчки стежков, закладка с вышивкой, тачка (из деталей конструктора). Проекты: осенний урожай (из пластилина), дикие животные («коллаж»), украшение на ѐлку (из бумаги и картона).

    Человек и вода – 3 часа

    Материалы и приспособления для проращивания семян. Правила ухода за комнатными растениями. Инструменты и приспособления для ухода за комнатными растениями, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.

    Выбор материалов по их декоративно-художественным конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

    Моделирование и конструирование из различных материалов. Составление композиции по образцу.

    Отбор и анализ информации, еѐ использование в организации работы.

    Работа в малых группах, осуществление сотрудничества.

    Изготовление по образцу, по выбору учащихся.

    Изделия: проращивание семян, колодец.

    Проект: речной флот.

    Человек и воздух – 4 часа

    Разнообразие предметов рукотворного мира (техника).

    Рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов.

    Экономное расходование материалов.

    Бумага, подготовка еѐ к работе. Техники обработки: «рваная бумага», «оригами».

    Изготовление по образцу, шаблону, по рисунку.

    Изделия: вертушка, мозаика «Попугай», самолѐтик, макет «Парашют».

    Человек и информация – 3 часа

    Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения и переработки информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Освоение правил безопасного пользования компьютером. Бережное отношение к техническим устройствам.

    Создание рисунка на пластичном материале. Элементарная творческая деятельность.

    Изделия: зашифрованное письмо, важные телефонные номера.

    1. класс Введение – 1 час

    Знакомство с учебником и условными обозначениями.

    Инструменты и приспособления для обработки материалов (повторение).

    Техника обработки бумаги – «папье-маше»

    Человек и земля – 23 часа

    Разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, посуда). Материалы, из которых изготавливается посуда. Особенности внешнего вида, отражающие природные, географические и социальные условия народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Особенности материалов, внешнего вида одежды народов России.

    Технология выращивания лука на перо.

    Природные материалы, их свойства. Технология – мозаика из крупы, семян растений.

    Пластичные материалы (глина, пластилин, солѐное тесто), подготовка к работе.сравнение их свойств. Глина, еѐ происхождение. Приѐм лепки мелких деталей, рельефная лепка. Приѐм смешивания пластилина для получения новых оттенков. Технология выполнения объѐмных изделий. Освоение техники – тестопластика. Инструменты и приспособления для обработки пластичных материалов.

    Бумага. Приѐм изготовления объѐмных изделий на основе развѐртки. Формообразование деталей из бумаги. Освоение приѐмов плетения бумажных полосок. Конструирование мебели из картона. Аппликация.

    Ткань, тканые материалы, нитки, виды и свойства. Натуральные ткани. Плетение. Приѐм плетения в три нити. Техника – «изонить». Правила безопасного пользования иглой. Инструменты и приспособления для вышивки, выполнение приѐмов их безопасного использования.

    Выполнение основных технологических операций ручной обработки ткани, бумаги и картона (разметка, резание, соединение, отделка изделия).

    Особенности декоративных орнаментов разных народов России. Отделка изделия в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (Хохлома, Городец, Дымково). Выполнение отделки в соответствии с особенностями орнамента русского костюма.

    Профессии: садовод, овощевод; гончар, мастер-корзинщик; пекарь, кондитер; животновод, конюх, коневод; игрушечник, резчик по дереву; плотник; печник, истопник; каменщик, кровельщик; рыболов).

    Анализ задания. Отбор и анализ информации. Получение и переработка информации. Планирование трудового процесса. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем столе материалов и инструментов. Распределение рабочего времени.

    Элементарная творческая и проектная деятельность. Осуществление сотрудничества.

    Изделия: чашечка (папье-маше), корзина с цветами (бумага, нитки), грибы на поляне (пластилин, природные материалы), игрушка-сувенир (тесто), хохломская роспись (на чашечке с 1-ого урока), Городецкая роспись (аппликация из бумаги), дымковская игрушка (пластилин), матрѐшка (ткань, бумага), пейзаж «Деревня» (пластилин), лошадка (бумага), курочка (аппликация из крупы), новогодняя маска (бумага), изба (бумага). Проект: праздничный стол (тестопластика), деревенский двор (бумага).

