Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант"
рабочая программа по технологии

Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант" предназначена для коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnyy_trud.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа №  20»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Профильный труд»

6 – 12 класс

 Вариант 2

                                                                                                Автор - составитель:

                                                                                         Житникова Н.Н.,

                                                                                                            учитель начальных классов

Новокузнецк, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» разработана на основе:

1) требований к возможным личностным и предметным результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы МКОУ «Специальная школа №20»;

2) программы формирования базовых учебных действий;

3) с учётом «Программы  для обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» / под ред. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М. : Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1983

Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.

Цели программы:

  • формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимого объема общетрудовых умений и навыков.
  • развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Огромное значение придается подготовке учащихся коррекционной школы  к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности школьника; подготовка  к самостоятельной  жизни путем социализации через формирование трудовых и коммуникативных умений.

Специфической особенностью процессе обучения является исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение по учебному предмету «Профильный труд» предусматривает включение   следующих разделов: «Вводное занятие», «Работа с бумагой», «Работа с тканью», «Работа с  картоном и бумагой», «Ежедневная уборка в школе», «Уход за комнатными растениями».

6 класс.

«Вводное занятие»  - 16 ч

 «Работа с бумагой» - 10 ч

«Работа с тканью» - 15 ч

«Работа с  картоном и бумагой» - 7 ч

«Ежедневная уборка в школе» - 15 ч

«Уход за комнатными растениями» - 5 ч

В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта практическая направленность учебного предмета реализуется через наглядно-практический характер, т.е. умение выполнять хозяйственно – бытовую деятельность усваивается в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется  через решение соответствующих возрасту житейских задач.

Коррекционная направленность обеспечивается введением дидактических игр,   сюжетно- ролевых игр, коррекционных упражнений. Практическое развитие ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Содержание программы построена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их  жизненной компетенции в разных социальных сферах, а также  расширение у обучающихся жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

    Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей, что создает условия для постепенного наращивания сведений по теме и отработки необходимых умений.

               В программе предусмотрены разнообразные формы и методы организации  деятельности: экскурсии; практические работы; создание ситуации успеха; дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры; решение ситуационных задач.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа №20» учебный предмет «Профильный труд»  входит в предметную область «Технология» обязательной части учебного плана.

Данный учебный предмет изучается с 6 по 12 класс.

             Общий объём учебного времени в  6 - 12 классах составляет 1326 часов. 6 класс – 68 ч (2часа в неделю), 7 класс – 136 ч (4 часа в неделю), 8 класс – 204 ч (6 часов в неделю), 9 класс – 204 ч (6 часов в неделю), 10 класс – 238 ч (7 часов в неделю), 11 класс – 238 ч (7 часов в неделю), 12 класс – 238 ч (7 часов в неделю),


Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные  результаты  освоения  учебного предмета:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование уважительного отношения к окружающим;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных     ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

6) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

7) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета:

  1. умение организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
  2. умение рационально располагать инструменты, материалы и приспособления  на рабочем столе;
  3. умение сохранять порядок на рабочем месте;
  4. умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
  5. умение под контролем учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его принципы и свойства
  6. умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания, по инструкции учителя.

«Вводное занятие»

  • умение смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя трудовые приемы;
  • умение следовать этапам выполнения приемов под контролем учителя;
  • умение повторять практические действия за учителем.

«Работа с бумагой»

  • умение определять виды бумаги;
  • умение определять назначение бумаги;
  • умение пользоваться линейкой;
  • умение применять разные приемы работы с клеем;
  • умение правильно удерживать инструмент, шаблон

«Работа с тканью»

  • умение различать виды тканей и наименование распространенных;
  • умение определять и называть функциональную значимость этих тканей в быту;
  • умение узнавать и называть цвета, в которые окрашены ткани;
  • умение определять и называть свойства тканей;
  • умение определять лицевую сторону ткани;
  • умение определять изнаночную сторону ткани;
  • умение отрывать нитку;
  • умение подбирать вид пуговиц (форма, цвет, материал) для конкретного изделия;
  • умение выбрать способ пришивания;
  • умение применять технологические приемы: закрепление нитки узелком или несколькими стежками.

 «Работа с  картоном и бумагой»

  • умение определять виды картона;
  • умение определять свойства картона;
  • умение различать и сравнивать виды картона по прочности, толщине, гладкости или шероховатости его поверхности и цвету;
  • умение соотносить вид картона с изделием;
  • умение смотреть, запоминать, рассказывать об инструменте (нож для рицевания) применяемого при работе с картоном;
  • умение правильно удерживать инструмент, шаблон;
  • умение последовательно, с помощью учителя,  выполнять трудовые приемы.

«Ежедневная уборка в школе»

  • умение различать виды пола (дощатый крашеный; покрытый линолеумом);
  • умение выбирать средства для мытья;
  • умение использовать рабочую одежду  (халат, косынка);
  • умение использовать уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра;
  • умение соблюдать правила  хранению и порядок хранения инвентаря.
  • умение соблюдать правила  ТБ при уборке полов.

