Конспект урока по технологии 2 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Фризоргер Екатерина Дмитриевна

Тема урока : Народные промыслы. Матрёшка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2_klass.docx76.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (АППЛИЦИРОВАНИЕ). МАТРЕШКА

Цели 
деятельности
педагога

Закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью; познакомить с историей матрешки; учить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; кусочки ткани, клей, ножницы; материалы для отделки изделия – тесьма, блестки, бисер

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: сориентированы на бережное отношение к материалу, уважительное отношение к творчеству народных мастеров; проявляют интерес к народным промыслам.

Предметные: закрепят знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), навыки работы с тканью.


Окончание табл.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

 познавательные – научатся анализировать образец, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога»;

 коммуникативные – научатся слушать и понимать высказывания собеседников, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Подведение

к цели урока

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Заслушивает сообщения учащихся о работах, сделанных на прошлом уроке.

– Дымковская игрушка ценится во всем мире. Аналогичных игрушек нет нигде. Но все-таки символом России стала совсем другая – куколка. Вы можете назвать ее. Конечно, это матрешка

Рассказывают о поделках

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

 II. Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ об истории матрешек. Работа

с учебником

(с. 30).

Просмотр мультимедийной презентации

или изделий

– Прочитайте стихотворение в учебнике и расскажите, как вы его понимаете. В чем секрет русской матрешки?

Читает стихотворение:

Цветастое платье, румяные щечки!
Ее открываем – в ней прячется дочка.
Матрешки танцуют, матрешки смеются
И радостно просят тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают прямо в ладошки –
Какие веселые эти матрешки!

– Матрешка – наиболее известный и любимый всеми русский сувенир. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.

В девяностых годах XIX века в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика-мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка
в простонародном городском костюме: сарафане,

Рассматривают изделия; анализируют информацию, делятся впечатлениями, рассказывают
о том, что особенно поразило
в первой встрече

с творчеством народных мастеров-матрешечников

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о матрешках.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: проявляют желание узнать и научиться новому

 

переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя Матрена тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки». Имя Матрена символизирует богатырское здоровье, успех, благополучие.

(См. дополнительный материал к уроку.)

Знакомство

с профессиями резчика

и игрушечника. Работа

с учебником (с. 32)

– Из чего сделана игрушка? Как называется профессия мастера, вытачивающего игрушку?

– Прочитайте об этих профессиях в учебнике

(с. 32).

Организует беседу по вопросам.

– Что делает резчик?

– Какими инструментами он работает?

– Что делает игрушечник?

Читают статью в учебнике, рассматривают изделия, анализируют информацию, отвечают

на вопросы

Личностные: имеют желание

узнать и научиться новому.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания

Беседа «Особенности создания матрешки»

– Рассмотрите матрешку и расскажите о ней. Из каких операций, по вашему мнению, состоит процесс создания матрешки? Расставьте технологические операции в нужном порядке.

Слушают учителя, рассматривают изде-

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей беседе,

 

Учитель прикрепляет к доске листочки с написанными операциями в любой последовательности. Учащиеся должны их расставить в нужном порядке.

Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Вытачивание формы на токарном станке. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум восьмиместные, а в последние годы появились 35-местные, даже 70-местные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-местная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу надевается на донце. Благодаря тому что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Подготовка формы под роспись. Форму шкурят

и грунтуют.

лия; анализируют информацию, отвечают на вопросы; сравнивают изделия, узор; участвуют

в коллективном обсуждении, формулируют вывод

соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: общеучебные – умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников об особенностях создания и росписи матрешек; умеют сравнивать узоры, используемые в росписи изделий народных промыслов, наблюдать и выделять в процессе рассматривания матрешек особенности их росписи, анализировать способ создания

 

Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.

Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют рабочее место

Познавательные: общеучебные –умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Беседа «Что

и как мы будем делать»

– Сегодня мы будем делать матрешку, но способ изготовления будет нетрадиционным. Каким? Давайте посмотрим. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его по заданному плану.

Анализируют конструкцию изделия,

Личностные: имеют знания о гигиене труда. 

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно

 

Как называется техника, в которой мы будем делать изделие? Какие материалы нам потребуются для работы? Что вы знаете о ткани? В чем отличия разных видов тканей? Каков порядок работы над изделием?

Демонстрирует приемы разметки на ткани, привлекает учащихся к обсуждению: «Как украсить изделия?» и т. п.

узнают

и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы; составляют план работы над изделием, проговаривают его вслух

выделять и формулировать познавательную цель, производить логические мыслительные

операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода

об элементах декора и росписи,

определения материалов, инструментов и приемов работы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; составляют план выполнения работ на основе слайдового плана.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните матрешку в технике аппликации

Отбирают инструменты в зависимости от вида работы; выстраивают последовательность реализации собственного замысла; выполняют поделку

Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.

Регулятивные: умеют контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда

 

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают поделки, оценивают

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Какую технику работы вы сегодня использовали для создания поделки?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Заключительное слово

Читает стихотворение:

Ой ты, барышня-матрешка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты, барышня-матрешка,

Разноцветная одежка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

                              С. Иванов

Слушают учителя

 

– Существует поверье, что если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем чем больше труда вложено в матрешку, тем это произойдет быстрее. Пусть матрешка, которую вы сегодня сделали, принесет тепло и уют в ваш дом

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание, показывает образцы.

– Подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали. Рассмотреть в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполнить один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложить в папку достижений. Принести на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс(конспект +презентация)

Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс...

Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...

Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...

Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.

Цели: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений  о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...