    Человек и вода – 3 часа

    Элементарные правила создания предметов рукотворного мира.

    Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

    Приѐмы обработки бумаги и волокнистых материалов, природных материалов. Техника – «изонить». Разметка по шаблону и

    на глаз. Элементарная творческая и проектная деятельность.

    Изделия: золотая рыбка (изонить), русалка (бумага, текстиль).

    Проект: аквариум (природный материал).

    Человек и воздух – 3 часа

    Особенности тематики изделий декоративного искусства народов Севера.

    Приѐмы работы с бумагой (сгибание, складывание). Изготовление изделия на основе развѐртки.

    Планирование трудового процесса. Получение и переработка информации. Анализ устройства и его назначение.Проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

    Металлизированная бумага (фольга), приѐмы еѐ обработки.

    Изделия: птица счастья (бумага), ветряная мельница (бумага), флюгер (фольга).

    Человек и информация – 4 часа

    Способы хранения информации. Простейшие приѐмы поиска информации: по ключевым словам, по каталогам. Поиск информации в Интернете. Использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на компьютере.

    Разметка по линейке. Отделка изделия.

    Изделие: книжка.

    1. класс

    Вводный урок – 1 час

    Знакомство с учебником и условными обозначениями.

    Инструменты и приспособления для обработки материалов (повторение).

    Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды. Бережное отношение к природе.

    Человек и земля – 21 час

    Особенности тематики, материалов внешнего вида изделий разных народов. Разнообразие предметов рукотворного мира

    (техника).

    Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб; дворник, ландшафтный дизайнер, озеленитель; модельер, закройщик, портной, швея; ткач, прядильщица; кулинар, официант; инженер-конструктор, автослесарь).

    Виды        условных        графических        изображений.        Название        линий        чертежа.        Чтение        условных        графических        изображений.

    Использование измерений и построений для решения практических задач. Разметка с помощью линейки.

    Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

    Металл, его свойства. Инструменты и приспособления для обработки проволоки, выполнение приѐмов их безопасного использования.

    Бумага. Выполнение основных технологических операций обработки бумаги: разметка с опорой на эскиз, выделение деталей, сборка изделия, его отделка. Конструирование из бумаги.

    Ткань, виды ткани и свойства. Производство ткани. Пряжа. Виды ниток. Виды плетения. Изготовление гобелена. Безопасное использование иглы. Техника выполнения швов (стебельчатый, петельный, крестообразный). Разметка ткани по шаблону, резание ножницами. Инструменты и приспособления для обработки ткани, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Инструменты для вязания, выполнение приѐмов безопасного их использования. Аппликация из ткани.

    Выполнение аппликации из ткани с использованием изученных швов.

    Плетение бисером. Правила безопасного использования бисера.


    Бисер, его виды, свойства, способы использования.

    Пластичные материалы и приѐмы их обработки: тесто, пластилин.

    Природные материалы – соломка, еѐ свойства, подготовка к работе. Инструменты и приспособления для обработки соломки, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования

    Кухонные инструменты и приспособления, правила их безопасного использования. Выполнение доступных видов по самообслуживанию (приготовление завтрака, десерта, бутерброда, канапе).

    Организация рабочего места. Контроль и корректировка хода работы. Проверка изделия в действии. Отбор и анализ информации.

    Анализ устройства и назначение изделия.

    Элементарная творческая и проектная деятельность.

    Конструктор, конструирование из деталей конструктора. Виды и способы соединения деталей.

    Изделия: дом (бумага), макет телебашни (металл), городской парк (природный материал, бумага), строчки швов, аппликация из ткани, гобелен, воздушные петли, одежда для кукол, браслетик из бисера, макет весов, фруктовый завтрак (десерт), колпачок на яйцо, салфетница (бумага), бутерброд, канапе, брелок (тесто), аппликация из соломки, упаковочная коробка, фургон (бумага), грузовик, яхта (конструктор), мост (различные материалы), осьминог (текстиль), фонтан (пластилин). Проекты: детская площадка.