«Уход за комнатными растениями»

  • умение различать виды комнатных растений;
  • умение соблюдать требования к размещению комнатных растений;
  • умение различать теневыносливые и светолюбивые комнатные растения;
  • умение поливать цветы, соблюдая требования к температуре и качеству воды.

Содержание учебного предмета

6 класс

Вводное занятие

Беседа о подготовке учащихся  к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Простейшие профессии обслуживающего труда. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведения. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных.

Работа с бумагой

Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Измерительная линейка. Ее устройство (начало отсчета, рабочая и нерабочая кромки, шкала), правила пользования. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, требования к заточке и наладке, безопасное пользование.

Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки). Выполняется из заготовок. Аппликация «Жилая комната» (мебель).

Практические работы. Разметка деталей по длине. Проверка выполненной разметки. Вырезание и наклеивание деталей.

Работа с тканью

Ткань: применение, виды, названия распространенных видов, лицевая и  изнаночная стороны. Пуговица: виды, нитки для пришивания. Пуговица: способы пришивания. Показ способов пришивания. Пришивание пуговицы. Образование «ножки» из нитки. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками.

 Работа с  картоном и бумагой

Картон: применение и свойства. Нож для рицевания картона: приемы работы, ТБ пользование. Нанесение клея на большие поверхности.

Ежедневная уборка в школе

Пол: виды (дощатый крашеный; покрытый линолеумом), средства для мытья,  средства, применение которых противопоказано при мытье полов с тем или иным покрытием. Рабочая одежда  (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра):назначение, пользование, бережное обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила  ТБ при подготовке к уборке полов.

Уход за комнатными растениями

Комнатные растения, названия. Требования к размещению, светлолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов, требования к температуре и качеству воды, периодичность,приемы. Приспособления для опрыскивания. Правила обрезки растений.

Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся.

6 класс

 

1

Вводное занятие

16

Умеют смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя трудовые приемы; умеют следовать этапам выполнения приемов под контролем учителя; умеют повторять практические действия за учителем.

2

Работа с бумагой

10

Различают виды бумаги. Умеют различать виды бумаги, ее назначение. Умеют пользоваться линейкой. Делают разметку с помощью линейки. Изготавливают шаблоны.  Переносят рисунки при помощи шаблонов, трафаретов. Склеивают детали.

3

Работа с тканью

15

Различают виды тканей и наименования  распространенных;

Определяют и называют функциональную значимость этих тканей в быту. Узнают и называют цвета, в которые окрашены ткани. Определяют и называют свойства тканей. Определяют лицевую сторону ткани. Определяют изнаночную сторону ткани. Отрывают нитку. Подбирают вид пуговиц (форма, цвет, материал) для конкретного изделия.  Выбирают способ пришивания. Применяют технологические приемы: закрепление нитки узелком или несколькими стежками.

4

Работа с  картоном и бумагой

7

Определяют виды картона. Определяют свойства картона. Различют и сравнивают виды картона по прочности, толщине, гладкости или шероховатости его поверхности и цвету. Соотносят вид картона с изделием. Смотрят, запоминают, рассказывают об инструменте (нож для рицевания) применяемого при работе с картоном. Правильно удерживают инструмент, шаблон. Выполняют трудовые приемы.

5

Ежедневная уборка в школе

15

Различают виды пола (дощатый крашеный; покрытый линолеумом). Выбирают средства для мытья. Используют рабочую одежду  (халат, косынка) по назначению. Используют уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра. Соблюдают правила  хранения и порядок хранения инвентаря. Соблюдают правила  ТБ при уборке полов.

6

Уход за комнатными растениями

5

 Различают виды комнатных растений. Соблюдают требования к размещению комнатных растений. Различают теневыносливые и светолюбивые комнатные растения. Поливают цветы, соблюдают требования к температуре и качеству воды,.

Итого

68


Материально-техническое

обеспечение образовательной деятельности

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

«Программа  для обучающихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» / под ред. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М. :Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1983

Учебники

Рабочие тетради

Дидактические материалы

  • Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, утюг, фен, пылесос,  электрическая плита, электрическая духовка, микроволновая печь),  магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.

Методические пособия для учителя

  • Печерский, М.С.  Эстетическое воспитание на уроках труда М.:, 1982.-134с.
  • Петрова, И.М.  Ручной труд для самых маленьких. СПб.:, 2003.
  • Павлова, Н.П. Трудовое обучение в вспомогательной школе. М.: «Просвещение», 1988.
  •   Левин, М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с.

Печатные пособия

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

Видео-ролики  и презентации по темам разделов.

Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

https://www.yaklass.ru/

http://multiurok.ru/

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Технические средства

Магнитофон, компьютер

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Адаптированные рабочие программы, 2 класс, (вариант 7.1)

Адаптированные рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...

адаптированные рабочие программы,2 класс,вариант 1(индивидуальное обучение)

Адаптированные рабочие программы 2 класс,вариант 1,индивидуальное обучение....

Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2

В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...

Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)

Адаптированные рабочие программы 1 класса...

Рабочие программы 1 класс (вариант 7.2.)

Адаптированные рабочие программы 1 класса...

Адаптированная рабочая программа 2 класс, вариант 7.1

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона &l...