Конспект открытого урока по технологии Первые шаги в искусстве вышивания
план-конспект урока по технологии (2, 3, 4 класс)

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции.
  • Развивать творческие способности.
  • Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому (декоративно-прикладному искусству) своего народа. 

Дети учатся вышивать по стёту нитей ткани основы, в частности, канвы. По ходу практической работы обучающиеся знакомятся с математическими понятиям - симметрия, диагональ, косая, прямая и ломаная линия. Данный вид работы доступен детям в этом возрасте. Прививает любовь к соим обычаям, традициям, воспитывает уважени к безымянным творцам прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pervye_shagi_v_iskusstve_vyshivaniya.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Исменецкая СОШ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока: Первые шаги в искусстве вышивания

(Марийская вышивка). 2 класс

Интегрированный урок

Урок разработала

Созонова В.Н.

с. Исменцы

год

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с народным декоративно-прикладным искусством и основными законами композиции.
  • Развивать творческие способности.
  • Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому (декоративно-прикладному искусству) своего народа.

Оборудование урока:

Выставка: образцы народного творчества: коллекция вышитых головных полотенец типа «шарпан», женские рубахи Волжского и Звениговского районов. Презентация «Родник красоты» (Марийская старинная вышивка)

Дети сидят за пяльцами. Они вышивают салфетки, украшают косой счётноой гладью края салфетки.

На доске образцы узоров орнамента народной вышивки.

ХОД УРОКА

1. Приветствие гостей.

2. Вступительное слово

– Сегодня разговор у нас с вами пойдет разговор о: (марийской вышивке).

(выступление детей):

Кристина: Не вешай нос, вышивка поддается освоению (пословица)

Даша: Кумылна мемнан тыгай –

Кид-пашам йӧратена.

Ӱстел йыр чуыргена

Пашанам тӱҥалына.

Полина: Изиракат улына,

Кугуракат улына,

Тӱрым тӱрлаш шинчына –

Чылан иктӧр лийына!

В старину люди сами украшали предметы одежды. (Рассматриваются эти предметы.) Такие вещи сохранились и до нашего времени в сундуках наших бабушек. Они выполнены с большим искусством. Их искусство называем народным искусством.

Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных.

Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор? Кто ему мог подсказать, как надо делать?

Ученики: Подсказывала ему природа, все это он видел в лесу, в саду.

Рассмотрим внимательно старинные головные полотенца. Их называли «шарпан». Обратите внимание на то, где расположен узор, каким цветом пользовалась мастерица, что изображала. (Учащиеся рассматривают полотенца.)

Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба. Девушки себе в старину готовили приданое, начиная с малых лет. Девочек учили мамы, искусные вышивальщицы, которые жили рядом. «Кто не умел вышивать, их даже замуж не брали»,- рассказывали бабушки ансамбля «Олык сем», которые часто приходили в школу. Они говорили, что вышитые вещи имели магическое свойство оберегать дом и хозяев от беды. Да и расположенные на груди, рукавах, спине вышивка носила значение оберега. Их терминология до сих пор нам известна. Например, грудная вышивка носила название «чызе орол». Спинная – «туп орол». На рукавах – оберег от сглаза, чтобы силу рук никто не мог отнять. По вышитым изделиям судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома.

Если вы научитесь понимать узоры на полотенцах, научитесь сами их расшивать и расписывать, Вы узнаете, как жили раньше люди, что им помогало беду развести, радость в дом принести.

Давайте и мы учиться радость дарить. (Дети начинают вышивать. У каждого своя работа. На пяльцах запялена канва с крупными ячейками. Вышивают края салфетки трикотажными нитями косой счётной гладью. Эта техника старинной марийской вышивки называется «пырче важык». Выполняют строго по счёту нитей ткани.)

Милена: Шотлен-шотлен тӱрлена –

Математик улына.

«Пырче важык» пӱшкылна

Вынереш иктӧр возеш.