    Человек и вода – 4 часа

    Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

    Профессии: кораблестроитель, ихтиолог.

    Анализ устройства и его назначение. Организация рабочего места.

    Моделирование из различных материалов по образцу.

    Конструктор, детали конструктора. Виды и способы соединений.

    Текстиль. Создание объѐмных игрушек.

    Пластичные материалы и приѐмы их обработки: пластилин.

    Человек и воздух – 3 часа

    Бумага, еѐ свойства. Техника – папье-маше. Изготовление изделия в технике оригами по схеме. Соединение деталей Конструирование по рисунку

    Профессии: лѐтчик, штурман, авиаконструктор

    Чтение условных графических изображений.

    Изделия: птицы (бумага), вертолѐт «Муха», воздушный шар (папье-маше).

    Человек и информация – 5 часов

    Способы хранения, получения и передачи информации. Отбор и анализ информации, еѐ использование в организации работы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.

    Разметка с опорой на простейший чертѐж. Освоение переплѐтных работ.

    Профессии: переплѐтчик, печатник, почтальон, почтовый служащий).

    Культура межличностных отношений в совместной деятельности.

    Изделия: переплѐтные работы, подписание конверта, афиша.

    Проект: кукольный театр.

    1. класс

    Вводный урок – 1 час

    Инструменты и приспособления для обработки различных материалов. Планирование трудового процесса. Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.

    Человек и земля – 22 час

    Общее представлениео конструировании как создании конструкции технических изделий. Групповой проект. Индивидуальный проект. Осуществление сотрудничества. Использование измерений и построений для решения практических задач. Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкций и способы их сборки. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Подбор материалов. Сборка и отделка изделия. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Конструирование. Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций. Виды и способы соединения. Изделие, деталь. Различные виды конструкции и способы их сборки. Инструменты и приспособления для обработки фольги, выполнение приѐмов рационального и безопасного использования. Изготовление изделия по рисунку. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Анализ задания, организация рабочего места. Отбор и анализ информации, еѐ использование в организации работы. Отделка изделия (окрашивание, декорирование). Разнообразие предметов рукотворного мира. Текстильные материалы. Разметка на глаз, с помощью циркуля, лекала. Выполнение отделки. Выполнение приѐмов безопасного использования инструментов для обработки ткани. Планирование трудового процесса. Формообразование деталей. Инструменты и приспособления для обработки бумаги, выполнение приѐмов еѐ рационального и безопасного использования. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность). Древесина. Инструменты и приспособления для обработки древесины, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Конструирование из дерева. Проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений Организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Многообразие материалов и их практическое применение

    • жизни. Проверка изделия в действии. Основные операции ручной обработки бумаги. Выполнение доступных видов работ по домашнему труду. Конструирование из различных материалов по заданным условиям.

    Профессии: геолог, буровик, мастер по камню, скульптур, художник, изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик, обувщик, столяр, кондитер, технолог-кондитер, слесарь-электрик, электрик, электромонтѐр, агроном, овощевод.

    Изделия: ходовая часть (тележка), кузов вагона, пассажирский вагон, буровая вышка, малахитовая шкатулка, КамАЗ, кузов грузовика, стороны медали, медаль, основа для вазы, ваза, прихватка, новогодняя игрушка, птичка, модель детской летней обуви, технический рисунок лесенки-опоры для растений, лесенка-опора для растений, пирожное «Картошка»», шоколадное печенье, настольная лампа, абажур, сборка настольной лампы, цветы для школьной клумбы.

    Человек и вода – 3 часа

    Выстраивание последовательности технологических операций. Моделирование изделия по рисунку. Проверка изделия действии. Выбор материалов по их конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки. Подготовка материалов к работе. Исследование технологических свойств ниток. Изготовления изделия по рисунку. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

    Изделия: фильтр для очистки воды, канатная лестница, браслет

    Человек и воздух – 3 часа

    Конструирование изделий по образцу. Сборка изделия. Проверка в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Конструирование как создание конструкции технических изделий. Разметка деталей с опорой на чертѐж. Отделка изделия. Понятие о конструкции воздушного змея. Разметка с помощью линейки, сгибанием. Изготовление изделия по схеме. Профессии: лѐтчик, космонавт.

