Рабочая программа по технологии 1 класс по ФГОС третьего поколения
рабочая программа по технологии (1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая  программа по технологии 1 класс по ФГОС третьего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 3"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО


        Доценко Л.Н.                Емельянов С.В.

_________Кругликова Е.В.

Протокол №1

от "30" 08.2022 г.


Протокол № 10

от "30" 08. 2022 г.


Приказ №1

от "31" 08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 914785)

учебного предмета

«Технология»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»   на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения Программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также программы воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО «Технология» является обязательным предметом на уровне начального  общего образования. Данная программа предусматривает изучение учебного предмета  в 1 классе  1 час в неделю, всего 33 часа.

Программа разработана в соответствии с  УМК «Школа России».

Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.

Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним.

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.

На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Технологии, профессии и производства

Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров.

Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов.

Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.

        Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.

Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.

        2. Технологии ручной обработки материалов

        Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.

Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление. Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон.

Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки).

Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Использование дополнительных отделочных материалов.

3. Конструирование и моделирование

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль идр.) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла.

4. Информационно-коммуникативные технологии

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

                В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

                - первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;

                - осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического

сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

                - понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

                - проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов

природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

                - проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

                - проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

        Познавательные УУД:

                - ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

                - осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
        - сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;

                - делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;

        - использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
                - комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;

                - понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.

        Работа с информацией:

           - осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

            - анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме;

   -  выполнять действия моделирования,работать с моделями;

            - использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

            - следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.

        Коммуникативные УУД:

                - вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

                - создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;

                - строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

                - объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

        Регулятивные УУД:

                - рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);

                - выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

                - планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

                - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

                - выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

                - проявлять волевуюсаморегуляцию при выполнении работы.

        Совместная деятельность:

                - организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;

                - проявлять интерес к работе товарищей;

           - в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;         

        - понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

                К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

                - правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;

                - применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;         действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

                - определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе;         - определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные,текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;

                - ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;

        - выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;

                - оформлять изделия строчкой прямого стежка;

                - понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал»,«инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;

                - выполнять задания с опорой на готовый план;

                - обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за

инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;

                - рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;         

                - распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);

                - называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими;

                - различать материалы и инструменты по их назначению;

                - называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

                - качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;

                - использовать для сушки плоских изделий пресс;

                - с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;

                - различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

                - понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;

                - осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;

                - выполнять несложные коллективные работы проектного характера.

Система оценки достижения планируемых результатов осуществляется в соответствии с локальным актом школы «Положение об оценивании достижений планируемых результатов обучающихся».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА

1.1.

Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров

1

РЭШ

1.2.

Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии

1

РЭШ

1.3.

Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы

1

РЭШ

1.4.

Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания

2

РЭШ

1.5.

Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи

1

РЭШ

Итого по модулю

6

Модуль 2.  ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

2.1.

Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий

1

РЭШ

2.2.

Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей

1

РЭШ

2.3.

Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как  направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему

1

РЭШ

2.4.

Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий)

0.5

РЭШ

2.5.

Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги

0.5

РЭШ

2.6.

Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратнойработы с клеем

1

РЭШ

2.7.

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.)

1

РЭШ

2.8.

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий

1

РЭШ

2.9.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др.

1

РЭШ

2.10

Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон

1

РЭШ

2.11.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.).

1

РЭШ

2.12.

Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы

1

РЭШ

2.13.

Виды природных материалов (плоские —листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки)

0.5

РЭШ

2.14.

Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей

0.5

РЭШ

2.15.

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах

0.5

РЭШ

2.16.

Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др.)

0.5

РЭШ

2.17.

Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка

1

РЭШ

2.18.

Использование дополнительных отделочных материалов

1

РЭШ

Итого по модулю

15

Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

3.1.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания

2

РЭШ

3.2.

Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции

2

РЭШ

3.3.

Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов

2

РЭШ

3.4.

Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку

2

РЭШ

3.5.

Конструирование по модели (на плоскости)

1

РЭШ

3.6.

Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла

1

РЭШ

Итого по модулю

10

Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4.1.

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях

1

РЭШ

4.2.

Информация. Виды информации

1

РЭШ

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

Приложение 1

к рабочей программе по «Технологии»

1  класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно-тематическое планирование по «Технологии»

1  класса Г

         Учитель: Рачкова Ю.В.


п/п

Тема урока

Контроль

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Природные формы, их передача в изделиях из различных материалов.

Устный опрос

2.

Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.

Устный опрос

3.

Рабочее место, его организация, чистота и порядок.

Устный опрос

4.

Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.

Устный опрос

5.

Профессии родных и знакомых. Профессии сферы обслуживания.

Устный опрос

6.

Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи

Устный опрос

7.

Бережное, экономное и
рациональное использование обрабатываемых материалов.

Устный опрос

8.

Основные технологические операции ручной обработки
материалов.

Устный опрос

9.

Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке с опорой на рисунки, графическую инструкцию,
простейшую схему.

Устный опрос

10.

Чтение условных графических изображений

Устный опрос

11.

Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги.

Устный опрос

12.

Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др.

Устный опрос

13.

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка,
аппликация и др.).

Устный опрос

14.

Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий.

Устный опрос

15.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др.).

Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы.

Устный опрос

16.

Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов.

Устный опрос

17.

Повторный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц.

Устный опрос

18.

Картон.

Устный опрос

19.

Виды природных материалов. Приёмы работы с природными материалами(приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина)

Устный опрос

20.

Общее представление о тканях, их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления. Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.

Устный опрос

21.

Использование дополнительных отделочных материалов

Устный опрос

22.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания

Устный опрос

23.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания

Устный опрос

24.

Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др.) и способы их создания

Устный

опрос

25.

Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.

Устный опрос

26.

Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов.

Устный опрос

27.

Образец, анализ конструкции образцов изделий

Устный опрос

28.

Изготовление изделий по образцу, рисунку.

Устный опрос

29.

Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь
выполняемого действия и результата.

Устный опрос

30.

Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата

Устный опрос

31.

Выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/замысла.

Устный опрос

32.

Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.

Устный опрос

33.

Информация. Виды информации

Устный

опрос

Кол-во часов по программе: 33

Кол-во к.р.: 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру для 1 класса (программа "Начальная школа XXI века") по ФГОС третьего поколения

Программа по окружающему миру для 1 класса (программа "Начальная школа XXI века") по ФГОС третьего поколения, выполнена в конструкторе рабочих программ.  С КТП, указанием вида деятельно...

Рабочая программа по ФГОС третьего поколения, с 1-4 класс

Рабочая программа  по музыке ,для 1 класса....

Рабочая программа по математике 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по математике  1 класс  по ФГОС третьего поколения...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по русскому языку  1 класс по ФГОС третьего поколения...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по литературному чтению  1 класс по ФГОС третьего поколения...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по окружающему миру  1 класс по ФГОС третьего поколения...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по изобразительному искусству  1 класс по ФГОС третьего поколения...