Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Швейный клуб”.
рабочая программа по технологии

Сивова Наталья Ипполитовна

Шитье - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что шитье зародилось очень давно и знакомо людям с давнего прошлого. Издревле люди шили себе одежду, украшали жилище.

Шитьем занимались исключительно женщины. Для матери - хозяйки это был наиболее доступный вид народно-прикладного творчества, в котором сочетались эстетическая потребность, жажда творческой деятельности с пользой семье и дому.

Умение шить переходило от старшим к младшим. Существовали целые династии передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства очень популярен, он продолжает развиваться, завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к шитью является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Шитье развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм, красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; несет радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результаты труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_shchityu2.docx307.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты Московской области

Государственное казенное  учреждение социального обслуживания

 Московской области

Семейный центр помощи семье и детям  «Преображение»

     

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

“Швейный клуб”.

Автор-составитель:

Н.М.Конышева

Егорьевск, 2021-2022 гг.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Шитье - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что шитье зародилось очень давно и знакомо людям с давнего прошлого. Издревле люди шили себе одежду, украшали жилище.

Шитьем занимались исключительно женщины. Для матери - хозяйки это был наиболее доступный вид народно-прикладного творчества, в котором сочетались эстетическая потребность, жажда творческой деятельности с пользой семье и дому.

Умение шить переходило от старшим к младшим. Существовали целые династии передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства очень популярен, он продолжает развиваться, завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к шитью является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Шитье развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм, красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; несет радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результаты труда.

Программа создана на основе наблюдений за работой воспитанников, которых можно назвать способными к шитью. Мотивация творческих действий и стремлений послужили материалом для создания программы, помогающей ребенку развивать в себе природный талант. Данная программа поможет воспитанникам овладеть азами швейного искусства, заинтересоваться и увлечься шитьем, найти для себя радость от занятия любимым делом, поднять самооценку.

Образовательная программа рассчитана на детей школьного возраста. Срок обучения - 2 года, периодичность занятий 2 раза в неделю по 1 часу (практическое занятие).

Цель программы: 

изучение истории развития шитья, создание и разработка фасона одежды для кукол (или игрушки), изготовление выкройки,  раскрой на ткани, технологических приемов выполнения различных швов (ручных, машинных), знание основ материаловедения, цветосочетания.

Задачи программы

Обучающие:

Обучение технологическим приемам работы;

Научить пользоваться инструментами и выкройками;

Освоение ВТО;

Освоение создание соответствующего образа (одежда для кукол, предметов декоративно-прикладного характера (шоперы, косметички, декоративные броши и предметы интерьера, игрушки)

Развивающие:

Обучение навыкам самостоятельной трудовой деятельности с источниками информации, инструментами, технологиями;

Развивать стремление к законченному результату;

Развивать специальные и творческие способности;

Развивать интерес к созданию изделий;

Развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

Способствовать формированию внутренней культуры личности;

Содействие формированию развитию личностных качеств - целеустремленности, стремление к совершенству, творческому росту, умения работы в коллективе, терпимости и личностной активности.

Отличительных особенностей нет, так как нет подобной программы. Программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение определенных умений и знаний. Она направлена на развитие компетентности данной области, формирует навыки на уровне практического применения.  

В реализации участвуют дети от 6 до 17 лет.

Продолжительность образовательного процесса 2 года:

1 год - подмастерье

2 год - мастер.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу.

К концу обучения по данной программе дети должны

знать:

- Все виды и способы ручных строчек и машинных строчек;

- Правила техники безопасности;

- Навык создания выкройки

- Техники выполнения раскроя различных деталей с учетом припусков на швы:

- Порядок выполнения швов;

- Окончательная отделка и ВТО;

- Презентация работы.

уметь:

- Подбрать фактуры ткани и цвета для выполнения изделия;

- Выполнить основные швы;

- Владеть навыками работы с иглами и начальными навыками работы на швейном оборудовании;

приобрести навыки:

- Работы со схемами, выкройками, инструкциями.

 Для подведения итогов используются следующие формы:

- Собеседование;

- Выставки (образовательного учреждения, муниципальных, региональных;)

- Участие в конкурсах.

Основные разделы программы.

1. Виды тканей, их применение и особенности работы с ними.

Прозрачные и тонкие ткани: марлевка, вуаль, шифон, кружево, сетка;

Тонкие: бязь, батист, пике;

Трикотаж тонкий и средний: х/б трикотаж  - кулирка, футер, флис, мохровое полотно; бифлекс, рибана, жаккард;

Среднеплотные ткани: ситец, фланель, твид, габардин, деним, вельвет, футер с начесом, лен, креп;

Костюмные ткани : шерстяной твид, букле, стеганный материал, двухлицевой трикотаж;

Плотные ткани: драпы, плащевки, обивочные ткани;

Нетканые: кожа, замша, мех, фетр.

2. Нитки.

