Программа внеурочной деятельности "Теневава" ("Знающий и умеющий")
рабочая программа по технологии

Котельникова Евгения Анатольевна

Программа внеурочной деятельности по декоративно- прикладному искусству включает в себя освоение различных техник бисероплетения. Реализуется в 1-4 классах для детей ненецких оленеводов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenevava.docx98.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

    Программа кружка «Теневава»» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.            

     Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

         Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Образовательные задачи программы – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные задачи программы – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Коррекционно – развивающие задачи курса:

  1. Формирование у учащихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

  2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы  со схемами.

  3. Формирование оперативного образа объекта труда. 

 Программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Программа предусматривает развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно, плести ненецкий пояс. 

На занятиях кружка «Теневава» учащиеся изучают народные традиции  в выполнении различных изделий, знакомятся с национальным колоритом и своеобразием.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

 Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Творческие задания на каждом занятии позволяют осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.

Общая характеристика курса «Теневава»

          Программа «Теневава» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер. Она направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками бисероплетения. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей  программе, учащиеся  приобретут углублённые знания по данному виду творчества.

Программа включает в себя основные разделы:

1.Общие сведения о бисере. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

2.Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

3.Плетение на проволоке. Плоские фигурки насекомых, животных и птиц.

4.Плетение на проволоке плоских игрушек по мотивам сказок, игрушек-сувениров.

5. Ажурное плетение. Изготовление снежинок.

6.Плетение объемных фигурок животных и птиц.

7.Полуобъемное плетение. Цветы из бисера. Деревья из бисера.

8. Плетение пояса, используя орнамент ненцев.

9.Составление композиции. Коллективная работа.

10.Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ детских работ.

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками  бисероплетения  на  высоком качественном  уровне  с  учетом  возраста  детей.

На первом году обучения дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Они учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести персонажей сказок, объёмные игрушки-сувениры, изготавливают цветы в полуобъемной технике плетения. Дети знакомятся с ажурным плетением, выполняют несложную работу по плетению снежинки в этой технике.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, украшений). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.

По окончании четвертого года учащиеся владеют основными техниками низания бисера, умеют эстетично оформить работу. В конце курса обучения бисероплетению дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с художественной и информационно-справочной литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы. Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре.

         Предлагаемый   учебный   курс  является  комплексным   и  интегрированным. Он   включает   как   рационально-логические,  так  эмоционально-художественные   компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами

- русский и родной (ненецкий) языки (развитие устной речи  па основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа  заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции  изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение  (работа  с   текстовой информацией,  восприятие  и анализ  литературного  ряда  в  целостном  процессе  создания  образа изделия);

-математика (моделирование  -  преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация обьектов,  выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

-окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной  среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

-изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

-экономика  (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  • Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  • Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
  • Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  • Инвариантность.

Ценность: возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Формы реализации программы:

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Решение кроссвордов.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Принципы:

  • единство обучения и воспитания
  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
  • общедоступность
  • преемственность
  • дифференциации и индивидуализации
  • свобода выбора
  • успешность

Методы:

  • практический
  • наглядный
  • метод релаксации
  • практические занятия
  • занятия - исследования
  • работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, работа с Интернет-ресурсами
  • рассказ, беседа, дискуссия

Система отслеживания результатов усвоения материала:

  • наблюдение за детьми
  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
  • организация и участие в выставках
  • участие в творческих конкурсах
  • тестирование учащихся по эффективности данной программы.
  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Досуговая деятельность:

  • встречи с мастерами
  • посещение выставок
  • просмотр книг и журналов по рукоделию
  • изготовление подарков к праздникам.

Место курса «Теневава» в  учебном (образовательном) плане

    Программа кружка «Теневава» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в общем объеме 135 часов.  Количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут.

Требования к результатам освоения курса

В результате изучения курса учащиеся

знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы;
  •  оценивать себестоимость работы,  экономно расходовать материалы.

Воспитательные задачи:

  • понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
  • бережное отношение к культурному наследию;
  • уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия.

Образовательные задачи:

  • получение знаний об истории, традициях, и видах народного  художественного творчества;
  • овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства.  

Развивающие задачи:

  • развитие кругозора учащихся на основе полученных знаний, интереса к народному творчеству;
  • развитие творческих способностей учащихся, через различные виды  деятельности.  

