Дымковская игрушка
план-конспект занятия по технологии (1 класс)

И сегодня мы поговорим о таком народном промысле, как игрушка.

Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

ФИО: Мехдиева ПЗ

Предмет: ИЗО.

Класс: 3 «А».

Тема урока: «Дымковская игрушка».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Дымковская игрушка».

З
дачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся представление о том, что такое дымковская игрушка и основные элементы росписи.
  2. Формирование умения создавать узоры по собственному замыслу.

Предметные:

  1. - Учащиеся научатся определять, что такое дымковская игрушка и основные элементы росписи.
  2. –Учащиеся научатся создавать узоры по собственному замыслу.

  Развивающие:

  1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия;

  1. Формировать умение, анализировать, строить логические рассуждения, включать установление причинно-следственных связей;

  1. Формировать умение владеть диалогической формой речи, учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию.

Метапредметные:

  1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу;

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

  1. Познавательные:

-Учащиеся научатся анализировать;

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включать установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи;

      - Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения, интересы и обосновать собственную позицию.

  Воспитательная:
- Формировать интерес к изучению темы: «Дымковская игрушка».

Личностные:

- У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «дымковская игрушка».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: шаблоны (32 шт.),  листы А 4 (32 шт.), тех. карта (с изображением поэтапного рисования основных элементов).

Интерактивное оборудование: экран, компьютер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод

- Здравствуйте, ребята меня зовут. Пери Захаровна. Урок по ИЗО проведу у вас я.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

- Приветствуют студента.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Словесный метод (беседа)

Наглядный (показ)

Какие народные промыслы вы знаете? (Слайд 1-4)

И сегодня мы поговорим о таком народном промысле, как игрушка.

Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы? (Слайд 5-6)

- Роспись посуды, глиняных и деревянных игрушек.

-каргопольская, филимоновская.

К: владеть диалогической речью.

3. Проблемное объяснение нового знания

Словесный метод (беседа)

Наглядный (показ)

- Сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие в мастерскую народного промысла, а какого вы узнаете из видиоролика.

(показ видеоролика)

-Откуда даже появилось такое удивительное искусство? Кто внимательно слушал?

-А из какого материала делали дымковскую игрушку?

-Чем изначально была дымковская игрушка? (слайд 8).

-Не один праздник не обходится без ярких игрушек.

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

-О каких видах дымковской игрушки вы узнали из видеоролика? (Слайд9-10)

Посмотри, как хороша

 Эта девица-душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд.

-О какой игрушке говорится в этих строчках?

(Слайд 11)

-О дымковской барышне. Но все  ли они выгладят одинаково? Что барыни держат в руках?

  1. Барыня нянька-кормилица

Она окружена всегда детьми.( слайд 12)

  1. Барыня-модница.(слайд 13)

У нее на  юбке и на кофте изобилие воланов, причудливые шапочки, отсутствуют передники. В раках у них зонтики, сумочки, маленькие собачки.

  1. Барыня-водоноска. (слайд 14)

Это один из самых узнаваемых образов, изображается с коромыслом.

Давайте рассмотрим игрушки.

Лицо, шея и руки остаются белого цвета. Из-за этого барышню называют белоликой.

Головные уборы  – кокошники, венцы.

Волосы коричневого цвета различных оттенков.

Щеки и рот — круги красного, разового, оранжевого цветов

Брови: тонкие дуги черного цвета.

Глаза: точки черного цвета.

Одноцветная кофточка или жакет по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.

Юбка у барыни всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону. Благодаря этому барышню называют белобокой.

Если есть передники, то они остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.

- Перечислите, пожалуйста какие элементы узоров мы встречаем в росписи юбок? (слайд 15-16)

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Все элементы брали из обычной жизни.

- Как вы думаете узоры росписи растительные или геометрические?

- Какие цвета брали для росписи игрушек? ( слайд 17)

-Верно. В росписи игрушки, в зависимости от размера использовали в среднем от 6 до 8 цветов.

Прежде чем приступить к работе рассмотрим как по-разному расположены элементы в узорах

Элементы расположены в ряд.

Элементы расположены в шахматном порядке.

В клетке между линиями.

Точки расположены между кольцами, на кольцах, по краям колец.

Физ. минутка

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

 Побежала наша кисть.

 А потом, а потом,

 Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок.

 За тычком идёт тычок!

-Из заречной слободы Дымково.

-Белой глины.

-Свистулькой.

-Лошади, олени, индюки, мужские фигурки, барышни.

-О барыни.

-Они выглядят не  все одинаково. В руках держат хлеб, детей…

-Круги, полоски, ромбы, клетки, волнистые линии.

-Геометрические

- красный, синий, желтый, зеленый, белый фон.

Сформировать у обучающихся представление о делении.

К: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

П: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

интерес к изучению  темы: «Дымковская игрушка»

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный метод (беседа)

-Что общего у всех этих игрушек?

-Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

- Какие цвета мы будем использовать в работе?

-Почему барыню называют белоличкой и белобокой? Что это значит?

-Верно, потому что у барыни белое лицо, ладони и юбка.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный метод (беседа)

-Сегодня на уроке мы выполним эскиз дымковской игрушки - барышни, но не простой. Вам нужно будет придумать свой образ барыни отталкиваясь от традиционного. И для этого у нас есть шаблоны.

-Как вы думаете, с чего мы начнем работу над образом?

-Для начала мы перенесем наш шаблон на лист А4, для этого внимательно посмотрите, как мы его будем располагать.

-Верно. Дальше на основе этого шаблона мы прорисуем детали.

-Третий шаг, это выбрать палитру цветов, которую мы будем использовать.

-Четвертый шаг-это выполнить эскиз в цвете.

-А в конце урока мы проведем выставку.

Р: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Словесный метод (беседа)

 - Скажите: с каким промыслом вы познакомились? Назовите основные элементы дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка. Геометрические фигуры.

К: владеть диалогической речью.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный метод (беседа)

-Сегодня вы все были мастерами дымковской игрушки и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку. (дети демонстрируют работы) - Поднимите руку те, кому понравился сегодняшний урок, и он считает, что все у него получилось хорошо. Теперь поднимите руку те, кому было сложно и непонятно.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

 

П: осуществлять обобщение.

К: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...