3.  Инструменты и приспособления:

Мел, карандаш, маркер на ткани;

Сантиметровая лента;

Ручные иглы, наперстки, приспособления для обрезки нитей, булавки, подушечка для хранения булавок, портновский мел;

Линейки;

Ножницы, нож для порки швов, ножницы с зубчатым лезвием;

Приспособления для выворачивания деталей;

Швейная машинка, педаль, сменные лапки;

Гладильная доска, утюг.

4. Швейные аксессуары

Отделочная лента;

Тесьма, бейка, резинка;

Бисер, стеклярус;

Молнии;

Кружево;

Пуговицы, кнопки, застежки;

5. Построение чертежа выкройки;

Нанесение чертежа выкройки на ткань.

6. Виды швов:

Ручной:

Строчка прямым стежком;

Строчка “назад иголка”;

Строчка - "через край",

Обычная потайная строчка;

Строчка петлеобразным швом;

Потайная строчка крестообразным швом.

Машинный:

Прямая строчка;

Зигзаг.

Обучаясь этому мастерству, воспитанники приобретают необходимые знания и умения:

- Правильно подбирать ткань и цвет к изделию;  

- Учатся снимать мерки и переводить их на бумагу,  

- Вычерчивать детали изделия на ткани соблюдая припуски на швы,  

- Заправлять нитку в иголку, делая узелок на конце нити,  

- Технологически грамотно прокладывать стежки;

- Выполнять  ВТО изделия;

- Осуществлять примерку (если шьют одежду для кукол) и вносить изменения;

- Создавать композиции из своих изделий;

- Творчески презентация  изделия.

Процесс реализации программы проходит  в два этапа:

Поисково-исполнительский - когда воспитанники шьют изделие по образцу, где осуществляется подборка материала и технологий инструктором по труду;

Творческий - этап, где дети сами выбирают изделие и самостоятельно воспроизводят его.

В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно эстетический вкус ребенка.  а развитию чувства коллективизма, взаимопомощи способствует следующая форма организации досуга: “Швейный клуб”.  

Для реализации программы необходимо:

1. Методическое обеспечение программы:

  • технологические карты;
  • эскизы;
  • схемы выполнения швов;

2. Материально-техническое обеспечение программы:

  • помещение для мастерской, освещение;
  • швейные машинки, раскройной стол, столы для работы;
  • инструменты и приспособления облегчающие труд - линейки, карандаши, маркер по ткани, линейки, сантиметр, лекала, портновский мел, иглы, нитки, булавки, гладильная доска, утюг, небольшие отрезки ткани разного состава, зеркало.

Методическое и дидактическое обеспечение программы

  • декоративно-прикладное творчество;
  • методическая разработка занятий;
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • подборка литературы.

1 год обучения. Подмастерье.

Цели: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, выявление его способностей.

Задачи:

- ознакомить воспитанников с инструментами для шитья;

- научить выполнять основные швы;

- развить воображение;

- развить интерес к выбранному делу;

- воспитать уважение к труду, аккуратность, эстетический вкус, любовь к рукоделию.

Предполагаемые результаты

Знать:

- историю возникновения ремесел;

- правила техники безопасности;

- основные швы;

- краткие сведения по материаловедению.

Владеть:

- владеть основными приемами и навыками;

- ВТО изделия.

Уметь выполнять:

- шов вперед иголку, шов "назад иголка",

- такие виды работ: сшить декоративную брошь, игрушку, простые элементы одежды для кукол.

    C:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204523__01.jpgC:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204529__01.jpgC:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204638__01.jpg

2-ой год обучения Мастер.

Цель: изучить основные ручные швы и швы на машинке.

Задачи:

- ознакомить детей с различными видами ручных швов (обметочный, "козлик", подрубочный)

- развить самостоятельность в работе;

- выявить возможности детей к творческой работе;

- воспитывать чувство взаимопомощи и уважения друг к другу.

Предполагаемые результаты:

  • Знать:

- историю возникновения и развития ремесел;

- правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы;

- виды декоративно-прикладного творчества (подушки, панно, шоперы, косметички, броши, предметы интерьера, сложные наряды для кукол)

- владение умениями и навыками: создания выкроек и нанесение их на ткань, использовании различных швов;

  • Уметь:

- уметь видеть детали изделия;

- создавать простые лекака;

- выкраивать детали с учетом припусков на швы;

- подбирать нужный шов;

  • Выполнять:

- собирать все детали в единое изделие;

- добиваться аккуратности и точности.

           C:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204648__01.jpgC:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204653__01.jpgC:\Users\Библиотека\Desktop\фото\Screenshot_20221130-204650__01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"

Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка художественно – эстетической направленности «Мастерилка»

Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной. Может быть полезна воспитателям детских садов, групп продлённого дня, педагогам дополнительного обра...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Легоконструирование и робототехника"

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет.     Программа «Легоконструирование и робототехника» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделиро...

Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет

Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...