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное  искусство;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;
  • сформированность основ художественной культуры на основе народной  культуры России, в том числе культуры своего края.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.

Личностные результаты и универсальные учебные действия.

1 год обучения.

Личностные результаты: сформированность у детей любознательности, интереса к искусству бисероплетения.

Регулятивные УУД: определение  цели  учебной  деятельности  с  помощью  учителя,  поиск средств и пути их осуществления.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом, распределять роли; уметь оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с ситуацией.

2 год обучения.

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре своего и других народов через декоративно – прикладное  искусство.

Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план выполнения задач, умение решения проблем творческого характера.

Познавательные УУД:  отбор, классификация  полученной   информации; установление аналогии и причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; уметь оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с ситуацией.

3 год обучения.

Личностные результаты:  формирование стремления к творческому решению познавательной задачи.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно, поиск средств и пути их осуществления; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.

Познавательные УУД: выстраивание логических цепочек суждений; оформление и представление полученной информации из необходимых источников: книги, словари,  справочная литература, электронные носители.

Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами.

4 год обучения.

Личностные результаты:  формирование желания участвовать  в творческих конкурсах; формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные УУД:  формирование умения  работать по плану, проверка своих действий, при  необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности работы: успехов и допущенных ошибок.

 Познавательные УУД: умение использовать полученную из необходимых источников  информацию в ходе творческой самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД: формирование умения корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации.

Планируемые результаты изучения курса.

  Результативность курса. В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

 Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, то готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

      Программа  курса дает  возможность достижения результатов первого  уровня и частично второго.            

Для оценки эффективности занятий  используются следующие показатели:

- Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

-  Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • анкетирование; тестирование
  • анализ детских работ

- участие в выставках, творческих конкурсах.      

     Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком.

Содержание курса «Теневава»

I год обучения

1. Вводное занятие (1 ч.)  Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

2. Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения (2 ч.).

Демонстрация готовых работ из бисера. Сочетание цветов в изделии. Основы построения композиции. Знакомство с техниками плетения. Основные правила при работе с бисером.

3.Плетение на проволоке. Плоские фигурки животных и птиц (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

 4.  Игрушки по мотивам сказок, игрушки-сувениры. (6 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

5. Изготовление снежинки из бисера. Ажурное плетение (2ч).

Теоретические сведения. Приемы ажурного плетения. Чтение схем, плетение по схеме.

Игровое занятие «Фабрика новогодних игрушек». Работа в группах-цехах по изготовлению и сборке игрушек. Анализ выполненных работ.

6. Объемные фигурки животных и птиц (8 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигурок животных в технике объемного параллельного плетения с добавлением  петельного и игольчатого плетения. Анализ работ.  Оценка себестоимости поделки.

7. Цветы из бисера (5 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

8. Составление композиции. Коллективная работа (2 ч).

Практическая работа в группах. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

9. Итоговое занятие (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.

II год обучения

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.  

2. Плетение на проволоке. Плоские игрушки из бисера (6 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

3. Объемные игрушки из бисера (9 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

4. Полуобъемное плетение. Цветы из бисера (8 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

5. Плетение на леске. Плоские игрушки (5 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

6. Украшения (3 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

7. Составление композиции. Коллективная работа. Панно по мотивам сказок.

 Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Обтягивание картона тканью-фоном. Закрепление отдельных поделок на ткань панно. Закрепление навыка работы в группах. 

8. Итоговое занятие (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Результаты.

По окончании 2 года обучения учащиеся знают:

  • название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:

  • самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
  • работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
  • читать простейший чертеж;
  • оценивать себестоимость своей работы.

III год обучения

Содержание занятий 3 года обучения.

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности.  

2. Плетение на проволоке. Объемные игрушки из бисера (8 ч.)

Теоретические сведения. Закрепление основных приёмов бисероплетения, используемых для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение. Оценка себестоимости работы.

3. Цветы из бисера (5 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: французское плетение (низание дугами). Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

4. Деревья из бисера (7 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление деревьев.

5. Составление композиции «Сад деревьев». Коллективная работа(1ч.).

Техника выполнения. Анализ готовых образцов. Цветовое и композиционное решение.  Оформление. Применение.

6. Сувениры из бисера (3 ч.)

