Рабочая программа по технологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс)

Аннотация к рабочей программе технологии 4 класс.

 

  1. Рабочая программа по Технологии линии УМК «ПЕРСПЕКТИВА» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по Технологии (авт. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова) 2-е издание, 2011г.
  2.  Используемая литература:

. 1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4» 

 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 4 класс.

 3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 4 класс

 

 4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Методическое пособие. Уроки         технологии: 4 класс.

 

Цели изучения технологии:

 

-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной

деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-

технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и

людям труда.

-формирование идентичности гражданина России в поликультурном

многонациональном обществе на основе знакомства с ремѐслами народов России;

-развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности

другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира

через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления

технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

-развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности

на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и

системой ценностей ребѐнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к

действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.

 

Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час.

3.Рабочая программа включает следующие компоненты:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
    1. Место учебного предмета в учебном плане
    2. Используемый учебно–методический комплекс, включая электронные ресурсы
    3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
    4. Форма и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
  3. Содержание учебного предмета, курса.
  4. Календарно-тематическое планирование

 

  1. Составитель:  Самарина Татьяна Юрьевна учитель технологии

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_4a_kl.docx49.26 КБ

Предварительный просмотр:

Принята                                                          «Утверждаю»                  

Педагогическим советом                                                 Приказ от _____________ № _______

ГБОУ лицей №329                                                                                                                          

Протокол от _______ № ___                                           ____________ Директор О.А. Беляева

                                                                                                             

                                                                             

                                                                                                                                         

                                                                                                       

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

Технология

___________________________________________________

                                                (курса, предмета, дисциплины (модуля))

 

                                     по   Технологии

_________________________________________________________________________

                                                                (указание учебного предмета)

для 4 а класса (классов).        Срок реализации рабочей программы 1 год

                                Самарина Татьяна Юрьевна

______________________________________________________________

                                                                  (Ф.И.О. учителя)

                           

                                         Санкт-Петербург____________________________________

                                                               (наименование города)

_______________________________2021________________________________ 

                                                     (год составления программы)

                                             1. Пояснительная записка.

             Рабочая программа по Технологии линии УМК «ПЕРСПЕКТИВА» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по Технологии (авт. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова) 2-е издание, 2011г.

        В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

        Рабочая программа предназначена для изучения Технологии в 4 классе средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику «Технология. 4 класс» (авт. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг). Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

         

1.1  Место предмета в базисном учебном плане

           В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ лицей  № 329  данная программа рассчитана на преподавание курса Технологии  в 4 классе в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа.

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В год

              34 часа

В неделю

               1 час

Повторительно – обобщающих

                10часов

Диагностических работ

                3 часа

Основной формой организации учебного процесса является урок. Отличительной особенностью программы можно считать сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. При реализации рабочей программы используются активные формы обучения и ИКТ, фронтальная форма деятельности, групповая форма деятельности, индивидуальная форма деятельности. Технологии обучения: развивающее обучение, опережающее обучение, тесты, игровые технологии, проекты.

                       1.2 Используемый учебно-методический комплект

1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Программа «Технология 1-4» 

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Учебник: 4 класс.

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 4класс.

4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Методическое пособие. Уроки технологии: 4 класс.

5. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение»)        

6. Демонстрационный и раздаточный материал.  Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"

7. Заготовки природного материала.

8. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

9. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крафт-бумаги и др. видов бумаги.

Интернет-ресурсы

    1.ya-uchitel.ru›Методическая копилка›…_literaturnomu_chteniju…

    2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  3.Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

  4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www. Festival.1september.ru

  5.Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

  6.Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»

1.3 Планируемые результаты освоения программы по технологии:

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

      Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

        Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

знать холодные и тёплые цвета;

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 4-го года обучения

Выпускник научится:

• составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;

• организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;

• отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации

работы;

• осуществлять контроль и корректировку хода работы;

• выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.);

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт

одежды и книг);

• отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам

в соответствии с поставленной задачей;

• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);

• размечать бумагу и картон циркулем;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных

материалов оптимальные и доступные технологические приемы

их ручной обработки;

• изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;

• анализировать конструкцию изделия: определять взаимное

расположение деталей, виды их соединений;

• рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;

• использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;

• работать с текстом и изображением, представленным в компьютере;

• использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;

• использовать возможности поиска информации с помощью

программных средств;

• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

• включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру;

• использовать элементарные приемы клавиатурного письма;

• использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);

• осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера)

для решения различных задач;

• решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;

• подключать к компьютеру дополнительные устройства;

• осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;

• соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

• осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.

