Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Валенки-шептуны
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Лямина Татьяна Николаевна

Урок технологии во 2 классе, проведен в предверии Нового года. Мокрое валяние из шерсти,изготовление ёлочных игрушек  валенок-шептунов.

Скачать:


Предварительный просмотр:






Конспект урока

по технологии

во  2 классе

в ГБОУ лицей № 384

учителя начальных классов Ляминой Татьяны Николаевны

        

Урок технологии во 2 классе

Тема урока:

«Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Валенки»

Образовательная система (УМК): ОС «Школа России»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений

Цель урока:  расширение знаний о  новых материалах (шерсти), знакомство с техникой валяния, народных промыслах и традициях; формирование умения выполнять работу по собственному замыслу с  использованием трафарета.

Задачи урока: 

Образовательные

  • Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • Расширить знания учащихся о шерсти, как конструктивном материале, ее свойствах и сферах использования в художественно-декоративной области;
  • Моделировать новые изделия путем трансформации известных (с использованием различных элементарных технических средств).
  • Научить новым приемам работы.

Воспитательные

  • Формировать умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу;
  • Развивать наблюдательность при рассматривании образцов изделий.
  • Вызывать эмоциональный отклик от своей работы.
  • Развивать усидчивость, терпение, трудолюбие.
  • Формировать адекватную оценку результатам своей деятельности.

Развивающие

  • Развивать умение классифицировать, обобщать объекты природы.
  • Учить проявлять смекалку при выполнении личного замысла при изготовлении изделия «Валенки-шептуны».
  • Продумывать замысел, подбирать цветовую композицию;
  • Развивать мелкую моторику средствами художественно- технологилоческой деятельности;
  • Совершенствовать эмоционально-волевую сферу через включение в урок всех органов чувств (зрительных, слуховых, тактильных и др.)

Основные (новые) понятия: валенки, валяние, шерсть, термическая обработка, колорит, форма.

Планируемые результаты урока:

Личностные

  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства,
  • Умение использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от увиденного

Метапредметные

  • Соотносить свои действия с действиями педагога, оценивать свою работу согласно предложенным характеристикам, развивать пространственное представление;
  • Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • Извлекать существенную информацию из предложенного дидактического материала
  • Выстраивать ответы в соответствии с поставленными вопросами
  • Развивать умение слушать и понимать других

Предметные

  • Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей.
  • Расширение информации о шерсти, способах получения и использования, способах обработки.
  • Получение информации о культурно-исторических традициях народов мира.

Средства обучения: комплект учебно-методических материалов, интерактивная доска с мульти-проектором, презентация, наглядные материалы: образцы изделия, шаблоны

Материалы и инструменты:шерсть для валяния, мыло в мыльнице,теплая вода в стакане, подложка, шаблон валенка

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования -, 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2016 – 45с.

2. Технология 2 класс Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева 5 -издание Москва, «Просвещение» 2017 год

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду

деятельности учащихся

  1. Организационный этап

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте ребята!

 Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Книжки и тетрадки, и мысли, всё в порядке!

Проверьте, вашу готовность к уроку.  Присаживайтесь.

Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты.

  1. Мотивирование

(самоопределение) к учебной деятельности (2 мин)

1.Актуализация требования к учащемуся со стороны учебной деятельности;

2. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

3. Установка тематических рамок.

 Сегодня  мы продолжаем готовиться к самому замечательному зимнему празднику. К какому? Какой главный символ Нового года?

 - А кто к нам приходит с подарками? Давайте поможем Деду Морозу и Снегурочке украсить Ёлочку!

-  Молодцы! А чем можно украсить?

В старые времена люди старались украсить свое жилище с помощью тех материалов, которые были у них под руками. Давайте и мы с вами попробуем использовать для украшения елочки старинные технологии и материалы, которыми люди пользуются издревле.

Барашки, овечки —
На шубе колечки.
Повезло им в шубейке родиться,
Могут шерстью они поделиться.
Будем прясть из шерсти
 нитки,
Свяжем кофточки, платки,

Шапки, шарфики, штанишки,
Платья, варежки, носки.
Ткань соткем — пошьем костюмы,
Деловые пиджаки.
А овечки и барашки
По лугам идут-бредут,
Поедят зеленой травки,
Снова шерстью обрастут.

- С каким материалом будем работать?

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал.

Дети проводят классификацию по известным признакам

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

     (5 мин)

Организация подготовки и мотивация учащихся к  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Да, сегодня мы будем работать с шерстью Но не ткать, не шить, а валять. Люди давно заметили, что маленькие шерстинки умеют прочно цепляться друг за друга, а если их намочить и хорошо потереть - становятся плотными и прочными, сваливаются. Такие изделия известны своими замечательными свойствами издревле, Они не пропускают холод, мягкие, но достаточно прочные и хорошо держат форму.

Давайте рассмотрим валяные изделия. Что вы заметили?

А теперь рассмотрите образцы. Что вы заметили? Действительно, это игрушки, которые украшены нарядно. Их называли «Шептуны». Делали всегда парами. В один валенок вкладывали монетку, в другой - зернышко, и шептали хорошие пожелания себе и всем домочадцам. Такие валенки или варежки вешали на елку, или в углу дома, чтобы хорошие пожелания сбывались целый год. Мы так же с вами сделаем такие валенки-шептуны. Сможем ли сделать за один день? Почему?