Теоретические сведения. История появления сувениров в России. Основные приёмы бисероплетения: параллельное плетение с усложнениями. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление сувениров. Составление композиции. Оформление. Применение.

7. Плетение на леске. Плоские игрушки из бисера (3ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек. Работа в группах.

8. Украшения (3 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе ажурного плетения. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление украшений на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

9. Ажурное плетение (2 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Объёмные изделия на основе ажурного плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление ажурной салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

10. Итоговое занятие (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Результаты.

По окончании 3 года обучения учащиеся знают:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

По окончании 3 года обучения учащиеся умеют:

  • выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
  • работать в бригаде (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;
  • выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
  • проявлять элементы творчества на всех этапах.
  • соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
  • эстетично оформлять изделия.

IV год обучения

Содержание занятий 4 года обучения.

1. Вводное занятие (1 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности.  Повторение техник плетения.

2. Плетение на леске. Объемные игрушки из бисера (9 ч.)

Теоретические сведения. Выполнение профессиональных работ из бисера  с использованием: кирпичного стежка и техники «мозаика по кругу». Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Участие в творческих конкурсах. 

3. Цветы из бисера (5 ч.)

Теоретические сведения. Анализ профессиональных работ с использованием техник: петельного, игольчатого и параллельного плетения, французской техники. Самостоятельное составление схемы плетения цветов. Анализ техники выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Участие в творческих конкурсах.

4. Деревья из бисера (5 ч.)

Теоретические сведения. Профессиональные работы с использованием техник: петельного, игольчатого и параллельного плетения, французского плетения. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Участие в творческих конкурсах.

5. Игрушки-сувениры из бисера. Объемное плетение на леске. (7 ч.)

Теоретические сведения. Знакомство с техникой низания бисера «мозаика по кругу». Основные приёмы бисероплетения: кирпичный стежок, «мозаика по кругу». Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе кирпичного стежка и «мозаики по кругу». Сборка и оформление игрушек в группах.

6. Составление композиции. Панно из объемных игрушек. Коллективная работа(1 ч).

Обсуждение предстоящей работы в группах. Тема, творческий замысел панно.

Практическая работа.  Составление композиции. Оформление. Применение. Название работы.

7. Плетение пояса, используя ненецкий орнамент (5 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске.. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Изготовление пояса на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

8. Итоговое занятие (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

По окончании 4 года обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы. С целью передачи накопленного опыта учащиеся проводят мастер-классы по искусству бисероплетения.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре.

Тематическое планирование.

1 год обучения

Наименование раздела

Кол-во час

Теория

Практика

1

Общие сведения о бисере. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

1

1

-

2

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

2

0,5

1,5

3

Плетение на проволоке. Плоские фигурки насекомых, животных и птиц.

6

0,5

5,5

4

Плетение на проволоке плоских игрушек по мотивам сказок, игрушек-сувениров.

6

1

5

5

Изготовление снежинки. Ажурное плетение.

2

0,5

1,5

6

Плетение объемных фигурок животных и птиц.

8

1

7

7

Полуобъемное параллельное плетение. Цветы из бисера.

5

0,5

4,5

8

Составление композиции. Коллективная работа.

2

0,5

1,5

9

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

1

-

Итого:

33

6

27

2 год обучения.

Наименование раздела

Кол-во час

Теория

Практика

1

Общие сведения о бисере. Материалы и инструменты в бисероплетении. Закрепление. Повторение правил техники безопасности

1

1

-

2

Закрепление навыка плоского параллельного плетения на проволоке. Плоские игрушки из бисера.

6

0,5

5,5

3

Закрепление навыка параллельного, игольчатого, петельного плетения. Объемные игрушки из бисера.

9

1

8

4

Полуобъемное плетение. Цветы из бисера. Цветовое решение выполнения работы. 

8

1

7

5

Плетение на леске. Плоские игрушки в технике «кирпичный стежок».

5

1

4

6

Украшения на основе техники параллельного плетения, кирпичного стежка.

3

0,5

2,5

7

Составление композиции. Коллективная работа. Панно по мотивам сказок.

1

-

1

8

Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ лучших работ. Награждение учащихся за участие в творческих  конкурсах.

1

1

-

Итого:

34

6

28

3 год обучения.

Наименование раздела

Кол-во час

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности.  

1

1

-

2

Плетение на проволоке. Объемные игрушки из бисера выполненные в нескольких техниках плетения.