    Изделия: самолѐт, ракета-носитель, воздушный змей

    Человек и информация – 5 часов

    Работа с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях (СД). Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word, PowerPoint. Правила работы накомпьютере. Работа с таблицами: преобразование, создание, сохранение, удаление. Подготовка бумаги к работе. Экономное расходование. Инструменты и приспособления для обработки бумаги, выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования. Изготовление изделия по эскизу. Основные требования к изделию (соответствие внешнего оформления назначению изделия). Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.

    Изделия: титульный лист, содержание, книга «Дневник путешественника»

    СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕХНОЛОГИИ

    Характеристика цифровой оценки (отметки) устного опроса

    «5» ставится, если ученик полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; правильно и обстоятельно

    отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    «4» ставится, если ученик в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    «3» ставится, если ученик не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; не может дать ответ на дополнительные вопросы.

    «2» ставится, если ученик не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

    Характеристика цифровой оценки (отметки) практической работы

    «5» ставится, если ученик тщательно спланировал труд и рационально организовал рабочее место; правильно выполнял приемы труда, самостоятельно и творчески выполнял работу; изготовил изделие с учетом установленных требований; полностью соблюдал правила техники безопасности.

    «4» ставится, если учеником допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена на 10-15 %; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.

    «3» ставится, если имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места: отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности.

    «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.

    Критерии цифровой оценки (отметки) творческого проекта

    • оригинальность темы и идеи проекта;
    • конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования);

    • технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности);
    • эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры);

    • экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

    • экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
    • информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

    Характеристика цифровой оценки (отметки) творческого проекта:

    «5» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и

    творчески;

    «4» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении

    проекта небольшие отклонения; общий вид изделия эстетичен; «3» - проект выполнен в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные

    операции выполнены с отклонением от заданной темы (если не было на то установки); оформлен небрежно или не закончен в

    срок;

    «2» - ученик самостоятельно не справился с проектом, нарушена технологическая последовательность, при выполнении проекта

    допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Книгопечатная продукция:

    1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы.1—4 классы.

    Учебники

    Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник.1 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.Учебник. 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология.Учебник, 3 класс.

    Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., АнащенковаС.В.Технология. Учебник, 4 класс.

    Рабочие тетради

    Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочаятетрадь. 1 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочаятетрадь. 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочаятетрадь. 3 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова С.В. Технология.Рабочая тетрадь. 4 класс

    Методические пособия

    Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии 1класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 3 класс.

    Роговцева Н.И., Шипилова Н.В. . Уроки технологии 4 класс.электронный доступ «Технология. Технологические карты» для 1 и 2 классов – сайт издательства «Просвещение»

    /Печатные пособия:

    Демонстрационный и раздаточный материал Коллекции «Бумага и картон», «Лѐн», «Хлопок», «Шерсть»

    Информационно-коммуникативные средства

    Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология.1 класс» Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология.2 класс» Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология.3 класс» Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И. «Технология.4 класс»

    Экранно- звуковые пособия.

    Технические средства обучения

    Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование.

    Набор металлических конструкторов.

    Набор пластмассовых конструкторов «Лего».

    Набор демонстрационных материалов, колллекций (в соответствии спрограммой)

    Объѐмные модели геометрических фигур.

    Заготовки природного материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

    Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика». 2 класс, I ступень, базовый уровень

    Рабочая программа составлена на основе программы «Школа России»(под редакцией Плешакова), сб. Концепция и программы для начальных классов,Ч 1., М., Просвещение, 2010г. Авторы: М.И.Моро, Ю.М. Колягин, ...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» для второго класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федерального государственного стандарта начального...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

    Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математи...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и ...