Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по технологии (2 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы авторов Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tehnologiya_2b_kl.docx188.8 КБ

Предварительный просмотр:

D:\тит\35.jpg

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования и авторской программе авторов Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой, УМК «Школа России».

Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021 г.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранска Республики Мордовия 2021-2022 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов технологии с учётом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные

2. Предметные

3. Метапредметные

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Технология» образовательной области «Технология» в начальной школе:

  • развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
  • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Технология» образовательной области «Технология» в начальной школе:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  • формирование первоначальных конструкторско- технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».

На изучение технологии в начальной школе выделяется 135 часов. Во 2 классе на уроки технологии отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Технология» во 2 «Б» классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, 35 часов:

1) в I четверти – 9 часов,

2) во II четверти – 7 часов,

3) в III четверти – 11 часов,

4) в IV четверти – 8 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Технология» УМК «Школа России» для 2 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2021.

2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Москва. Просвещение, 2021.

Для учащихся:

1. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2021

2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва. Просвещение, 2021

Коррекция программы за I четверть

Программный материал за I четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 25.10.2021 г.

Коррекция программы за II четверть

Программный материал за II четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за III четверть

Программный материал за III четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за IV четверть

Программный материал за IV четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за год

Программный материал за год скорректирован, пройден.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.

Личностными результатами

Освоение учебного курса «Технология» в начальной школе вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность,  трудолюбие,  уважительное  отношение к  своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.

Метапредметные результаты

Освоение курса «Технология» в начальной школе играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).

Предметные результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Технология» в начальной школе  должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность следующих компетенций. При освоении курса «Технология» достигаются предметные результаты.

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  •  приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

2 класс

Планируемые результаты обучения по курсу «Технология»,

авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева

Планируемые результаты изучения курса («Технология», авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

Обучающийся во 2-ом классе получит возможность для формирования личностных УУД изучения предмета «Технология».

Обучающийся научится с помощью учителя:

•        объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;

•        уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

•        понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» во 2-ом классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится с помощью учителя:

•        формулировать цель деятельности на уроке;

•        выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

•        планировать практическую деятельность на уроке;

•        выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

•        предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;

•        работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);

•        определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные  УУД

Обучающийся научится с помощью учителя:

•        наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;

•        сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

•        понимать, что нужно использовать пробно поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

•        находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

•        называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

•        самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится с помощью учителя:

•        вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

•        вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

•        слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

•        выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы предмета «Технология» во 2-ом классе:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Обучающийся будет знать о (на уровне представлений):

•        элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);

•        гармонии предметов и окружающей среды;

•        профессиях мастеров родного края;

•        характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Обучающийся будет уметь:

•        самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

•        готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

•        выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

•        самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

•        применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности

Обучающийся будет знать:

•        обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;

•        названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

•        происхождение натуральных тканей и их виды;

•        способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;

•        основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;

•        линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;

•        названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Обучающийся будет уметь:

•        читать простейшие чертежи (эскизы);

•        выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);

•        оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;

•        решать несложные конструкторско-технологические задачи;

•        справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Обучающийся будет знать:

•        неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

•        отличия макета от модели.

Обучающийся будет уметь:

•        конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

•        определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.

4. Использование информационных технологий

Обучающийся будет знать о:

•        назначении персонального компьютера.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Художественная мастерская (9 ч)

1. Что ты уже знаешь? 

Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе. Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.

Изготовление изделий в технике оригами.

2. Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?

Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу.

Изготовление композиций из семян растений.

3. Какова роль цвета в композиции?

Знакомство со средством художественной выразительности — цветом.

Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов.

4. Какие бывают цветочные композиции?

Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций разных видов.

5. Как увидеть белое изображение на белом фоне?

Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнения по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный  план  работы из двух предложенных.

Изготовление рельефных композиций из белой бумаги.

6. Что такое симметрия?

Как получить симметричные детали?

Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных (и несимметричных) изображений и предметов.

Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных.

Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей.

7. Можно ли сгибать картон? Как?

Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. Наши проекты. Африканская саванна. Работа в группах по 4—6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление изделий сложных форм в одной тематике.

8. Как плоское превратить в объёмное?

О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговку. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. Изготовление изделий с  использованием  вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона.

9. Как согнуть картон по кривой линии?

О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона.

Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составление собственного плана и его сравнение с данным в учебнике.

Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме.

Чертёжная мастерская (7 ч)

10. Что такое технологические операции и способы?

Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы.

Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.

11. Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертёж и как его прочитать?

Введение понятия «линейка — чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. Введение понятия «чертёж». Линии чертежа: основная, толстая, тонкая,  штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла.

Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана  работы.  Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам.

12. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке поло- сок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы.  Работа по технологической карте.

Изготовление изделий с плетёными деталями.

13. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?

Введение понятия «угольник — чертёжный инструмент».

Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого  угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Упражнение в построении прямоугольника по угольнику. Контроль точности отложенных размеров по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление  изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам.

14. Можно ли без шаблона  разметить круг?

Введение понятий: «циркуль — чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности циркулем по линейке. Построение окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей.

Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля.

15. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки

Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы.  Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки.

16. Проверим себя. 

Проверка знаний и умений по теме.

Конструкторская мастерская (11 ч)

17. Какой секрет у подвижных игрушек?

Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление  изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали.

18. Как из неподвижной  игрушки сделать подвижную?

Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы.  Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление  изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения.

19. Ещё один способ сделать игрушку подвижной

Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа

по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление  изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки — «дергунчик».

20. Что заставляет вращаться винт-пропеллер?

Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции

в действии. Внесение коррективов.

Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница).

21. Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов.

Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком.

22. День защитника Отечества.