               1.4 Форма и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения в 4 классе.

1.5 Критерии оценивания.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

-  чёткость, полнота и правильность ответа;

-  соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;

-  аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;

-  целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

Оценка «5»

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполняются приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • самостоятельность в работе была низкой;
  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;
  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • неправильно выполнялись многие приемы труда;
  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;
  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;
  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

не соблюдались многие правила техники безопасности.

   Контрольные работы по предмету «Технология» представлены в виде диагностических тестов. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников.

                 

2.  Содержание учебного предмета, курса.

Тема раздела: Здравствуй, дорогой друг.

Содержание раздела: Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы

Тема раздела : Человек и земля.

Содержание раздела: Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми (в том числе и с используемыми для изготовления предметов искусства), способами их добычи и расположением месторождений на территории России (в том числе и Ленинградской области)

Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.

Профессия: геолог, буровик, мастер по камню.

Знакомство с производственным циклом создания автомобиля “Камаз”. Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.

Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.

Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – тиснение по фольге. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.

Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение.

Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса.

Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.

Профессия: скульптор, художник.

Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.

Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.

Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер, мягкая игрушка.

Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса).

Профессия: обувщик.

Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.

Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека.

Профессия: столяр.

Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного картошка и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи и пользования газовой плитой.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер.

Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование.

Знакомство с понятием “бытовая техника” и её значение в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.

Профессия: агроном, овощевод.

Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

Тема раздела: Человек и вода.

Содержание раздела: Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра.

Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами.

Профессия: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике “макраме”. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов морских узлов и узлов в технике  “макраме”.

Понятие: макраме.

Тема раздела: Человек и воздух.

Содержание раздела: Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея.

Профессии: летчик, космонавт.

Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета; каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.

         Тема раздела: Человек и информация.

Содержание раздела: Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.

Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.

Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги “Дневник путешественника” как итогового продукта годового проекта “Издаем книгу”.

Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.

          Тема раздела: «Резерв» .

VI. Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата прохождения темы

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

По плану

По факту

1.

Как работать с учебником

1

Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью.  

Обобщают знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планируют деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Знакомятся с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки.

2.- 3.

Вагоностроительный завод

Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

Тест «Железная дорога»

2

Знакомятся с историей развития железнодорожного транспорта в России, о вилах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки. Выбирают информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевают основами черчения, анализируют   конструкцию изделия, выполняют разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскраивают детали при помощи ножниц, соблюдают правила безопасного использования этих инструментов. Создают разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирают и заменяют материалы и инструменты при выполнении изделия. Знакомятся с производственным циклом изготовления вагона. С помощью учителя заполняют технологическую карту, анализируют её структуру, сопоставляют технологическую карту с планом изготовления изделия.

4.

Полезные ископаемые.

Изделия: “Буровая вышка”.

Тест «Буровая вышка»

1

Знакомятся с полезными ископаемыми, способами их добычи и транспортировки, профессиями людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых. Находят и обозначают на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирают информацию, необходимую для изготовления изделия, объясняют новые понятия. Анализируют конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определяют основные элементы конструкции. Соотносят детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирают и заменяют материалы и инструменты при изготовлении изделия.

5.- 6.

Полезные ископаемые.

Изделия: “Малахитовая шкатулка”.

2

Знакомятся с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Учатся выполнять изделия, имитирующего технику  русской мозаики.

7.- 8.

Автомобильный завод.

Изделия: “КамАЗ”, “Кузов грузовика”.

Тест «Конвейер автомобильного завода»

2

Знакомятся с историей автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере. Выбирают информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объясняют новые понятия. Знакомятся с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ».  Соотносят детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирают необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользуются гаечным ключом и отвёрткой. Совершенствуют навыки работы с различными видами конструкторов.

9

Монетный двор.

Изделия: “Стороны медали”, “Медаль”.

1

Знакомятся с историей возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции. Знакомятся  с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевают новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту.

10-11.

Фаянсовый завод.

Изделия: “Основа для вазы”, “Ваза”.

Тест: “Как создается фаянс”.

2

Знакомятся с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготавливают изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствуют умения работать с пластилином. Знакомятся с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса.

12.

Швейная фабрика.

Изделия: “Прихватка”.