Просмотр и прослушивание записи песни Валенки в исполнении Лидии Руслановой

Наглядный метод

(наблюдение)

  1. Выявление места и причины затруднения и построение выхода из затруднения

(5 мин)

Организация выявления учащимися места и причины затруднения.

Организация поиска проекта будущих учебных действий

  Как вы думаете, что нам потребуется? Какие материалы, инструменты?Да, с помощью трафарета мы изготовим валенки. Чем валенки отличаются от трафарета? Мы сделаем объемное изделие.Работать будем на подложке, нам потребуются темлая вода, мыло и сама шерсть для валяния. Рассмотрите ее. Что вы заметили? Легко ли отделить часть? Почему?

Учащиеся предполагают, анализируют

  1. Реализация построенного проекта

         (15  мин)

Осуществление реализации построенного проекта

  1. Берем трафарет.Выкладываем его на подложку.Отделяем рукой тонкий прозрачный слой шерсти, аккуратно укладываем на  шаблон смачиваем водой и мылом, прижимаем к шаблону пальчиками.
  2. Поднимем шаблон с влажной шерстью, и свободные кроя оборачиваем вокруг шаблона, закутываем его шерстьюсо всех сторон.укладываем на подложку, пальчиками приколачиваем слой шерсти.
  3. Снова отрываем небольшой кусочек шерсти и повторяем операцию. Если воды или мыла маловато, смачиваем пальцы и добавляем еще, каждый раз вколачивая легкими постукивающими движениями слои шерсти
  4. Повторяем последовательность действий,соблюдаянаправление волокон. Прижимаем слои ,массируя пальцами. Пальчиками простукиваем боковые стороны, следим за тем, чтобы шерсть распределялась равномерно

Практический метод

(работа с шаблоном), работа учащихся под контролем учителя

 

  1. Физкультминутка

     (2 мин)

Снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда;

Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах
. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь садимся мы! (Дети садятся за парты.)

Учащиеся повторяют  за учителем движения физкультминутки.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3 мин)

Осуществление первичного закрепления

Добавляем при необходимости шерсть другого цвета, распределяем волокна. Проверяем, насколько прочно соединены волокна. Работаем самостоятельно

Практический метод

Учащиеся  сравнивают  свое изделие  с эталоном. Обсуждают в парах и оценивают свою и чужую работы.

Учащиеся вспоминают изученное ранее и отвечают на вопросы, идет коррекция знаний

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин)

 Закрепление полученного знания

Теперь , когда шерсть сваляны, мы достаем шаблон и раздвигаем , расширяем пальцами внутреннее отверстие, и наши плоские заготовки становятся объемными. Придаем форму изделиям, ставим их на просушку. На следующем уроке займемся украшением валенок.Валенки можно разукрасить, применив фантазию. А чтобы фантазия разыгралась, посмотрим презентации

Какими материалами воспользуемся на следующем уроке?

Учащиеся внимательно просматривают презентацию и выбирают образ своих валенок

  1. Включение в систему знаний и повторение

(3 мин)

 Выявление границ применения нового знания

Итак, сегодня мы с вами не только узнали о  валянии, но и научились работать в технике мокрого валяния.

Словесный метод

(беседа, ответы на вопросы)

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(1 мин)

 Реализация рефлексии

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

-  Понравилось ли вам работать с шерстью? Что нового узнали об этом материале? Довольны ли результатом?

Словесный метод

(Беседа)

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки Валенки-шептуны

Слайд 3

Валенки-шептуны

Слайд 4

Валенки и варежки Чтобы не мерзли ручки, чтоб не мерзли ножки

Слайд 5

Рассмотри, из каких деталей состоят

Слайд 6

Нам потребуется: И ещё: шаблон , т ёплая вода, м ыло, подложка, клей

Слайд 7

ОТКРЫТА !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"...

Викторина "В гостях у Деда Мороза и Снегурочки".

Внеклассное мероприятие - викторину "В гостях у Деда Мороза и Снегурочки" советую проводить на зимних каникулах. Мероприятие содержит увлекательные конкурсы и творческие задания, которые позволяю...

Интерактивное пособие к уроку математики во 2 классе "Устный счёт с Дедом Морозом и Снегурочкой"

Данная презентация создана для проведения устного счёта на уроках математики во 2 классе. Презентация содержит примеры на сложение и вычитание в пределах сотни, без перехода через разряд. Играя, дети ...

Урок технологии в 1 классе «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки»

Тема урока «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление елочных игрушек из бумажных полосок»Цель: Закреплять  умения работать с бумагой.Задачи: С помощью учителя:- организовыват...

Конспект по технологии «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Ёлка из бумажных полос»

Конспект по технологии  «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.  Ёлка из бумажных полос»...

Технологическая карта урока по технологии на тему "Мастерская Деда Мороза, Изделие: «Ёлочное украшение-Дед Мороз"

Конспект урока по технологии на тему "Мастерская Деда Мороза, Изделие: «Ёлочное украшение-Дед Мороз"...