Программа кружка творческой направленности
рабочая программа по технологии

Карасева Дарья Николаевна

           Рабочая  программа по внеурочной деятельности  «Яркие краски» для обучающихся 1-4 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе дополнительных программ в области изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

           Рабочая  программа по внеурочной деятельности  «Яркие краски» для обучающихся 1-4 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе дополнительных программ в области изобразительного искусства:

1. Примерная программа «Живопись» для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 г. Авторы: Т.Н. Кисляковская;

2. Составительская программа «Основы акварельной живописи» (составитель Нестеренко М.В., 2000г.);

3. Методическая разработка «Тон в акварельной живописи» (авторы: Бессараб Е.В., Мартьянова М.В., 2010г.).

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

-от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.
  •  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
  • Устав МОУ «Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда»
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда»

Программа        курса «Яркие краски»        по тематической направленности является общекультурной, так как ориентирована на развитие творческих способностей младших школьников. Разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, примерных учебных планов образовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а также сертифицированной программы Нестеренко М.В. по живописи «Основы акварельной живописи».

Данный курс реализуется в 1-4 классах, со сроком обучения 1 год по программе «Яркие краски» в области изобразительного искусства.

    Цель данного курса: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачи курса:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
  • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знаний разнообразных техник живописи;

  • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умений изображать объекты предметного мира, пространство;
  • навыков в использовании основных техник и материалов;
  • навыков последовательного ведения живописной работы;
  • формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

         Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

     Развитие и совершенствование художественно-эстетической личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение творческих возможностей детей.

Курс «Яркие краски» создаёт условия для развития у детей творчесхих возможностей, интересов, формирует стремление ребёнка к самосоверщенствованию   являясь любимым занятием обучающихся, отвечая их творческим и эстетическим потребностям, художественным интересам, представляет собой эффективное средство воспитания и развития, формирование духовной культуры ребенка.

        Новизна программы  заключена в том, что основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми поставленных задач. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

       На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективное  обсуждение выполненных творческих работ.      Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

2.Общая характеристика курса

Основными принципами работы курса являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- личностно-ориентированный подход.

-индивидуальный подход к учащимся

В курсе «Яркие краски» применяются  технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающая технология;

Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.

При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).    

       Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- диалог;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

Методы стимулирования и мотивации:

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

Формы деятельности:

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах,  конкурсы, подвижные игры.

3.Место программы

Программа «Яркие краски» реализуется в течение одного года обучения для детей 10-11 лет.

Уровень реализации программы – углубленный.

Количество часов в год – 56 часов

Основной формой обучения детей является занятие. Групповые занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут во внеурочное время. Для соблюдения здоровьесберегающей функции в занятия включены физминутки.

4. Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, папье-маше, проволокой.
  • Научатся создавать композиции с изделиями.
  • Улучшится внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазия.
  • Овладеют навыками культуры труда.
  • Получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
  • Овладеют приемами и техниками папье-маше, художественного вырезания, скрапбукинга, плетения из проволоки.
  • Улучшится пространственное художественное воображение, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.

Метапредметные результаты:

  • Планирование процесса познавательной деятельности.
  • Развитие творческих способностей у детей.
  • Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления.
  • Развитие графических и конструктивных навыков и умений.
  • Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
  • Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.
  • Умение находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках.
  • Умение анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели).
  • Научиться реализовывать собственные творческие замыслы.
  • Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.
  • Формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности.
  • Организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.
  • Формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
  • Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
  • Совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Личностные результаты:

  • Бережное отношение к своему труду.
  • Развитие трудолюбия и усидчивости.
  • Овладение способностью самим создавать композиции работ.
  • Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения.
  • Проявление технологического мышления при организации своей деятельности.
  • Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.
  • Формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности.

        5. Содержание учебного курса  

1. Вводные занятие 6ч.

Знакомство с работой, программой обучения, требованиями, предъявляемыми к обучающимся. Ознакомление с техникой безопасности. Введение в программу: содержание и порядок обучения.