1

Знакомятся с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определяют  размер одежды при помощи сантиметра. Создают  лекала и изготавливают изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работают с текстильными материалами. Соблюдают правила работы иглой, ножницами, циркулем.

13- 15.

Швейная фабрика.

Изделия: “Новогодняя игрушка”, “Птичка”

3

Осваивают технологию создания мягкой игрушки. Используют умения самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создают лекало и выполняют при помощи него разметку деталей. Соблюдают правила работы иглой, -ножницами, циркулем. Самостоятельно составляют план изготовления изделия. Изготавливают разные виды  изделий с использованием одной технологии.

16- 17.

Обувное производство.

Изделия: “Модель детской летней обуви”

2

Знакомятся с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомятся с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Учатся снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создают модель обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепляют знания о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.

18- 19.

Деревообрабатывающее производство.

Изделия: “Технический рисунок лесенки-опоры для растений”, “Лесенка-опора для растений”

Тест « Обработка древесины»

2

Знакомятся с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различают виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомятся со свойствами древесины. Понимают значение древесины для производства и жизни человека. Изготавливают изделие из реек. Самостоятельно декорируют. Работают с древесиной. Конструируют.

20- 21.

Кондитерская фабрика.

Изделия: “Пирожное “Картошка””, “Шоколадное печенье”

Тест: “Кондитерские изделия

2

Знакомятся с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомятся с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Понимают информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Знают правила поведения при приготовлении пищи, и правила пользования газовой плитой.

22.

Бытовая техника.

Изделия: “Настольная лампа”, “Абажур. Сборка настольной лампы”

Тест: “Правила эксплуатации электронагревательных приборов”.

1

Знакомятся с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Знают правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомятся с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Собирают простую электрическую цепь. Практически используют электрическую цепь на примере сборки настольной лампы. Знакомятся с правилами утилизации батареек. Осваивают приёмы работы в технике «витраж». Изготавливают абажур-плафон для настольной лампы.

23.

Тепличное хозяйство.

Изделие: “Цветы для школьной клумбы”

1

Знакомятся с видами и конструкциями теплиц. Понимают значение теплиц для жизнедеятельности человека. Учатся выбирать семена для выращивания рассады, использовать информацию на пакетике для определения условий выращивания растения. Ухаживают за растениями. Создают мини-теплицы, сажают семена цветов. Выращивают рассаду в домашних условиях, ухаживают за рассадой.

24.

Водоканал.

Изделие: “Фильтр для очистки воды”

1

Знакомятся с системой водоснабжения города. Понимают значение воды в жизни человека и растений. Осмысливают важность экономного расходования воды. Знакомятся со способом фильтрации воды и способами экономного расходования воды, определяют количество расходуемой воды при помощи струемера.

25.

Порт.

Изделие: “Канатная лестница”

1

Знакомятся с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Осваивают способы крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысливают важность узлов для крепления грузов. Правильно закрепляют грузы. Изготавливают лестницу с использованием способов крепления морскими узлами.

26.

Узелковое плетение.

Изделие: “Браслет”

1

Знакомятся с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Осваивают одинарный плоский узел, двойной плоский узел. Сравнивают способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме.

27.

Самолетостроение. Ракетостроение.

Изделие: “Самолет”.

1

Получают первоначальные   сведения   о   самолётостроении,  о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельно изготавливают модели самолёта из конструктора. Закрепляют умения работать с металлическим конструктором.

28.

Ракета – носитель.

Изделие: “Ракета-носитель”

1

Закрепляют основные знания о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепляют основные знания о бумаге: свойства, виды, история. Изготавливают модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

29.

Летательный аппарат.

Воздушный змей.

Изделие: “Воздушный змей”.

1

Знакомятся с историей возникновения воздушного змея. Конструируют воздушного змея. Осваивают правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформляют изделие по собственному эскизу.

30.

Создание титульного листа. Создание содержания книги.

Изделие: “Титульный лист”

1

Осмысливают место и значение информации в жизни человека. Запоминают виды и способы передачи информации. Знакомятся с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Изучают элементы книги и использование ее особенностей при издании.

31.

Переплетные работы. Изделие: «Книга» Итоговый тест.

1

Знакомятся с переплётными работами. Осваивают способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепляют правила работы шилом и иглой. Осмысливают значение различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура) Изготавливают переплёт дневника и оформляют обложку по собственному эскизу.

32-34

Резерв.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...