Общее представление об истории вооружения армий России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу.

Составление плана работы.

23. Изменяется ли вооружение в армии?

Работа по технологической карте.

Изготовление изделия на военную тематику (например, открытки со вставками).

24. Поздравляем женщин и девочек

Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее  освоенных  знаний и умений.

25. Как машины помогают человеку?

Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление моделей машин по их развёрткам.

26. Что интересного в работе архитектора?

Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. Наши проекты. Макет города.

Работа в группах по 4—6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы.

Изготовление макета родного города или города мечты.

27. Проверим себя. 

Проверка знаний и умений по теме.

Рукодельная мастерская (8 ч)

28. Какие бывают ткани?

Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам.

Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона).

29. Какие бывают нитки. Как они используются?

Виды ниток:  шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток — пряжи. Изготовление пряжи — прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление  колец для помпона с помощью циркуля. Чтение чертежа.

Изготовление помпона из пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте.

Изготовление изделий, частью которых является помпон.

30. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей  тканей.  Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность.

Изготовление изделий, требующих наклеивания ткани на картонную основу.

31. Строчка косого стежка.

Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого  стежка и её варианты.  Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика

32. Есть ли у строчки косого стежка «дочки»?

Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва — ткань для вышивания крестом.

Изготовление изделий с вышивкой крестом.

33. Как ткань превращается в изделие? Лекало

Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками.

Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками.

34. Что узнали, чему научились

Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. Проверка знаний и умений за 2 класс.

35. Обобщение знаний по курсу «Технология» за 2 класс

Обобщение пройденного за 2 класс. Выставка поделок учащихся.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное  размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других  дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа  (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.

Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектная деятельность

Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии - его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.

Технологии, используемые в обучении

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время: игровые, развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, здоровьесбережения, информационно-коммуникативные, личностно ориентированного обучения, проблемно – диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и т.д.

Формы организации учебного процесса

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок фантазирования, урок-выставка.

Формы контроля освоения программы

Текущий контроль – в форме устного, фронтального опроса, выставка готовых изделий; творческая работа, практическая работа; тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы.  

Плановых контрольных работ нет.

Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы описана в основной образовательной программе начального общего образования.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.

Оценка даётся в устной форме, можно привлекать учеников к оцениванию отдельных моментов (по наводящим вопросам учителя).

Основные критерии оценки

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с учащимися оцениваются:

•        качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;

• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);

•        уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1

Художественная мастерская

9

2

Чертёжная мастерская

7

3

Конструкторская мастерская

11

4

Рукодельная мастерская

8

Итого:

35

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть (9 ч)

Художественная мастерская

9

1

03.09

03.09

Что ты уже знаешь?

1

2

10.09

10.09

Зачем художнику знать о тоне, форме и размере?

1

3

17.09

17.09

Какова роль цвета в композиции?

1

4

24.09

24.09

Какие бывают цветочные композиции?

1

5

01.10

01.10

Как увидеть белое изображение на белом фоне?

1

6

08.10

08.10

Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?

1

7

15.10

15.10

Можно ли сгибать картон? Как согнуть картон по кривой линии?

1

8

22.10

22.10

Как плоское превратить в объёмное?

1

9

29.10

12.11

Обобщение изученного.

9

8

Программный материал пройден, скорректирован

8

II четверть (7 ч)

Чертёжная мастерская

7

10 (1)

12.11

29.10

12.11

12.11

Обобщение изученного.

Что такое технологические операции и способы?

1

11 (2)

19.11

19.11

Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертёж и как его прочитать?

1

12 (3)

26.11

26.11

Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников?

1

13 (4)

03.12

03.12

Можно ли разместить прямоугольник по угольнику?

1

14 (5)

10.12

10.12

ДО. Можно ли без шаблона разместить круг?

1

15 (6)

17.12

17.12

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

1

16 (7)

24.12

24.12

Проверим себя.

1

7

7

Программный материал пройден(без коррекции).

7

III четверть (11 ч)

Конструкторская мастерская

11

17 (1)

14.01

14.01

Какой секрет у подвижных игрушек?

1

18 (2)

21.01

21.01

Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?

1

19 (3)

28.01

28.01

Ещё один способ сделать игрушку подвижной?

1

20 (4)

04.02

04.02

Что заставляет вращаться винт-пропеллер?

1

21 (5)

11.02

11.02

Можно ли соединить детали без соединительных материалов?

1

22 (6)

18.02

18.02

День защитника Отечества.

1

23 (7)

25.02

25.02

Изменяется ли вооружение в армии?

1

24 (8)

04.03

04.03

Поздравляем женщин и девочек.

1

25 (9)

11.03

11.03

Как машины помогают человеку?

1

26 (10)

18.03

18.03

Что интересного в работе архитектора?

1

27 (11)

25.03

25.03

Проверим себя. Обобщение пройденного.

1

11

11

Программный материал пройден(без коррекции).

11

IV четверть (8 ч)

Рукодельная мастерская

8

28 (1)

08.04

08.04

Какие бывают ткани?

1

29 (2)

15.04

15.04

Какие бывают нитки? Как они используются?

1

30 (3)

22.04

22.04

Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?

1

31 (4)

29.04

29.04

Строчка косого стежка.

1

32 (5)

06.05

06.05

Есть ли у строчки косого стежка «дочки»?

1

33 (6)

13.05

13.05

Как ткань превращается в изделие? Лекало.

1

34 (7)

20.05

20.05

Что узнали, чему научились. Проверим себя.

1

35 (8)

28.05

28.05

Обобщение знаний по курсу «Технология» за 2 класс.

1

8

8

Программный материал пройден(без коррекции).

8

Итого:

35

34

Программный материал за год скорректирован, пройден.

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").

Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....

Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России

Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

Рабочая программа по технологии 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...