8

1

7

3

Цветы из бисера. Французская техника плетения (низание дугами).

5

0,5

4,5

4

Деревья из бисера. Петельное, игольчатое, параллельное плетение.

7

0,5

6,5

5

Составление композиции «Сад деревьев». Коллективная работа.

1

-

1

6

Сувениры из бисера на основе параллельного плетения с усложнениями.

3

0,5

2,5

7

Плетение на леске. Плоские игрушки из бисера на основе техники «Кирпичный стежок» с добавлением параллельного плетения.

3

0,5

2,5

8

Украшения на основе ажурного плетения.

3

0,5

2,5

9

Плетение салфетки на основе ажурной техники и кирпичного стежка.

2

0,5

1,5

10

Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ лучших работ. Награждение учащихся за участие в творческих  конкурсах.

1

1

-

Итого:

34

6

29

4 год обучения.

Наименование раздела

Кол-во час

Теория

Практика

1

Инструменты и материалы для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности.  Повторение техник плетения.

1

1

-

2

Плетение на проволоке. Объемные игрушки из бисера. Знакомство с техникой плетения: «мозаика по кругу».

9

1

8

3

Цветы из бисера. Выполнение работы по самостоятельно составленной схеме плетения. Творческая работа.

5

-

5

4

Деревья из бисера. Закрепление изученных техник плетения. Творческая работа.

5

0,5

4,5

5

Игрушки-сувениры из бисера. Объемное плетение на леске.

7

1

6

6

Составление композиции. Панно из объемных игрушек.  Коллективная работа.

1

-

1

7

Изготовление пояса, используя ненецкий орнамент по самостоятельно составленной схеме плетения. Творческая работа.

5

0,5

4,5

8

Итоговое занятие. Выставка детских работ. Анализ работ. Награждение участников творческих конкурсов.

1

1

-

Итого:

34

5

29

Календарно - тематическое планирование 1 год обучения

№ п/п

Дата

Тема

1

Общие сведения о бисере. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

2

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

3

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

4

Плетение на проволоке. Плоские фигурки насекомых, животных и птиц.

5

Правило составление схем. Составление схем.

6

Основные приёмы плоского плетения.

7

Плетение плоских бисерных изделий.

8

Изготовления из бисера игрушки «Рыбка»

9

Изготовления из бисера игрушки «Мышка»

10

Изготовления из бисера игрушки «Лягушка»

11

Изготовления из бисера игрушки «Мушка»

12

Изготовления из бисера игрушки «Стрекоза»

13

Изготовления из бисера игрушки «Бабочка»

14

Изготовления из бисера игрушки «Паучок»

15

Изготовления из бисера игрушки «Зайчик»

16

Изготовление снежинки. Ажурное плетение.

17

Изготовление снежинки. Ажурное плетение.

18

Плетение объемных фигурок животных и птиц.

19

Изготовление из бисера совы.

20

Изготовление из бисера утки.

21

Изготовление из бисера лисы.

22

Изготовление из бисера песца.

23

Изготовление из бисера песца.

24

Изготовление из бисера оленя.

25

Изготовление из бисера оленя.

26

Полуобъемное параллельное плетение. Цветы из бисера.

27

Изготовление цветов методом параллельного плетения

28

Изготовления из бисера цветка «Ромашка»

29

Изготовления из бисера цветка «Василек»

30

Изготовления из бисера цветка «Мак»

31

Составление композиции. Коллективная работа.

32

Оформление композиции  «Букет цветов»

33

Итоговое занятие. Выставка работ.

Ожидаемые результаты

По окончании 1 года обучения учащиеся узнают:

  • историю бисероплетения;
  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска,)
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  • подбирать детали для работы.
  • Выполнять изделия, используя готовые схемы плетения.

Календарно- тематическое планирование 2 год обучения

№ п/п

Дата

Тема

1

Общие сведения о бисере. Материалы и инструменты в бисероплетении. Закрепление. Повторение правил техники безопасности

2

Закрепление навыка плоского параллельного плетения на проволоке. Плоские игрушки из бисера.

3

Повторение правила составление схем. Составление схем

4

Повторение основных приемов плоского плетения

5

Изготовление человечка из бисера.

6

Изготовление транспортного средства из бисера.

7

Изготовление жилища ненцев из бисера. Изделие «Чум».