2. Основы рисунка 12ч.

Все о графике: правила, законы, приемы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

3. Изобразительные средства рисунка8ч.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

4. Живопись – искусство цвета 6ч.

Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками, различать цвета, их светлоту и насыщенность.

5. Изображение растительного мира 6ч.

Правила рисования растительного мира с натуры, по памяти и представлению. Внимание на восприятие и передачу красоты.

6. Изображение животного мира 6ч.

Правила рисования животного мира с натуры, по памяти и представлению. Внимание на восприятие и передачу красоты.

7.Взаимосвязь элементов в произведении12ч.

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

  дата прове-дения

1-2

Вводное занятие, знакомство с различными материалами, используемыми в работе объединения. Техника безопасности

3-4

Волшебство красок

5-6

Волшебные карандаши

7-8

Картины из природного материала

9-10

Красавица Осень

11-12

Мир красок в природе.

13-14

Создание композиции «Осенние сюжеты»

15-16

Пластилинография

17-18

Лепка из пластилина

19-20

Волшебный мир соленого теста

21-22

Нетрадиционные методы рисования

23-24

Пейзаж «Зима»

25-26

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

27-28

Изображение в графической технике растительного микромира

29-30

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого

31-32

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

33-34

Рисование гелиевой ручкой.

35-36

Работа с крупой.

37-38

Рисование акварелью.

39-40

Рисование. Мозаика.

41-42

Техника «Нитяная графика»

43-44

Вид живописи натюрморт.

45-46

Мозаика «Веселые узоры»

47-48

Пейзаж «Весна»

49-50

Рисование из ладошек.

51-52

Мы рисуем «Как прекрасен этот мир»» (коллективная работа)

53-54

Пейзаж «Лето»

55-56

Заключительное занятие. Выставка работ.

7. Формы и средства контроля

Ожидаемые результаты фиксируются через:

-выставку работ воспитанников объединения;

-результативность участия детей в выставках и конкурсах различного

уровня.

Также формой фиксации и оценки достижений обучающихся является портфолио.

Текущий контроль усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская» осуществляется в следующих формах:

-проведение и участие в выставках работ обучающихся;

-участие в конкурсах.

Промежуточная оценка результатов освоения программы (за полугодие) осуществляется в форме проведения выставок.

Итоговая оценка результатов освоения программы оценивается на основе критериев определения уровня подготовки обучающихся творческого объединения «Творческая мастерская»

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Цветные карандаши и ручки, простой карандаш, линейка.
  • Альбом
  • Краски(гуашь, акварель)
  • восковые и масляные мелки;
  •  ватные палочки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти.
  • Классная доска с магнитами.
  • Компьютер.
  • Презентационное оборудование

Учебно-методическая литература:

  1. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок,живопись,        станковая        композиция,        основа графического дизайна.Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.– М., 2003
  2. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
  3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
  4. Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.СПб: СОЮЗ, 1997
  5. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008
  6. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
  7. Паранюшкин  Р.А.,  Хандова  Г.Н.  Цветоведение  для  художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
  8. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
  9. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974

Учебно-наглядные пособия:

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
  2.  Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.
  3.  Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века  М., Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка интеллектуального направления "Я -исследователь"

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы исследовательской деятельности младших школьников А. И. Савеноква...

Программа кружка краеведческой направленности «Край, в котором я живу»

Программа    призвана обогатить  д знаниями об историческом    прошлом родной деревни,    культурных традициях    прошлого и настоящего,   ...

Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас", 4 класс

Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас". Срок реализации 1 год. Возрастной диапазон программы - 10 - 11 лет...

Программа кружка краеведческой направленности «Край, в котором я живу»

Программа кружка краеведческой направленности«Край, в котором я живу»...

Программа кружка краеведческой направленности «Край, в котором я живу»

Программа кружка краеведческой направленности «Край, в котором я живу»...

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года

Программа  " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...

Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Город Мастеров» для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 2 года

Программа"Город мастеров" разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности...