Рабочая программа "Ручной труд".
рабочая программа по технологии (4 класс)

Григорец Даниела Дмитриевна

Программа предназначена для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 8.1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_4_b.docx52.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Ручному труду» предназначена для детей  с ОВЗ и составлена на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с интеллектуальным нарушением;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Горной СШ»;

- требований адаптированной общеобразовательной программой Кузнецова Л.А. Симукова Я.С в предметной области «Технологии»;

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья интеллектуальные нарушения.

Цель и задачи программы

        

Цель: Развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда.

Задачи:

Образовательные:

1.        Обучение доступным приемам труда;

2.        Формирование организационных умений в труде.

Коррекционно-развивающие:

1.        Развитие трудовых качеств;

2.        Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

3.        Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

4.        Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Воспитательные:

1.        Воспитание положительного отношения к труду;

2.        Воспитание уважения к людям труда;

3.        Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной трудовой деятельности.

Оценка деятельности учащихся.

Виды контроля:

-текущий контроль,

-периодический (рубежный) контроль,

Методы контроля:

-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам);

-практический контроль (упражнения, выполнение практических,)

Текущая проверка знаний, умений, навыков.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка проводится в следующих формах:

-устный опрос;

-практическая работа;

-тесты и др.

Знания и умения обучающихся по ручному труду оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

Оценка знаний обучающихся:

Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5»:

— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;

— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

— раскрыто основное содержание материала;

— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;

— ответ самостоятельный;

—определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

— определения понятий недостаточно четкие;

— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.

Оценка «2» не ставится.

Оценка практических работ знаний обучающихся:

Отметка «5»:

- самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовил инструменты и рабочий материал;

- во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;

- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;

- темп работы высокий.

Отметка «4»:

- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;

- темп работы средний.

Отметка «3»:

- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

- работа не выполнена в заданное время;

- работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

- не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.

Оценка «2» не ставится обучающемуся.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология. Ручной труд» изучается с 1 по 4 класс. Рабочая программа рассчитана на проведение одного урока в неделю. Общее число часов в 4 классе — 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология. Ручной труд» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности.

Личностные  и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология. Ручной труд»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты:

-осознание себя как гражданина России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный

Достаточный

- название инструментов, используемых в работе;

-правила безопасной работы с ножницами, иголкой, шилом, проволокой и клеем.

- делать рациональную разметку по шаблону и линейке;

- научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги;

- смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы;

- научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым);

- научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их;

- делать обработку углов изделия при окантовке;

- научиться сгибать картон и склеивать по стыкам;

- научиться склеивать бумагой объемные изделия;

- получить знания о способах обработки древесины;

- научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон;

- сгибать и резать проволоку при помощи инструментов;

- научиться выполнять косой обмёточный стежок;

-уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком;

-научиться сметывать изделие по краям;

- вышивать по линиям рисунка;

- анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения;

- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;

- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;

- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании;

- определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции;

- осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом;

- готовить отчёт о выполненной работе, включив него название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и тд.;

- описывать последовательность операций по изготовлению изделия;

- оценивать степень сложности работы.

Формирование базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями (инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

         

Требования к уровню подготовки учащихся:

        В результате изучения технология ручного труд в 4 классе учащиеся должны уметь:

•        самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
  • составлять стандартный план работы по пунктам;
  • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов;
  • работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора);
  • выполнять несложный ремонт одежды.

Основное содержание курса «Технология. Ручной труд» 4 класса

Работа с бумагой и картоном (15 ч)

- Закрепить элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении.

- Знакомить со свойствами бумаги и картона - сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде., через использование и наглядный показ данных действий.

- Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.

- Картон тоже должен быть нескольких сортов. Сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде.

- Повторение работы по конструированию. Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Работа с тканью и нитками (5 ч)

- Знакомство с видами, цветом, свойствами ткани.

- Знакомство с видами работы с тканью, скручивание ткани.

- Изготовление изделий из ткани.

- Тканые ткани.

-  Связывание нитей в пучок.

Работа с металлом и проволокой (5 ч)

- Знакомство с видами, свойством, цветом металлов.

- Знакомство с технологией ручной обработки металлов.

- Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов.

- Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам.

- Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке.

- Разметка деталей по заданным размерам.

- Крепление дополнительных деталей, оформление.

- Инструменты для работы с бросовым материалом, их назначение и применение. Правила безопасной работы.

- Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бросовым материалом.

Работа с древесиной (2 ч)

- Знакомство с профессией людей работающих с древесными материалами.

- Узнать о свойства древесины.

- Выполнить с помощью учителя аппликации.

Ремонт одежды (2 ч)

 - Технология пришивания пуговиц.

 - Отделка изделия из пуговиц.

 - Изготовления вешалки.