8

Закрепление навыка параллельного, игольчатого, петельного плетения. Объемные игрушки из бисера.

9

Плетение объемных фигурок по заданной теме.

10

Плетение объемных фигурок по заданной теме.

11

Изготовление из бисера волка.

12

Изготовление из бисера козлят.

13

Изготовление из бисера поросят.

14

Изготовление сказочных героев из бисера.

15

Изготовление сказочных героев из бисера.

16

Изготовление сказочных героев из бисера.

17

Полуобъемное плетение. Цветы из бисера. Цветовое решение выполнения работы. 

18

Полуобъемное плетение. Цветы из бисера. Цветовое решение выполнения работы. 

19

Плетение плоских фигурок по заданной теме.

20

Плетение плоских фигурок по заданной теме.

21

Оформление композиции.

22

Выбор композиции на тему: «Осень»

23

Выбор композиции на тему: «Зимние каникулы»

24

Выбор композиции на тему: «Весенние мотивы»

25

Плетение на леске. Плоские игрушки в технике «кирпичный стежок».

26

Изготовление плоских игрушек в технике «кирпичный стежок».

27

Изготовление человечка из бисера.

28

Изготовление человеческого лица из бисера.

29

Изготовление предметов, используемых ненцами в быту из бисера.

30

Украшения на основе техники параллельного плетения, кирпичного стежка.

31

Украшения на основе техники параллельного плетения, кирпичного стежка.

32

Сборка композиции. Оформление композиции.

33

Составление композиции. Коллективная работа. Панно по мотивам сказок

34

Итоговое занятие. Выставка работ. Анализ лучших работ. Награждение учащихся за участие в творческих  конкурсах.

Ожидаемые результаты.

По окончании 2 года обучения учащиеся узнают:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска, проволока);
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 2 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • проводить анализ изделия, составлять схемы изделий;
  • составлять и оформлять композиции по выбранной теме.

Календарно- тематическое планирование 3 год обучения

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1

Проведение вводного инструктажа

2

Основные приемы низания цепочек

3

Соединение цепочек в кольцо.

4

Промежуточное соединение.

5

Присоединение цепочек на разных уровнях.

6

Соединение цепочек между собой.

7

Низание бисера в две нити

8

Низание бисера в одну нить

9

Изготовление цепочки «Кольцо»

10

Изготовление цепочки «Крестик»

11

Изготовление цепочки «Бахрома»

12

Изготовление цепочки «Цветок»

13

Изготовление цепочки «Ажур»

14

Изготовление цепочки «Сетка»

15

Изготовление цепочки «Змейка»

16

Изготовление цепочки «Спираль»

17

Изготовление цепочки «Полоски»

18

Проведение конкурса работ

19

Поперечное низание и его особенность

20

Схемы поперечного низания.

21

Цепочки в полромба.

22

Цепочки в ромб.

23

Ажурные сети

24

Плетение ажурных сетей

25

Оплетение яйца

26

Цепочка «Лето».

27

Изготовление цепочки «Лето».

28

Цепочка «Змейка».

29

Изготовление цепочки «Змейка».

30

Цепочка «Пушистая».

31

Изготовление цепочки «Пушистая».

32

Цепочка «Волна».

33

Изготовление цепочки «Волна».

34

Проведение конкурса работ

35

Резервное время

Ожидаемые результаты.

По окончании 3 года обучения учащиеся узнают:

  • основные приемы низания простейших цепочек;
  • технику поперечного низания;
  • классификацию и свойства бисера;
  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;
  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 3 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • рассчитывать плотность плетения;
  • хранить изделия из бисера согласно правилам.
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно.

Тематическое планирование 4 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

Ознакомление с инструктажом по технике безопасности: правилами обустройства рабочего места; работой с иглами и другими инструментами.

2

Основные правила при изготовлении украшений

1

1

Выполнение отдельных элементов и сборка изделий, прикрепление застёжек к украшениям,

рассчитывание плотности плетения, ознакомления с правилами хранения бисерных украшений.

3

Плетение колье.

3

4

Работа со схемами плетения колье; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия.

4

Плетение браслетов, кулонов и медальонов

6

4

Работа со схемами плетения браслетов, кулонов и медальонов; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия.