3. Основная часть урока. Актуализация знаний

1) Рассказ учителя сопровождается презентацией (слайдами) (дети в это время вышивают)

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция.

В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь нельзя, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию. Главное в композиции можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора.

Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции – творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения.

Чтобы научиться правильно строить композицию в вышивке, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. Дети приводят свои примеры, наиболее запомнившиеся из пройденного учебного материала.)

2. Дети о технике, цветовой гамме, мотивах орнамента:

Критстина: Марий тӱрыштӧ чылаже

Улыжат ныл тӱс гына.

Шемым, нарынчым, ужаргым

Келыштарен кучылтына.

Полина: А йошкар чевер тугае!

Эн йӧратыме тӱсна!

Тӱрлӧ семын керышталын,

Чеверта мемнан тӱрнам!

Глеб: Марий еҥым, манын калык ожно,

Шун гыч Юмо шочыктен.

Садлан тувыр оҥым, шокшым,

Вачым да урвалтым

Шун тӱс дене сӧрастарен!

Ксения (К.): Тӱҥ поянлыкна мемнан

«Ужар шӧртньӧ» – чодыра.

Садлан ужар шӱртӧ тӱсымат

Ме моштен кучылтына.

3. Физкульминутка

4. Практическая часть продолжается.

5. Рассказ учителя о символах орнамента марийской вышивки (слайды)

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – растения. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ женщины, Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал засеянное поле и т.п. Для каждой местности были характерны свои традиционные орнаментальные узоры. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Теперь орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение. (Демонстрируется таблица со схемой раппорта.)

6. Дети о мотивах марийского орнамента

Ксения (М.): Теве корно, теве имне

Теве лудо, теве шордо,

Вӱд воктене тӱрлӧ кушкыл

Шӱртӧ дене шочалеш.

Милена: Вӱд ӱмбалне пуйто йӱксӧ

Лывыргалын иялеш

Кид йымачын ош канвашке

Пырче важык пышталтеш.

7. Рассказ учителя о композиции орнамента на образцах изделий (используются и слайды)

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: (слайды и показ на образцах выставки)

  • ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр).
  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
  • центрическим, или розеточным, элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Мотивы орнамента: (слайды)

  • геометрический, состоящий из различных элементов;
  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • птичий;
  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;

8. Подведение итогов

Ксения (К.): Марий тӱрым тӱрлена –

Марий койшым койына.

Марий тӱрым, мотор тӱрым

Изинек йӧратена!

Глеб: Изи кидна лывырге

Тӱрлемэрге (тӱрлемӱдыр) (добавляют девочки) улына

Модын-воштыл тӱрлена

Пашана шижде эрта!

Дети встают, поворачиваются к гостям, показывают свою работу.

Гости оценивают удачное расположение узоров в квадрате, цветовое решение, качество.

9. Рефлексия

Итак, с мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Дети: Не учись безделью, а учись рукоделью.

Глазам страшно, а руки делают.

Есть терпенье, будет и уменье.

Все: Наши руки не для скуки!

- За урок спасибо. дарю слово “МОЛОДЦЫ” с вручением улыбающихся смайликов.

10. Учащиеся наводят порядок на рабочих местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...

Конспект открытого урока по технологии для второго класса "Снеговики разных стран"

Урок – игра «Снеговики разных стран. Сходства и различия. Новогодняя аппликация из цветной бумаги и текстильных материалов.»...

Проект. "Первые шаги в искусство"

Проект предполагает посещение экскурсий в Государственном Эрмитаже и самостоятельную творческую работу детей....

План- конспект открытого урока по технологии на тему "Изба"

Планируемые образовательные результаты Предметные умения: узнают из какого материала строили дома в старину; из каких частей состоит изба; познакомятся с профессиями: строитель, плотник, кровельщик, с...

Конспект открытого урока по технологии "Урок творчества"

Комбинированный урок для обучающихся 1 класса  коррекционной школы (7 вид, ЗПР)...