Картонажно - переплётные работы (4 ч)

- Изготовление записной книжки - раскладушки с переплётной крышкой.

- Изготовления блока, изготовления переплетной крышки.  Соединение блока и крышки.

Ручные швейные работы (1 ч)

- Выполнение образца Соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Закрепление нитки в начале и конце работы.

- Изготовления изделия подушечка для иголок, игрушка - подушка.

№ п/п

Изучаемые разделы

Количество уроков

1

Работа с бумагой и картоном

15

2

Работа с тканью и нитками

5

3

Работа с металлом

3

4

Работа с проволокой

2

5

Работа с древесиной

2

Ремонт одежды

2

6

Картонажно - переплётные работы

4

7

Ручные швейные работы

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

  1.  

Работа с бумагой и картоном «Что ты знаешь о бумаге?» Материалы, инструменты. Виды бумаги. Свойство бумаги. Цвет бумаги. Размер бумаги.

Работа с бумагой и картоном. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево»

Работа с бумагой. Виды работы с бумагой: аппликация техника отрывания. «Дерево»

 Работа с бумагой и картоном. Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка».

 Работа с бумагой и картоном Нахождения на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор).

Работа с тканью и нитками Скручивание ткани.  Игрушка «Кукла - скрутка.» Технология изготовления тряпичной куклы- скрутки.

Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани.  «Салфетка с аппликация.»

Работа с тканью и нитками. Изделия из ткани.  «Салфетка с аппликация.»

Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблону. подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в скорлупе». Конструкция игрушки. Технология изготовления игрушки.

Работа с бумагой и картоном Экономное использование бумаги при нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов. Технологи изготовления «Попугая.»

Работа с бумагой и картоном Развертка изделия. Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей. Технология приготовления конверта из развертки.

Работа с бумагой и картоном Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом.»

Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольников с помощью угольника. «Закладка для книг из зигзагообразных полос».

Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника.  «Закладка для книг с «сводным плетением»».

Работа с металлом.  Что такое метал? Применение металла.  Виды металла. Свойство металла. Цвет металла.

Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза».

Работа с металлом. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», «Паук», «Стрекоза».

Работа с бумагой и картоном. Деление круга на ровные части с помощью угольника и линейки. Изделие «Объёмная елочная украшение».

Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Изделие снежинка. Технология изготовления снежинки. Практическая работа по изготовлению снежинки.

Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» .

Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет».

Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток».

Работа с тканью и нитками. Связывание ниток в пучок. Изделие  «Помпон из ниток».

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки, бумаги и ниток « Муха».

Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов Изделие из проволоки и ниток «Паук».

Работа с древесиной. Обработка древесины ручным инструментом. Клеевое соединение деталей из древесины.

Работа с древесиной.  Прием соединения кусков карандашной стружки. «Цветок».

Ремонт одежды. Пришивании пуговиц с двумя отверстиями, четырьмя отверстиями. с ушком.

Ремонт одежды Отделка изделий пуговицами.

Картонажно- переплётные работы. Картонажное изделие. Изделие и переплет. Материал. Инструменты и приспособления.

Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки.  Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки.  

Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки.  Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки.  

Картонажно- переплётные работы. Изготовления записной книжки -раскладушки с переплетной крышкой. Технология изготовления записной книжки – раскладушки.  Практическая работа по изготовлению записной книжки – раскладушки.  

Ручные швейные работы. Изделия « Подушка для игл».

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

4. Принтер.

Для учителя:

1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

2. Примерная программа начального общего образования.

3. Технология для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1)

 4 класс. Автор: Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. изд.,- М.: Просвещение, 2019 143 стр.

4. http://минобрнауки.рф/

5.  http://www.edu.ru/

Для обучающихся:

1. Учебник, использующийся для обучения: Технология. 4 класс Ручной труд / Автор. – Кузнецова Л.А. Симукова Я.С. изд.,- М.: Просветление,  2019 г. 143 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Труд ПНШ

Рабочая программа 1 класс Труд ПНШ...

Рабочая программа и КТП по "ИЗО и художественный труд" 4 класс

Рабочая программа МОУ Беломечетской СОШ № 7  для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и  авторской про...

Рабочая программа и КТП по ИЗО и художественному труду 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 классИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОАвторы: Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неме...

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...

Основы общественно-полезного труда. Рабочая программа 2 класс

Рабочая программа по  курсу "Основы общественно- полезного труда"( внеучебная деятельность, социальное направление) для 2 класса . Рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое п...

Рабочая программа по курсу "Технология. Художественный труд" для 1 класса по УМК "Школа России". Автор Т.Я. Шпикалова

Рабочая  программа  по  курсу  "Технология.  Художественный  труд"  для  1 класса  разработана  на  основеФГОС нач...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по труду 4 класс УМК "Школа России"

В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Технология (Труд)" 4 класс УМК "Школа России"...