5

Декоративные изделия.Оплетение бусин

2

4

Ознакомление с правилами оплетение бусин, оплетение бусин

6

Плетение жгутов

2

4

Работа со схемами плетения жгутов; чтение схем изделия и зарисовывание в тетради, повторение основных приемов плетения, изготовление изделия

7

Итоговое занятие.

2

Подготовка и участие в выставке

8

Резервное время

1

Итого

35

Календарно- тематическое планирование 4 год обучения

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1

Проведение вводного инструктажа

2

Основные правила при изготовлении украшений

3

Правила закрепления застежек.

4

Колье «Кораллы»

5

Зарисовка схемы изделия.

6

Расчет и подбор материалов.

7

Начало работы, закрепление застежки

8

Выполнение изделия

9

Окончательная отделка изделия

10

Браслеты. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.

11

Изготовление браслета «Зигзаг».

12

Изготовление браслета с двухсторонней бахромой.

13

Изготовление браслета «кружево».

14

Изготовление браслета со спиральным сплетением.

15

Кулоны.

16

Плоские кулоны. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.

17

Изготовление плоского кулона «Чешуйки».

18

Изготовление плоского кулона «Змейка».

19

Изготовление плоского кулона «Гроздь».

20

История и значение медальона. Плоские медальоны.

21

Изготовление плоского медальона.

22

Декоративные изделия. История сувениров и декоративных изделий из бисера. Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.

23

Изготовление заколки для волос.

24

Новогодние украшения Выбор изделия. Зарисовка схем. Подбор цвета.

25

Оплетение новогоднего шарика.

26

Проведение конкурса работ

27

Плетение жгутов.

28

Зарисовка схемы изделия.

29

Расчет и подбор материалов.

30

Выполнение изделия

31

Начало работы, закрепление застежки

32

Выполнение изделия

33

Окончательная отделка изделия

34

Проведение конкурса работ

35

Резервное время

Ожидаемые результаты.

По окончании 4 года обучения учащиеся узнают:

  • основные приемы и техники плетения из бисера;
  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • классификацию и свойства бисера;
  • условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила планирования и организации труда.

По окончании 4 года обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
  • осуществлять взаимоконтроль;
  • выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
  • проявлять элементы творчества на всех этапах.
  • соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
  • эстетично оформлять изделия.
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами.

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

1.Программно-нормативное обеспечение

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2.Методические пособия для учителя

 1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

6. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

3.Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Бисерная цепочка «пупырышки»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

6.    Цепочка «зигзаг»

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

7.    Цепочка «змейка».

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

8.    Цепочка с цветами из шести лепестков

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

9.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

10.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

11.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

12.    Использование бисера в народном костюме

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html

13.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

14.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

15.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html

4.Список литературы для учащихся

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

4. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

5. Ткаченко, Стародуб «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005

6. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2005

7. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

8. А.Р. Магина «Поделки из бисера для любимой мамочки» - Москва, «Сова», 2006

9. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

10. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007

11. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс»,2006

12. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007

13. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

14. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007

15. Л. Божко  «Изделия из бисера»- Москва, «Мартин»,2006

5.Техническое обеспечение

-компьютер

-проектор

- интерактивная доска

- принтер лазерный

- сканер

- ксерокс

Контроль уровня обучения (Контрольно-измерительный материал)

1 год обучения

Тест 1

Тест «Проверь себя»  (правила техники безопасности)

Задание: Прочитай и найди неверное утверждение, подчеркни его

1. Хранить бисер необходимо в баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках;

2. Обрезки от проволоки, лески можно бросать на пол;

3. Ножницы хранить необходимо в определенном месте;

4. Допускается передавать ножницы лезвиями вперед;

5. В конце работы нужно убрать свое рабочее место;

6. Можно  резать ножницами  на ходу.

Тест 2

«История бисероплетения»

Задание:  Прочитайте и  подчеркните  правильный ответ!

1.Чем украшали себя люди в глубокой древности? (кости и зубы животных; семена растений, камни)

2.Из какого материала изготавливают бисер?    (стекло, камень)

3.От какого слова появилось название бисер? (бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

4.Что везли финикийские купцы из Африки? (природную соду, песок)

5.Что обнаружили на пляже поутру, разгребая золу, финикийские   купцы? (стекло, золото)

6. Назовите родину бисера  (По одной версии родиной бисера является древний Египет, по другой – Сирия).

7. Назовите техники работы на проволоке («Параллельное плетение», «игольчатая» техника, «петельная» техника).

2 год обучения

Тест 1

1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?

  • стеклярус 
  • бисер
  •  бусинка
  • 2. К началу какого века в России начался настоящий бисерный бум?
  • 15
  • 17
  • 19 
  • 20

3. России наибольшее развитие бисероплетение получило в...?

  • 18 веке  
  • 13 веке 
  • 14 веке
  • 16 веке

4. Откуда привозили бисер в Россию?

  • из Ливии  
  • из Египта 
  • из Венеции и Богемии 
  • из Англии 

5. Производство бисера в нашей стране осуществил...?

  • Ломоносов  
  • Менделеев  
  • Толстой
  • Мессинг

6. В каком году М.В.Ломоносов создал первую фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла?

  • в 1700 
  • в 1674  
  • в 1854 
  • в 1754

7. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?

  • бусины 
  • бисер
  • стеклярус

8. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине...?

  • 15 века  
  • 16 века  
  • 17 века 
  • 18 века

Тест 2

1. Что такое бисероплетение?
2.Что такое техника бисероплетения? 
3.Какие техники низания бисера ты знаешь? В каких изделиях они используются?

4.Какие инструменты используются в бисероплетении?

5.Из каких материалов изготавливается бисер?

3 год обучения

Тест 1

Задание:  Прочитай и подчеркни  правильный ответ

1:  Из чего изготавливают бисер?

- Бумага;

- Дерево;

- Стекло;

- Железо;

- Пластмасса;

- Пластилин;

- Керамические материалы;

- Ягода

2:  Какого вида бисера НЕ существует?

- Рубка (рубленный бисер);

- Резка (резанный бисер);

- Стеклярус

3:  Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:

- Швейные нитки;

- Нитки мулине;

- Проволока

4:  Форма стекляруса:

- Круг;

- Трубочка;

- Звездочка

5:  Что еще  используют для плетения бисером вместо проволоки?

-  Трос;

-  Леску;

- Провод

6: Бисер применяют для:

- Украшения одежды;

- Игры маленьких детей

Тест 2

1.Какие предметы домашнего интерьера можно изготовить с помощью бисера?

2.Какие аксессуары изготавливают из бисера? Назовите техники плетения для изготовления аксессуаров.

3.Какие украшения изготавливают из бусин,  бисера и рубки? Назовите известные вам техники изготовления украшений.

4.Кому принадлежат следующие сроки:

Так в бисере стекло, подобно жемчугу,

 Любимо по всему земному ходит кругу.

 Им красится народ в полуношных степях,

 Им красится арап на южных берегах…                                                (М.В.Ломоносов)

5. Определите по выполненной поделке из бисера, какие техники плетения использовались для её изготовления.

4 год обучения

Тест

В бланке ответов отметьте знаком «+» правильные ответы, слова и предложения.

Выберите один правильный ответ .

1. БИСЕР – ЭТО...

а) мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием;

б) шарики с отверстием разной формы;

в) круглые или граненые шарики;

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ НАЧИНАЕТСЯ...

а) с выбора бисера;

б) с разработки конструкции изделия;

в) с разработки технологии изготовления изделия;

г) с разработки схемы изделия.

3. ОРНАМЕНТ - ЭТО...

а) узор, в котором повторяются одинаковый рисунок;

б) узор из различных фигур;

в) схема для плетения.

4. ОРНАМЕНТ МОЖЕТ БЫТЬ РАСТИТЕЛЬНЫЙ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ И...

а) животный;

б) цветочный;

в) фигурный;

г) предметный.

5. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА СТАНКЕ НАЗЫВАЕТСЯ:

а) прядением;

б) ткачеством;

в) отделкой.

6. БИСЕР ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ В...

а) России;

б) Китае

в) Египте.

7. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЕМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА БИСЕРА...

а) смола;

б) стекло;

в) зола.

8. ПО КРАЯМ УКРАШЕНИЙ МОЖЕТ РАСПОЛАГАТЬСЯ...

а) кромка;

б) кайма;

в) подвески.

9. КОМПОЗИЦИЯ ЭТО...

а) правильное расположение предметов на листе;

б) пейзаж;

в) натюрморт.

Итоговый контроль

  1. Самостоятельная творческая работа
  2. Мастер-класс по бисероплетению

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...